Hotline


Международная конференция по организованной преступности и терроризму

 Версия для печати

 

 

Будапешт, Венгрия

17-22 июня 2002 года

В период с 17 по 22 июня 2002 года на базе Международной Полицейской Академии в Бухаресте, Венгрия проводилась конференция с участием сотрудников правоохранительных органов и научных работников в области криминологии и уголовного права из Азербайджана, Грузии, Молдовы, Казахстана, России, Украины и Узбекистана и США. По составу участников в составе делегаций были представлены сотрудники милицейских и полицейских подразделений, служб безопасности, прокуроры и судьи различного уровня, сотрудники исполнительных органов власти, связанные с правоприменительной деятельностью и научные работники юридических вузов.

Круг обсуждаемых вопросов и проблем был связан с законотворческой и правоприменительной деятельностью в отношении противодействия и борьбы с организованной преступностью и терроризмом, включая в себя :

  • Оценка состояния организованной преступности в государствах СНГ, представленных национальными делегациями;
  • Противодействие отмыванию (легализации) денег, опыт правоохранительных служб США;
  • Деятельность международных организаций по противодействию (отмыванию) денежных средств;
  • Опыт расследования уголовных дел в США, использование “ударных команд” и тайных осведомителей для внедрения в организованные преступные группировки;
  • Организация налогового расследования в США;
  • Применение института судебной сделки при расследовании уголовных дел в США;
  • Patriot Act США;
  • Международное сотрудничество в противодействии организованной преступности и терроризму;

 

Оценка состояния организованной преступности в государствах СНГ, представленных национальными делегациями

Членами национальных делегаций сделаны доклады о состоянии организованной преступности в своих странах с указанием особенностей преступной деятельности, фактов терроризма и связей между преступными и террористическими группировками.

В частности, узбекской делегацией приведены факты совершения взрывов в Ферганской долине и убийств глав администраций с целью дестабилизации ситуации в республике. Отмечено, что имеются неопровержимые доказательства связей террористических группировок с исламскими фундаменталистами в арабских странах и Афганистане и с группировками, занимающимися торговлей и перевозкой наркотиков в Россию и страны Западной Европы.

Азербайджанская делегация в докладе отметила проблему, связанную с затяжным вооруженным конфликтом с Арменией на протяжении почти 10 лет из-за территориального спора в отношении Нагорного Карабаха. Отмечено проникновение на территорию республики диверсионных групп из Армении с целью проведения взрывов. По утверждению азербайджанских спецслужб, на территории Нагорного Карабаха действует филиал курдской военизированной религиозной организации, организуется торговля оружием и наркотиками. На территории Азербайджана выявлена деятельность мусульманских религиозных организаций крайне радикального направления.

Делегация Молдовы довела до участников конференции обеспокоенность властей Молдовы фактом наличия на территории Приднестровской Республики большого количества оружия, оставшегося от выведенных в Россию войсковых частей и возможностью попадания этого оружия в руки террористов во всех частях мира.

 

Противодействие отмыванию (легализации) денег, опыт правоохранительных служб США

Сотрудник службы внутренних доходов США Том Келли и представитель Министерства юстиции США в Москве Том Файерстоун совместно сделали доклад об опыте противодействия правоохранительных служб Соединенных Штатов Америки отмыванию (легализации) денежных средств, в частности об использовании Закона RICO и сборе доказательств в отношении подозреваемых.

После докладов члены делегаций выступили с короткими сообщениями по противодействию отмыванию денежных средств в своих странах. Общая картина выглядит таким образом, что изменения в законодательстве в противодействии этому виду криминальной деятельности в странах СНГ были проведены в 2001-02 гг. и правоохранительные органы СНГ находятся в настоящее время в стадии реорганизации и перестройки и, соответственно, пока не накоплено достаточного практического опыта.

Деятельность международных организаций по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств

Эксперт и советник ООН Элизабет Джойс, прибывшая из Вены, выступала с докладом о деятельности ООН по противодействию отмыванию денежных средств законодательными и правоприменительными усилиями стран, принявших рекомендации FATF, акцентируя внимание на том, что выявлены прочные и устойчивые связи между транснациональной организованной преступностью и террористическими группировками и финансирование последних за счет наркоторговли, продажи оружия, контроля над проституцией и пр. Отмечено, что часть стран ратифицировала международную Конвенцию по запрещению терроризма, а часть готовится к подписанию. Выделены основные положения рекомендаций FATF:

-идентификация банковских клиентов;

-создание национальных подразделений финансовой разведки;

-создание банка данных о “подозрительных” финансовых сделках;

-ратификация международной Конвенции;

-криминализация финансирования терроризма;

-“замораживание” подозрительных счетов;

-международное сотрудничество.

Опыт расследования уголовных дел в США, использование “ударных команд” и тайных осведомителей для внедрения в организованные преступные группировки

Окружной федеральный прокурор США из г.Сиэтла Джим Лорд поделился опытом работы федеральных прокуроров в США в деле борьбы с организованной преступностью, выделив основные моменты, которые необходимо учитывать при организации расследования:

-составление команды сотрудников различных правоохранительных органов (полиция, ФБР, служба внутренних доходов, ЦРУ, таможня, секретная служба и пр.) для комплексной оперативно-розыскной и следственной работы в отношении конкретной организованной группировки. Для более действенной работы в крупных городах США созданы и функционируют т.н. “ударные команды”, состояшие из предствителей вышеперечисленных служб под непосредственным руководством прокуроров федерального округа, в обязанности которых входит организация сбора доказательств в отношении преступных группировок;

-сбор информации и проведение аналитической работы (доклады осведомителей, отчеты о телефонных звонках телефонных и пейджерных компаний, различные информационные банки данных, запросы в другие страны и Интерпол);

-получение разрешений у судьи на прослушивание телефонных переговоров и обыски в офисах и квартирах, изьятие почтовой корреспонденции и пр;

-подбор и внедрение осведомителей или сотрудников правоохранительных служб “под прикрытием”;

-негласная запись разговоров разрабатываемых фигурантов с целью добычи доказательств;

-предоставление собранных материалов на рассмотрение Большого Жюри.

Джим Лорд отметил особенности организованной преступности в Сиэтле, связанных с большим количеством китайских группировок, занимающихся распространением наркотиками и организацией незаконной иммиграции в США женщин китайской и корейской национальности в публичные дома.

Организация налогового расследования в США

Доклад был представлен сотрудником службы внутренних доходов США Томом Келли и включал в себя знакомство участников конференции с наиболее важными моментами налогового законодательства США и организации сбора доказательств в отношении правонарушителей. Наибольший интерес представляли вопросы о взаимодействии с правоохранительными службами других стран для получения и формирования доказательственной базы в отношении лиц, организующих получение доходов за пределами США и не отражающих их в налоговых декларациях.

Применение института судебной сделки при расследовании уголовных дел в США

Окружным прокурором Лос-Анджелеса Стивеном Ларсеном проведен анализ практического применения в системе американского судопроизводства судебных сделок, как наиболее действенных средств в отношении обвиняемых. Для более полной зрелищности участники американской делегации воспроизвели фрагмент судебного заседания с распределением ролей судьи, адвоката, прокурора и обвиняемого между собой. После демонстрации, вызвавшей живой интерес у участников конференции, был проведен подробный разбор действий всех участников судебного заседания. С. Ларсен информировал о получающем широкое распространение в США способе домашних арестов некоторых категорий обвиняемых до разрешения дела в суде с помощью электронных браслетов, надеваемых на ногу или руку обвиняемого, что помогает по радиосигналу выяснить в любое время суток его местонахождение и экстренно воспрепятствовать выезду за пределы США, чтобы избежать уголовного наказания. Данный способ позволяет обвиняемому находиться в привычной домашней обстановке и экономит средства государства на его содержание в местах лишения свободы до рассмотрения дела.

Patriot Act США

Patriot Act США или полное название PROVIDING APPROPRIATE TOOLS REQUITED TO INTERCEPT AND OBSTRUCT TERRORISM (обеспечение должными ответными средствами противодействия терроризму), Закон против терроризма в США был принят после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Полный текст размещен на сайте Министерства юстиции США www.frwebgate.access.gpo.gov . Различные разделы указанного Закона представлены всеми членами делегации США и включают в себя:

-предоставление экстраординарных полномочий правоохранительным службам и агентствам США;

-широкий сбор информации, включая сбор в средствах электронной коммуникации;

-совершенствование Закона по противодействию (отмыванию) денежных средств в отношении финансовой деятельности американских физических и юридических лиц в других странах, а также финансовой деятельности иностранцев на территории США;

-совершенствование федерального уголовного законодательства, введение новых составов преступлений в действующее законодательство за проявления терроризма или поддержку террористической деятельности, а также ужесточение уголовной ответственности по имеющимся составам, в том числе принятие изменений к известному Закону RICO;

-совершенствование уголовно-процессуальной деятельности, особенно в отношении терроризма;

-совершенствование иммиграционного законодательства, повышение возможности и способности федеральных агентств для недопущения въезда на территорию США лиц, подозреваемых в участии или пособничестве террористических организаций;

-совершенствование взаимодействия правоохранительных и разведывательных агентств по сбору информации и выявлению угроз безопасности США;

-повышение уровня взаимодействия с зарубежными правоохранительными и разведывательными службами.

Отмечено, что после событий 11 сентября произошли значительные реорганизационные преобразования в структуре американского разведывательного сообщества с целью детальной оценки получаемой оперативно-значимой информации. В настоящее время деятельность американских спецслужб главным образом проходит по следующим направлениям:

-сбор информации в отношении иностранцев и граждан США, выходцев из стран мусульманского мира;

-выявление банковских счетов, финансовых или материальных средств, действительно или предположительно находящихся в распоряжении или владении террористических группировок или отдельных членов группировок. Изьятие таких средств и “замораживание” счетов для последующего разбирательства в отношении источников финансирования. Причем владелец сам должен доказать легальность получения им финансовых средств или собственности и свою непричастность к террористической деятельности.

В рабочих группах участники конференции обсудили усилия своих правительств в законотворческой деятельности и правоприменении в части борьбы с финансированием террористических организаций и групп. Как выяснилось, все страны, представленные на конференции, находятся на примерно равном уровне организации такой государственной деятельности.

Международное сотрудничество в противодействии организованной преступности и терроризму

Выступающие участники конференции отметили, что между бывшими республиками СССР сохранились достаточно устойчивые связи между правоохранительными органами, что позволяет проводить оперативно-розыскную деятельность и расследование уголовных дел, имеющих межрегиональный и международный характер, включающее в себя практически весь комплекс оперативных мероприятий и процессуальных действий. Приводились примеры пресечения деятельности многонациональных преступных группировок в республиках Средней Азии, Закавказья, России и Украине. Отмечена тенденция выезда членов группировок в страны Западной Европы, США и Канаду с целью избежания уголовного наказания и размещение ими криминальных финансовых средств в банках и коммерческих предприятий указанных стран. Данное обстоятельство создает определенные трудности в расследовании уголовных дел и изобличении преступников для правоохранительных органов СНГ.

Членами американской делегации был проведен детальный разбор обстоятельств и важных моментов, требуемых для направления запросов в США и сбора доказательств на американской территории, что имело несомненный интерес для практических работников. Последние включали в себя :

-необходимость изложения запроса на четком и понятном английском языке;

-описание фабулы уголовного дела с указанием уголовно-правовой нормы, которую лицо, проходящее по делу нарушило или имеет место подозрение в том, какое преступление было совершено (с указанием санкции уголовной нормы);

-приложение к запросу необходимых копий процессуальных или коммерческих документов, подтверждающих виновность лица;

Американская делегация изложила механизм исполнения запроса, поступившего из другой страны, в том числе получение банковской документации о движении денежных средств.

Российская делегация, приведя несколько примеров приостановленных уголовных дел в отношении российских граждан, скрывающихся от следствия и суда на территории США, вынесла на обсуждение вопрос о необходимости законодательного решения вопроса о выдаче данной категории лиц. Американская сторона сообщила, что действительно имеет место проблема международного сотрудничества между США и Россией, связанная с выдачей указанной категории лиц, сославшись на то, что по мнению американских юристов, это происходит из-за влияния политических группировок обеих стран по недопущению разработки и подписания подобного международного соглашения, наличия нормы Конституции Российской Федерации, запрещающей выдачу российских граждан другим государствам и что российские власти зачастую требуют выдать кого-либо исключительно по политическим мотивам.

На заключительном заседании участники конференции выразили единодушное мнение о полезности и необходимости проведения подобных встреч, что положительно влияет на практическое сотрудничество и установление непосредственных связей между национальными правоохранительными органами и научными организациями.