Hotline


Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил с докладом по вопросам борьбы с терроризмом.

 Версия для печати

 

30 мая 2009 г. в рамках проходящей в Риме (Италия) встрече министров юстиции, министров внутренних дел и генеральных прокуроров государств "Группы восьми" Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил с докладом по вопросам борьбы с терроризмом.

Предлагаем вашему вниманию текст доклада Генерального прокурора Российской Федерации.

 

«Уважаемые коллеги!

Угроза со стороны международного терроризма сохраняет свою актуальность и продолжает представлять серьезный вызов глобальной безопасности, что обуславливает необходимость дальнейшего наращивания усилий по противодействию террористам.

На сегодняшний день в этой сфере имеются существенные положительные результаты.

Что касается России, то продолжается укрепление ее антитеррористического потенциала. В частности, в конце прошлого года в антитеррористическое законодательство России внесены изменения, в т.ч. ужесточено наказание за такие преступления, как захват заложника и диверсия. Налаживается активное взаимодействие с бизнес-сообществом и гражданским обществом, включая основные конфессии. В результате по сравнению с 2006 годом почти в 3 раза сократилось число преступлений террористического характера. Россия ведет активную антитеррористическую работу в рамках Содружества Независимых государств и Шанхайской организации сотрудничества, в государствах-членах которых проживает более 2 миллиардов человек.

В то же время, можно констатировать ухудшение ситуации во всех главных очагах терроризма в мире. Нельзя также не отметить негативное воздействие глобализации и нынешнего финансового кризиса на процессы, связанные с ростом радикальных и экстремистских настроений.

Как представляется, в ближайшее время рост угроз со стороны международных террористических группировок будет ощущаться как на глобальном уровне, так и в различных регионах – прежде всего таких, как Ближний и Средний Восток, Афганистан и Пакистан, Средняя и Юго-Восточная Азия, Африка.

На сегодня ключевой момент в сфере глобальной безопасности – это обеспечение безопасности и стабильности в Афганистане.

Кроме того, немалая часть Африки «заражена» вирусами идеологии радикального исламизма. Анализ показывает, что может произойти «смыкание» очагов терроризма в Магрибе и Сахаро-сахельской зоне через аравийский полуостров и Ирак с афгано-пакистанской зоной конфликта, то есть может возникнуть протяженная «дуга терроризма» от Магриба до Южной Азии. И мы должны принять необходимые упреждающие меры.

Особую озабоченность вызывает ухудшающаяся изо дня в день ситуация в Сомали и Йемене.

Что касается Сомали, то эта страна стала основным источником террористической опасности в Африке. Там окопались многочисленные террористические группы, как имеющие свои собственные идеологические установки, так и налаживающие тесные связи с «Аль-Каидой».

Наблюдается быстрая «джихадизация» Йемена и вовлечение йеменских граждан в пиратство. О связи пиратства и терроризма я уже говорил.

Опасно и то, что идеологи исламского экстремизма смогли привлечь на свою сторону значительную часть молодежи из богатых и средних слоев населения и теперь опираются не только на выходцев с «бедной улицы».

Сегодняшний терроризм тесно смыкается и переплетается с трансграничной организованной преступностью.

Основным мотивом такого срастания является потребность террористических организаций в финансах. Прежде всего, традиционно используются деньги, полученные от наркобизнеса, незаконного оборота оружия, похищения людей, рэкета. Развитие обстановки в Афганистане, Ираке, на Балканах и Кавказе подтверждает наши опасения о взаимодействии наркомафии с террористами. Примечательно, что потоки движения наркотиков, прежде всего героина, удивительно совпадают с так называемой «дугой нестабильности», в которой происходит наибольшее количество террористических актов.

В последнее время все большее значение приобретают внешние источники финансирования террористической деятельности, к которым относятся средства, поступающие от этнических диаспор, в том числе под видом гуманитарной помощи, инвестиций в образовательные программы, строительство религиозных учреждений и т.д.

Особую озабоченность вызывает усиление присутствия исламистов и экстремистов в информационном пространстве, прежде всего в сети Интернет, где они создали свои веб-сайты, через которые осуществляется активное информационное наступление с целью пропаганды своих идей и рекрутирования новых боевиков. Это представляется даже более опасным по своему воздействию, чем эффект от отдельных терактов.

Еще один новый момент – возрастание роста опасности применения террористами компонентов оружия массового уничтожения. У спецслужб имеются сведения о попытках ряда террористических организаций получить к ним доступ.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость не останавливаться на достигнутом, а работать «на упреждение», совершенствуя как национальные антитеррористические меры, так и механизмы международного сотрудничества.

Важнейшее направление такого сотрудничества – активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой для террористических актов и других проявлений насилия.

Нужно уделять этой области наших отношений особое внимание, учитывая ее приоритетное место в обеспечении глобальной и региональной безопасности. При этом неизменна позиция России в отношении необходимости отказа во внешней и внутренней государственной политике от двойных стандартов в оценке актов терроризма.

Только совместными усилиями можно лишить террористические движения идеологических оснований, сократить их социальную базу, снизить уровень поддержки.

Поэтому нам необходимо дальнейшее укрепление международного сотрудничества, основными направлениями которого могут стать:

- формирование правового механизма противодействия информационному и иному пособничеству в планировании, подготовке и проведении террористических актов;

- использование технических возможностей международной сети национальных контактных пунктов для обмена информацией о фактах подготовки и совершения террористических актов, в т.ч. в режиме реального времени;

- обмен накопленным опытом борьбы с преступностью в данной сфере, в т.ч. законодательным, и выявление передовой практики;

- проведение совместной работы в сфере оценки и анализа террористической угрозы.

В этой связи мы поддерживаем проекты, осуществляемые в рамках Римской/Лионской группы в сфере противодействия терроризму, в т.ч. обеспечения безопасности на транспорте.

Кроме того, как я уже говорил на прошлой нашей встрече, считаю совершенствование международного правового сотрудничества в уголовно-правовой сфере одним из необходимых условий для успешной борьбы с терроризмом.

Я уверен, что эффективность нашего взаимодействия в данной сфере существенно повысится в случае заключения Канадой, США и Японией двусторонних договоров о выдаче с Россией. Очевидно, что отсутствие такого механизма только негативно сказывается на развитии ситуации и может привести к невыполнению обязательств по борьбе с терроризмом, в т.ч. вытекающих из соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Россия готова к переговорам по данному вопросу.

Благодарю за внимание!»
30.05.2009
Подразделение: Генеральная прокуратура