Hotline


Cборник материалов "Проблемы борьбы с коррупцией, нелегальной миграцией и преступностью в Дальневосточном регионе"

 Версия для печати

 

spravochnik.zip (0 байт)  

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ к Международной научно-практической конференции «Проблемы борьбы с коррупцией, нелегальной миграцией и преступностью в Дальневосточном регионе»
(6 июля 2007 г.)

 

Сборник издается при содействии Центра по изучению транснациональной преступности и коррупции Американского (г. Вашингтон) университета и финансовой поддержки Департамента Юстиции США (Договор № 11-282501-34553-02).
Для студентов и аспирантов юридических факультетов, институтов, работников правоохранительных органов.
© Сухаренко А.Н., 2007
© Хренков О.В., 2007
© Издательство Дальневосточного
университета, 2007

Полная версия

Предисловие

Анализ имеющейся статистической информации показывает, что криминальная ситуация на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) остается по-прежнему сложной. Так, за период с 2001 по 2006 гг. количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 35%. Наибольший прирост преступности отмечается в Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Амурской и Магаданской областях. Данное обстоятельство, по нашему мнению, наглядно свидетельствует о высокой степени криминализации населения региона.
Таблица 1
Состояние и динамика преступности в ДФО за 2001-2006 гг.

Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Количество преступлений (тыс.) 176,6 151,3 158,0 156,3 191,5 238,8
Их них раскрыто 128,7 96,8 86,1 82,7 89,4 101,1
В т. ч. тяжких и особо тяжких 99,4 85,8 65,8 54,3 62,0 67,3
Из них раскрыто 54,3 45,1 37,9 30,1 32,1 34,3

Если оценивать криминальную ситуацию в федеральных округах Российской Федерации по количеству преступлений на 100 тыс. населения, то окажется, что уровень преступности в ДФО в 1,3 раза превышает среднероссийский показатель.
Таблица 2
Уровень преступности в ДФО за 2001-2006 гг.

Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006
РФ 2049,6 1754,9 1926,2 2007,2 2477,6 2700,2
ДФО 2484,9 2150,4 2261,3 2356 2904,7 3644,8

В сравнении с динамикой регистрации преступлений, структура преступности является менее изменчивой криминологической характеристикой.
Таблица 3
Структура преступности в ДФО

Год 2006 Темп прироста к 2005 г.
Виды преступлений
Убийства и покушения на убийство 2321 -1,1%
Умышленное причинение тяжкого
вреда здоровью 4047 -1,9%
Изнасилования и покушение
на изнасилование 612 32,5%
Разбой 2658 11,2%
Грабежи 22988 29,5%
Кражи 109149 24,8%
Преступления экономической
направленности 24413 11,4%
Преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотиков 13469 20,4%
Преступления, связанные с
незаконным оборотом оружия 1550 - 20,0%
Преступления, совершенные с
использованием оружия 539 -22,1%

Как следует из таблицы, в структуре преступности ДФО в основном преобладают преступления корыстно-насильственной и экономической направленности. Наибольший прирост таких преступлений отмечается в Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия).
Характеризуя состав лиц, выявленных за совершение преступлений, следует отметить увеличение на 10,6% числа лиц, ранее совершавших преступления (с 33109 до 36606), на 2,5% совершивших преступления в группе (с 14181 до 14542), на 27,4% совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 409 до 521).
На этом неблагоприятном фоне вполне закономерно развитие организованных форм преступности, принимающей все более угрожающие масштабы.

Организованная преступность и незаконный оборот оружия

Проведенные криминологические исследования и статистические данные позволяют утверждать, что организованная преступность наряду с наркоманией представляет серьезную угрозу безопасности и стабильному развитию Дальнего Востока. Неслучайно Полномочный представитель Президента РФ в ДФО К. Исхаков на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов в январе 2006 г. призвал их консолидировать усилия для скорейшего решения данной проблемы . Аналогичную позицию высказал на итоговом совещании в феврале 2007 г. и Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка.
Статистический анализ демонстрирует неуклонный рост организованной преступности в регионе. Так, только за период с 2001 по 2006 гг. количество преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, увеличилось на 26,4% (с 1,6 до 2 тыс.). В тоже время количество преступлений, предусмотренных ст. 210 («Организация преступного сообщества») УК РФ, за указанный период увеличилось в 18 раз (с 0 до 18). Наибольшее число таких преступлений выявляется в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Сахалинской области.
Таблица 4
Динамика количества преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами в ДФО за 2001-2006 гг.

Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего
преступлений 1611 1737 1649 1870 1966 2034
в т. ч. по ст. 210 УК РФ 0 3 2 16 16 18

Несмотря на незначительный удельный вес в общем числе зарегистрированных в ДФО преступлений, организованная преступность характеризуется повышенной общественной опасностью. Так, в структуре преступности данного вида в основном преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления. Тенденцию к росту имеют преступления против собственности, экономической направленности, а также связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Особую тревогу вызывает активизация организованных преступных формирований (ОПФ), созданных на этнической основе. Только в 2006 г. была пресечена деятельность 10 таких ОПФ, в результате чего к уголовной ответственности были привлечены 22 участника и 11 лидеров. Как показывает практика, наиболее часто заявляют о себе азербайджанские, цыганские, таджикские и дагестанские ОПФ. Основными сферами их преступной деятельности являются: незаконное предпринимательство, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, оружия, драгоценных металлов и др.
До недавнего времени значительное влияние на криминальную ситуацию в ДФО оказывало преступное сообщество «Общак», сформированное в середине 1980-х гг. в Комсомольске-на-Амуре «вором в законе» Е. Васиным («Джем»). В составе «Общака» насчитывалось более 4 тыс. активных участников. Под его контролем находилась торговля автомобилями, рыбный промысел, морские транспортные перевозки, розничная торговля бензином, а также поставка и сбыт наркотиков.
После смерти «Джема» в хабаровском СИЗО в октябре 2001 г ., новым главой «Общака» был избран Э. Сахнов («Сахно»). Руководить преступным сообществом ему помогали «воры в законе» О. Семакин («Ева»), О. Шохирев («Леший», «Пенсионер») и С. Лепешкин («Лепеха»). Последнего в 2003 г. обнаружили повешенным в пересыльной тюрьме.
В 2005-2007 гг. на территории ДФО был проведен ряд крупномасштабных спецопераций, в результате которых к уголовной ответственности было привлечено 183 участника организованных групп, входивших в преступное сообщество «Общак», в том числе 41 лидер. Среди них и трое его организаторов – Э. Сахнов , О. Семакин и О. Шохирев.
В настоящее время организаторам «Общака» инкриминируется контроль над совершаемыми в ДФО преступлениями, среди которых наиболее распространенные были квартирные кражи, угоны машин с последующим вымогательством денег за их возвращение, вымогательства, торговля наркотиками и организация проституции. По версии следствия, контроль осуществлялся через так называемых «ответственных» и «положенцев», которых обвиняемые назначали в каждом населенном пункте. Данные лица руководили непосредственным совершением преступлений, а также направляли лидерам «Общака» их часть от преступных доходов. Кроме того, лидеры сообщества оказывали негативное влияние на несовершеннолетних, среди которых «велась идеологическая работа, внушались воровские понятия», а также вовлекали их в совершение преступлений .
Наряду с «Организацией преступного сообщества» лидеров «Общака» обвиняют и в ряде других преступлений. В частности, в организации убийства предпринимателя И. Римера, организации избиения главного редактора хабаровской газеты «Молодой дальневосточник» О. Чугуева и его супруги И. Полниковой, организации похищения человека и 18 краж на территории Комсомольска-на-Амуре.
Что касается ставленников «Общака» в регионах, то недавно в Приморский краевой суд было направлено уголовное дело по обвинению лидеров ОПФ «Общак» в Приморском крае В. Широкова («Монгол») и В. Гарая («Людовик»), а также 10 активных участников сообщества в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ и ряда других.
В Сахалинский областной суд было направлено уголовное дело по обвинению лидеров ОПФ «Общак» Сахалина В. Логвинова, В. Ли и В. Золенко в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ и ряда других.
В Магаданский областной суд было направлено уголовное дело по обвинению лидера ОПФ «Общак» Магадана В. Бальтершанского, а также двух активных участников сообщества в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ и ряда других. В этом же регионе были возбуждены уголовные дела в отношении руководителей 17 коммерческих предприятий, работающих под контролем «Общака». Деятельность 15 из них была прекращена.
В Хабаровском крае к уголовной ответственности был привлечен один из лидеров ОПГ г. Хабаровска С. Викончин («Виконт»), «ответственный» за угоны автомашин.
Всего в отношении членов «Общака», по информации правоохранительных органов, возбуждено 30 уголовных дел, по которым привлечен 61 участник. Трое из них имеют статус «воров в законе», а 17 являются лидерами. Как отмечают правоохранители, аресты первых лиц деморализовали крупнейшее организованное преступное формирование Дальнего Востока. В настоящее время свою деятельность оставшиеся на свободе участники свели к минимуму.
Не меньшую обеспокоенность вызывает также и незаконный оборот оружия. Существующая в регионе система незаконного оборота оружия и боеприпасов, безусловно, стимулирует рост вооруженности организованной преступности, что, в свою очередь, неизбежно приводит к обострению криминальной ситуации. Наиболее часто оружие используется для совершения тяжких преступлений против личности и собственности.
Принимаемые дальневосточными правоохранительными органами меры привели к заметному снижению количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Так, если в 2001 г. было зарегистрировано 6,4 тыс. преступлений данной категории, то в 2006 г. – всего 1,5 тыс. В результате в минувшем году из незаконного оборота было изъято 243 единицы огнестрельного оружия, 442 кг взрывчатых веществ, 80 взрывных устройств и около 22 тыс. различных боеприпасов .
Таблица 5
Динамика числа зарегистрированных преступлений,
связанных с незаконным оборотом оружия за 2001-2006 гг.

Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего преступлений 6412 5316 4095 1707 1937 1550
Из них раскрыто 6286 5196 3852 1505 1599 1093
Выявлено лиц,
совершивших преступления 3332 2891 2646 880 1120 702

Следует признать, что реальные масштабы преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств гораздо значительнее, а уровень ее латентности недопустимо высокий.
Практика показывает, что большая часть оружия попадает в незаконный оборот из государственных военизированных организаций, и, в первую очередь, Министерства обороны РФ. Причем связано это не только с участием в боевых действиях, ненадлежащим уровнем охраны складов и арсеналов, но и с высоким уровнем коррупции в Вооруженных силах. Другим, не менее значимым источником поступления оружия являются регионы с межнациональными конфликтами, особенно Северный Кавказ.
Приграничное положение Дальнего Востока повышает риск использования контрабандных каналов поставок оружия . Так, только за период с 2000 по 2005 гг. сотрудники ДВТУ возбудили 22 уголовных дела по фактам контрабанды оружия и боеприпасов. В результате чего было изъято 13 единиц огнестрельного оружия, 500 граммов взрывчатых веществ и 651 шт. боеприпасов .
Несмотря на определенные позитивные тенденции, принимаемые правоохранительными органами ДФО меры по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом оружия явно недостаточны. Осуществление результативной борьбы настоятельно требует разработки и принятия системных мер в работе правоохранительных органов, укрепления оперативных позиций в преступной среде, улучшения координации и взаимодействия с региональными органами власти, устранения недостатков при осуществлении прокурорского надзора.
Незаконный оборот сырьевых и биоресурсов в ДФО

Сложившаяся ситуация в сфере оборота сырьевых и биоресурсов в Дальневосточном регионе свидетельствует о высокой степени криминализации данных отраслей экономики, где организованная преступность прочно заняла свои позиции. Так, по данным ГУ МВД по ДФО с 2000 по 2006 г. количество преступлений экономической направленности, совершенных в составе организованных преступных групп (ОПГ) и преступных сообществ (ПС), выросло более чем в 2 раза.

В наибольшей степени криминальному влиянию подвержены те отрасли экономики, которые характеризуются незначительными капиталовложениями, высокой оборачиваемостью вложенных средств, экспортной ориентацией, слабым правовым регулированием. Как показал проведенный нами опрос практических работников, выступивших в качестве экспертов , основными направлениями криминальных интересов организованной преступности в Дальневосточном федеральном округе на современном этапе являются (по мере убывания) незаконный оборот леса и лесоматериалов (так считают 91,4 % респондентов), водных биоресурсов – 78,7%.

Опрошенные эксперты отметили, что дальневосточная организованная преступность действует, прежде всего, в тех сферах оборота сырьевых и биоресурсов, которые приносят валютные сверхприбыли (так ответили 62,7% экспертов). Привлекательными, хотя и в гораздо в меньшей степени, остаются сферы, слабо урегулированные законодательством – 38,5%, слабо выявляемые правоохранительными органами – 29,2%, наименее охраняемые – 16,1%, находящиеся в кризисном состоянии – 9,7%.

Основными негативными последствиями деятельности организованной преступности в рассматриваемых областях являются: серьезный ущерб экономике (72,8% респондентов) и истощение сырьевого запаса (в том числе постепенное исчезновение ихтиофауны) - 53% респондентов. При этом данные отрасли выходят из сферы государственного регулирования - 29,8% респондентов, возникает нестабильность и разбалансированность экономического рынка - 20,8% респондентов.

Помимо существенного ущерба экономике региона деятельность организованной преступности порождает еще целый ряд негативных последствий, к числу которых относятся:
• проникновение криминальных структур во власть (82,2% респондентов);
• неспособность государства обеспечивать регулирование экономики (38,5% респондентов);
• общее ослабление государства (27,1% респондентов);
• подрыв авторитета России на международной арене (13,5% респондентов).

Большинство опрошенных экспертов к причинам, детерминирующим распространение нелегального оборота сырьевых и биоресурсов, относят: коррупцию во властных структурах и отсутствие целостной системы мер борьбы с ней (48,7%), богатый сырьевой комплекс (38,1%), приграничное положение региона (39%), низкое социально-экономическое положение значительной части населения (25%), неэффективную деятельность правоохранительных органов (23,3%), отсутствие программ подготовки специалистов в области борьбы с экономической преступностью (20,3%), удаленность региона от федерального центра (9,7%), кризисное положение в экономике региона (6,3%).

Этому способствует также и низкий уровень раскрываемости преступлений в данной сфере, который, по мнению большинства экспертов (53,4%), не превышает 10%. Гораздо меньшее число экспертов (23,7%) считает, что раскрываемость преступлений составляет от 10 до 25%. В свою очередь 11% респондентов высказались за то, что уровень раскрываемости варьируется в пределах от 25 до 50%.

Контрабанда леса и лесоматериалов, незаконные порубки, отмывание денежных средств, полученных в результате незаконных операций с сырьевыми ресурсами, возмещение НДС по лжеэкспортным операциям, невозвращение валютной выручки – это основные виды распространенных в регионе преступлений, лежащих в основе экономической базы ОПГ и ПС, пытающихся контролировать отрасль.
На сегодняшний день в ДФО зарегистрировано 2640 лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий. 87% из них сосредоточены в Хабаровском (1110 предприятий), Приморском (980) краях, а также 216 - в Амурской области. Именно в этих регионах Дальнего Востока лесопромышленный комплекс является одной из бюджетообразующих отраслей экономики и в основном ориентирован на экспорт сырья на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай и Республика Корея). Лесозаготовками заняты 2/3 предприятий отрасли, на которых работают более 30 тыс. человек, тогда как во всей лесной отрасли ДФО заняты около 42,5 тыс. человек.
Лесозаготовительными предприятиями округа по всем видам рубок ежегодно заготавливается свыше 17 млн. куб. древесины, из которых на российском Дальнем Востоке перерабатывается менее 14%. Основная лесопродукция представлена «кругляком», идущими, как правило, на экспорт. Все это создает условия для напряженной криминальной ситуации в лесопромышленном комплексе .
По данным ГУ МВД РФ по ДФО, ежегодно в округе регистрируется около 1 тыс. преступлений, связанных с не¬законной заготовкой, переработкой и реализацией леса и лесоматериалов (в 2004 г. – 953, в 2005 г. – 1,139, в 2006 г. – 1,250 преступлений указанной категории). Основную часть преступных посяга¬тельств в лесопромышленном комплексе (свыше 60%) составляют преступления, предусмот¬ренные ст. 260 УК РФ (незаконная порубка деревьев), и хищения древесины и лесоматериалов, совершенные различными способами.

Согласно сведениям Рослесхоза удельный вес не¬за¬конно добытой древесины в регионе составляет около 40% от об¬щего объема ле¬гального лесопользования. В 2006 г. в округе было незаконно заготовлено 68 тыс. куб. м древесины, ее стоимость составила более 131 млн. рублей. По данным космической и аэрофотосъемки, незаконные рубки древесины составляют порядка 48 тыс. гектаров, тогда как по сведениям контролирующих органов площади незаконно вырубленной древесины втрое меньше

Специфика лесопромышленного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что основными потребителями лесопродукции являются такие страны АТР, как КНР – около 50% и Япония – около 37%.
Экспортная ориентация и упрощенная процедура таможенного оформления леса и лесопродукции являются основными факторами, способствующими совершению правонарушений в лесной отрасли региона. При этом в последние годы наблюдается дальнейшее проникновение организованной преступности в лесной бизнес. По экспертным оценкам, от 15 до 20% предприятий лесопромышленного комплекса подконтрольны организованным преступным группам, в том числе сформированным на этнической основе. Для реализации преступных схем ими широко используются различные фирмы-однодневки, через которые осуществляются финансовые расчеты за незаконные поставки леса за рубеж.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне продолжающейся криминализации сферы лесопользования принимаемые правоохранительными органами меры по-прежнему неадекватны складывающейся ситуации. Так, за период с 2003 по 2006 гг. число преступлений, совершенных в составе ОПГ и ПС в лесной отрасли, увеличилось всего в 2 раза. Неутешительным является и прогноз экспертов: 27,1% из них отметили тенденцию к увеличению уровня преступности в сфере оборота леса и лесоматериалов.
Сложной остается обстановка, складывающаяся в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов. В морях и внутренних водоемах Дальнего Востока продолжается истребление ценных пород рыб и объектов животного мира.
Дальневосточный рыбопромышленный бассейн является основным рыбодобывающим районом РФ. На Дальнем Востоке добывается 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди и 100% трепангов. При этом рыболовство в основном сконцентрировано в исключительной экономической зоне РФ, доля улова в которой составляет свыше 60% от общего вылова.
Высокая рентабельность рыбного промысла и неурегулированность вопросов, связанных с несовершенством налогового, валютного и таможенного законодательства, в результате чего происходит занижение фактической прибыли, сокрытие валютной выручки и уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджеты всех уровней обусловили попадание рыбохозяйственного комплекса в сферу интересов криминальных структур, использующих для повышения доходной части «теневого» бизнеса перелов выделенных квот и лимитов, добычу неразрешенных к вылову объектов рыбного промысла, ведение на судах двойной промысловой документации для сокрытия незаконно добытой продукции и контрабанды ее в страны АТР .
В результате принятых мер деятельность правоохранительных и контролирующих органов в сфере оборота водных биоресурсов стала более эффективной и результативной. Так, количество выявленных в 2006 г. нарушений законодательства в указанной сфере увеличилось более чем в 2 раза.

Отмечается рост числа возбужденных уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконной добычей, переработкой и реализацией водных биологических ресурсов.
Практика показывает, что преступления, связанные с незаконной добычей водных биоресурсов в основном совершаются лицами без постоянного заработка. Вместе с тем, имеющаяся информация свидетельствует о сращивании браконьерства с наиболее опасными проявлениями организованной преступности, в том числе с участием иностранных ОПГ .
В результате можно констатировать, что деятельность российской и зарубежной организованной преступности способствует превращению рыболовной отрасли Дальнего Востока в сырьевой придаток стран АТР. При этом 25,3% опрошенных экспертов констатируют, что уровень преступности в сфере оборота морских биоресурсов возрастет.
Заключение

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации в сфере незаконного оборота сырьевых и биоресурсов на Дальнем Востоке, 31,6% экспертов отметили, что существенно возрастет экономическая преступность, 28,5% - что уровень преступности данного вида останется неизменным. Одновременно с этим, по мнению 25,3% экспертов, возрастет степень коррумпированности органов власти и управления, а также правоохранительных органов. Оптимистически настроенные эксперты (их 13,1%) считают, что уровень организованной преступности в сфере оборота сырьевых и биоресурсов снизится.

В связи с этим для эффективной борьбы с организованной преступностью в сфере оборота сырьевых и биоресурсов, по мнению опрошенных экспертов, необходимо укрепление системы правоохранительных органов и повышение профессиональной подготовки их сотрудников (так считают 59,3%), устранение коррупции во властных структурах (45,3%), ужесточение уголовного наказания (41,1%), выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность (39,4%), создание необходимой правовой базы и механизма ее применения (38,1%), ликвидация иммунитетов от привлечения к уголовной ответственности должностных лиц (37,2%), усиление контроля со стороны государства в экономике (28,8%), в УПК предусмотреть порядок введения в уголовный процесс данных, полученных в результате оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности (28,8%), расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере (12,7%), введение уголовной ответственности юридических лиц (9,3%).