Hotline


Научно-практический семинар "Российско-американский опыт борьбы с коррупцией"

 Версия для печати

 

15 июня 2011 г. в Юридической Школе ДВФУ состоялся очередной научно-практический семинар на тему «Российско-американский опыт борьбы с коррупцией». Организаторами семинара наряду с Владивостокским центром изучения организованной преступности ЮШ ДВФУ выступили Общественный совет УМВД по ПК и Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ. Информационным партнером мероприятия выступило региональное представительство ООО «НПП «Гарант-Сервис».
В дискуссии принимали участие представители государственных (Управления МЮ по ПК, Законодательного Собрания края) и правоохранительных органов (филиал «ФГУ ВНИИ МВД России» по ПК), сотрудник полиции Республики Корея Чон Че Ен, аспиранты вузов Сибири и Дальнего Востока, студенты ЮШ ДВФУ.

 

Открыл заседание профессор ЮШ ДВФУ В. Номоконов. В своем выступлении он поделился своими размышлениями о состоянии антикоррупционной политики государства, апеллировав к зарубежному опыту и последним уголовным делам, посетовав при этом на малую эффективность проводимых антикоррупционных мероприятий.
Доцент ДВАГСа (г. Хабаровск) В. Филиппов рассказал об американском опыте противодействия коррупции в органах исполнительной власти. Опираясь на многочисленные нормативные акты, он очертил основные направления, виды и формы антикоррупционной профилактики, осуществляемой в системе госслужбы США. Наибольший интерес у собравшихся вызвала информация о стоимости подарков, которые не могут быть преподнесены госслужащему, об институте доносительства о коррупционных проявлениях, о формах взаимодействия государственных органов и негосударственных организаций в сфере предупреждения коррупции.
О состоянии антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов проинформировала начальник отдела Управления МЮ по ПК А. Крамарова. По ее данным, в 2010 г. по результатам рассмотрения 1,6 тыс. нормативно-правовых актов Управлением было выявлено 20 актов Приморского края, содержащих положения, способствующие проявлению коррупции. Наиболее часто коррупциогенные факторы встречались в актах, утверждавших административные регламенты органов исполнительной власти. Наиболее распространенным фактором является определение компетенции по формуле «вправе», то есть установление возможности совершения должностными лицами действий по своему усмотрению. По результатам антикоррупционой экспертизы Управлением готовится заключение, которое в случае выявления в акте коррупциогенных факторов направляется в краевую прокуратуру.
С презентацией об американском опыте борьбы с российской клептократией выступил член Общественного совета УМВД по ПК А. Сухаренко. По его словам, за последние годы в США было проведено несколько успешных расследований в отношении российских коррупционеров, отмывавших преступные доходы, и американских компаний, занимавшихся подкупом российских чиновников различного уровня. Однако некоторым из них все же удалось избежать наказания в силу отсутствия двустороннего договора о выдаче преступников или разности уголовного законодательства. В заключении докладчик высказался за укрепление российско-американских отношений в сфере уголовного судопроизводства, особенно по делам о коррупционных преступлениях.
Ассистент кафедры дилектологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета (Красноярск) С. Красноусов сделал презентацию о роли Торгово-промышленной палаты в сфере противодействия коррупции, акцентировав внимание на необходимости внесения соответствующих изменений в федеральное антикоррупционное законодательство.
В свою очередь аспирант ЮШ ДВФУ А. Волков рассказал о коррупции среди военнослужащих Владивостокского гарнизона. Проанализировав судебную статистику и материалы конкретных уголовных дел за последние 15 лет, он пришел к неутешительному выводу о несоразмерности вида наказания военных коррупционеров степени общественной опасности совершаемых ими деяний.
Участники семинара согласились с выступавшими, что для минимизации масштабов коррупции в стране, помимо изменения законодательства, необходимо формирование у гражданского общества нетерпимого к ней отношения.