Hotline


"Система организационно-правовых мер по противодействию незаконной миграции»

 Версия для печати

 

ОТЧЕТ
О проделанной работе исследователя Пушкарева С.Г. над проектом "Система организационно-правовых мер по противодействию незаконной миграции»

 

В ходе работы над проектом "Система организационно-правовых мер по противодействию незаконной миграции» исследователем были использованы материалы публикаций СМИ по проблемам миграции, статистические материалы, а также активная работа в качестве руководителя Общественно-консультативного Совета при УФМС России по Приморскому краю по рассмотрению проблемных ситуаций, способствующих росту незаконной миграции в крае.

Представленный итоговый отчет в определенной мере является логическим продолжением промежуточного отчета, представленного в январе 2008 года. Вместе с тем, в нем в определенной мере пересмотрены ряд позиций и при сохранении предложенной в то время модели организационного управления процессами трудовой миграции предложен ряд организационно-правовых мер, которые, по мнению исследователя, будут в большей степени способствовать управляемости миграционных процессов, направленных на противодействие незаконной миграции.

По данным Росстата, к концу 2007 года численность населения России сократилась до 142,2 млн. человек с 142,8 млн. человек в 2006 году. Из них экономически активное население насчитывает 75 миллионов, или 52 процента. При этом 14 процентов населения - люди старше 65 лет. Это фон, который будет только усугубляться. Через 12 лет кадровый дефицит в России может вырасти от 8 до 22 млн. человек. Это прогноз замглавы Минздравсоцразвития Александра Сафонова "Независимой газете". (4.05.2008г. www.PrimaMedia.ru).
"Все, кто сможет работать в 2020 году, – уже родились, и численность экономически активного коренного населения можно прогнозировать с высокой точностью. Разброс в прогнозах объясняется лишь разными допущениями о величине трудовой миграции", – заявил замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников.. По его словам, если ежегодный приток трудовых мигрантов не превысит 250–300 тыс. человек, то сокращение предложения на рынке труда может составить к 2020 году примерно 15 млн. человек.

За последние 15 лет численность населения Дальневосточного федерального округа сократилась на 1,5 млн. и составила на конец 2007 года чуть более 6,5 млн. человек. Миграционный отток населения из региона продолжается. В 2005 году Дальний Восток покинули 21 тыс. человек, в 2006-м - 22 тыс., в 2007-м - 15,9 тыс. человек. Процесс в минувшем году хотя и замедлился, но общая тенденция сохраняется. Если ее не удастся переломить, ДФО каждые 5-7 лет будет терять население 100-тысячного города.
Численность населения на Дальнем Востоке к 2025 г. может сократиться почти на треть и составить менее 5,0 млн. чел. Это практически численность населения 1959 г. (4834 тыс. чел.). К 2050 г. по данному сценарию число жителей не превысит 4 млн. чел.

Исходя из этих посылок, естественно предположить, что все результаты, полученные от увеличения рождаемости, уменьшения смертности и улучшения других демографических показателей можно относить лишь на периоды после 2020 года.
Очевидно, - для того, чтобы иметь возможность расширенного воспроизводства собственных трудовых ресурсов необходимо создать большое количество рабочих мест, обеспечивающих достойный уровень жизни коренного населения и тех, кто выбрал Дальний Восток для постоянного проживания. А это, в свою очередь, можно сделать лишь за счет привлечения на первом этапе развития экономики значительного количества временных специалистов из-за рубежа. Обеспечив, таким образом, поступательное развитие экономики, повысив уровень благосостояния населения, мы сможем рассчитывать на улучшение демографических показателей.

Таким образом, задача состоит в проведении грамотной миграционной политики в отношении мигрантов, как к тем, кто только приехал, так и к тем, кто уже находится в России.
В настоящее время в стране имеется достаточно аналитического материала по проблемам законодательного обеспечения миграционной политики России,
Однако острота вопроса состоит в том, как привязать эти рекомендации к тому или другому субъекту федерации из-за значительных географических, экономических и демографических отличий между ними.
Проблема заключается в отсутствии серьезного государственного и местного планирования распределения миграционных потоков по территории Российской Федерации. Мигранты едут куда хотят и занимаются чем хотят.
Силовые структуры в силу специфики своей работы уделяют основное внимание силовым методам борьбы с преступностью в среде мигрантов. Экономические механизмы управления процессами трудовой миграции практически отсутствуют.

В своё время миграционная служба Приморского края проводила анализ влияния иностранной рабочей силы на рынок труда в регионе за период с 1997 по 2002 год. Обозначился неожиданный результат, когда в городах и районах края с наиболее высокой численностью проживающей иностранной рабочей силы оказался наиболее низкий процент безработных среди коренного населения. Эту обратно пропорциональную зависимость признала и краевая служба занятости, но глубокого изучения и широкого распространения положительной тенденции данного результата не было, так как эта аналитическая работа проводилась без привлечения местной науки.

С передачей миграционной службы в подчинение МВД России стали доминировать другие оценки, поддержанные сегодняшней краевой администрацией и направленные на сокращение квот для привлечения иностранной рабочей силы, что должно якобы увеличить число рабочих мест для коренного населения.
В 80-е годы подобный подход в Приморском крае имел место и не оправдал себя. Ни организованные переселенцы с европейской части союза, ни широкомасштабное условное освобождение из мест заключения, ни комсомольские призывы не решали проблему рабочих кадров в дальневосточном регионе. Пришлось привлечь северокорейцев, вьетнамцев, а затем и китайцев.

Не прибыли в край в средине 90-х годов по призыву местной корейской диаспоры из Казахстана и Узбекистана депортированные в своё время российские корейцы, которым за счёт Республики Корея был построен агрогородок и переданы несколько бывших военных городков, а предпочли выехать в европейскую часть России. В то же время в эти годы наблюдался приток русскоязычных переселенцев в Находку, где было намерение создать свободную экономическую зону и построить технопарк. Это еще раз подтвердило тезис, что без солидных инвестиций рассчитывать на приток социально-активного населения нет смысла.

Сегодня трудоспособное население края предпочитает переселение в Подмосковье, поскольку идеология поголовного вовлечения населения в малый бизнес оказалась для окраинной России не приемлемой, так как здесь ещё нет концентрации достаточных условий для расширения рабочих мест в сфере услуг.

Отток социально активного населения происходит на фоне притока мигрантов из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Несмотря на меры, направленные на усиление контроля над миграционными процессами со стороны органов государственной власти, вопросы учета численности иностранных граждан и результаты их пребывания остаются во многом не решаемой проблемой.

Положение осложняется многообразием мнений, подходов, суждений, зачастую взаимоисключающих, по миграционной проблематике как в органах управления, научных кругах, так и в средствах массовой информации, основанных на использовании не всегда достоверной информации, что влияет на управленческие решения и является питательной средой для проявления радикальные настроения среди населения региона.

По мнению исследователя, регулирование трудовой миграции на основе федерального законодательства и инициативах органов власти субъектов Российской Федерации, по-прежнему, направленно преимущественно на ужесточении контроля за стихийно въезжающими на территорию России потоками иммигрантов. Такие меры мало влияют на снижение уровня незаконной миграции, и практически не способствуют повышению качества трудового потенциала, необходимого региональной экономике.

Действия ряда субъектов Российской Федерации ДВФО по снижению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в последние годы только способствовали повышению уровня нелегальной трудовой миграции. Приток трудовых мигрантов в регион не уменьшился, а интерес российских работодателей к легализации этого процесса снизился. Это привело к увеличению теневого рынка труда, стимулировало уход в тень части малого и среднего бизнеса, наиболее уязвимого и больше ориентированного на нелегальную рабочую силу.

Миграционные потоки из стран Средней Азии возрастают в связи с ростом числа незанятого населения. Но снижение привлекательности российского рынка по мере ужесточения миграционной политики, становится причиной ухода квалифицированных трудовых мигрантов в другие страны (Казахстан, страны АТР, Евросоюза).
Поэтому одной из актуальных задач, в условиях повышения конкуренции между регионами и странами за качественный трудовой потенциал, является выработка стратегических направлений формирования потока трудовых мигрантов, способствующего решению долгосрочных задач регионального социально-экономического развития.

Не менее важно создание правового механизма, обеспечивающего получение субъектами федерации ДВФО и государством в целом максимальных выгод и преимуществ от въезда, пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан. Эффективное управление процессами трудовой миграции возможно только при объединении и согласованных действиях государства, гражданского общества и бизнеса.

Дальний Восток обладает региональными особенностями, обусловленными тем, что на приграничных территориях формирование рынка трудовой миграции осуществляется как за счет граждан «дальнего» зарубежья (Китай, Вьетнам и КНДР), так и граждан ближнего зарубежья, способных к быстрой адаптации в российском обществе.

Исследователь также отмечает, что масштабы китайского присутствия в регионе не редко преувеличиваются в СМИ, что порой влияет на решения исполнительных органов. Объективно российский Дальний Восток пока не представляет особого интереса для Китая, хотя ситуация не может и не должна быть бесконтрольной.

С учетом потребностей региональной экономики в квалифицированных специалистов (в том числе и из Китая), особенно в строительной отрасли, требуется проведение взвешенной политики, основанной не столько на запретительных мерах, сколько и главным образом, опираясь на точные данные и исходя из стоящих перед регионом экономических и социальных задач.

Целесообразен дифференцированный подход в механизмах регулирования потоков мигрантов из стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, что должно быть заложено при разработке региональных программ и формировании региональной законодательной базы, опирающихся на коллизии реальных процессов.

Тенденции последних десятилетий и необходимость решения демографических и миграционных проблем региона в комплексе с основными направлениями социально-экономического развития Дальнего Востока России, исследователь считает необходимым разработать в рамках ДВФО целевую программу регулирования демографических и миграционных процессов до 2025 года.

В Программе должны быть предусмотрены организационно-экономические, информационные и правовые механизмы регулирования демографических и миграционных процессов в Дальневосточном федеральном округе, способствующих воспроизводству трудового потенциала за счет внутренних ресурсов и привлечения из-за пределов края.

Целью миграционной политики России в Евразийском регионе в сфере трудовой миграции должно стать обеспечение баланса трудовых ресурсов за счет более широкого привлечения временных трудовых мигрантов. Приоритетом политики в области регулирования временной трудовой миграции должно являться стимулирование организованной временной трудовой миграции в Россию из стран СНГ и Балтии на основе обоснованных потребностей в рабочей силе при сохранении приоритетного права на трудоустройство местного населения, а также создание условий для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов.

Исследователь считает необходимым при разработке Программы и механизмов ее реализации исходить из:

1. Повышения роли негосударственного сектора в формировании и развитии системы организованного набора и использования иностранной рабочей силы.
2. Учета разработки Международной ассоциации «Трудовая миграция» (МАТМ) проектов нормативных актов, регулирующих деятельность частных агентств занятости и других негосударственных структур, работающих в сфере трудовой миграции на федеральном уровне, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Содействовать разработке модельных законопроектов на уровне СНГ и ЕврАзЕС по вопросам регулирования участия негосударственного сектора в процессах трудовой миграции рабочей силы в субъектах ДВФО.
3. Формирования системы правовой, экономической и организационной основы для обеспечения организованного набора иностранных работников из-за пределов Российской Федерации, с участием государственных структур и частных агентств занятости.
4. Активного участия объединений предпринимателей, профсоюзов работников, сообществ работодателей и частных агентств занятости, негосударственных организаций по привлечению в ДВФО квалифицированных трудовых ресурсов, включая:
- содействие организации системы целевого набора (отбор, тестирование, сертификация и т.д.) специалистов в стране их проживания;
- развитие программ привлечения студенческой молодежи и молодых специалистов из ближнего и дальнего зарубежья на учебу, временные работы и стажировки в субъектах ДВФО;
- расширение программ повышения квалификации трудовых мигрантов, как в стране происхождения, так и в России;
- содействие легализации трудовых отношений работодателей и трудовых мигрантов;
- внедрение новых эффективных форм организации трудовой деятельности мигрантов - лизинг рабочей силы, аутсорсинг трудовых ресурсов и т.д.

В целях повышения эффективности управления миграционными процессами в Дальневосточном федеральном округе исследователь предлагает необходимым обеспечить развитие недостающих институциональных звеньев, содействовать развитию структур, инициирующих работу по привлечению негосударственного сектора к организованным процессам регулирования трудовой миграции и координирующих эту деятельность с государственными органами законодательной и исполнительной власти:

• открыть в субъектах ДВФО отделения и филиалы информационно-консультационного Центра МАТМ (ИКЦ МАТМ);
• создать в Приморском крае на базе Приморского института государственного и муниципального управления (ПИГМУ) информационно-консультационные пункты по оказанию комплекса услуг в сфере трудовой миграции трудовым мигрантам и работодателям, привлекающим ИРС, в том числе по трудоустройству трудовых мигрантов и подбору персонала работодателям, взаимодействуя с негосударственными структурами и объединениями. (В настоящее время в ПИГМУ начал функционировать Учебно-методический миграционный центр. Под его руководством работает Общественная приемная, организованная некоммерческим Фондом правовой поддержки);
• проводить ярмарки-конференции работодателей, заинтересованных в привлечении и использовании иностранной рабочей силы, с приглашением представителей органов государственного управления России и государств-участников СНГ, частных агентств занятости, других негосударственных организаций оказывающих услуги в сфере трудовой миграции.
• Способствовать созданию эффективной системы информационно-пропагандистского обеспечения процесса трудовой миграции, исполнения новых законодательных и нормативных актов, включающих:
- издание и распространение листовок, плакатов, других методических и информационных материалов для трудовых мигрантов и работодателей, привлекающих ИРС;
- организацию проведения в субъектах ДВФО информационно-консультационных семинаров, круглых столов, рабочих встреч для участников процессов трудовой миграции с привлечением к участию в этих мероприятиях представителей заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной и власти;
- подготовку и проведение конференций, посвященных анализу опыта регулирования процессов привлечения и использования ИРС в условиях нового законодательства, разработке предложений по внесению дополнений и изменений в нормативно-правовые акты в сфере трудовой миграции;
- предложение ФМС России, Минздравсоцразвития России, Роструду с учетом отдаленности от федерального центра, проводить (не реже 2-х раз в год) учебно-методические семинары с участием негосударственных организаций и региональных представителей профильных госструктур;
- рекомендации частным агентствам занятости, работодателям и другим представителям негосударственного сектора теснее взаимодействовать в практической работе с Общественно-консультационными советами при УФМС России в субъектах РФ, активно участвовать в создании и работе ИКЦ МАТМ

• Активизировать исследовательское и аналитическое сопровождение процесса трудовой миграции. Образовать при Приморском институте государственного и муниципального управления Научно-консультационный совет по трудовой миграции. Принять меры по изучению соответствующего международного опыта (с привлечением МОМ и МОТ). Разработать систему показателей эффективности участия негосударственного сектора в сфере трудовой миграции.
• Разработать комплекс мероприятий по стимулированию возвратной трудовой миграции российских граждан, включающий:
- работу по выполнению межправительственных соглашений в сфере трудовой миграции;
- разработку и реализацию мер по защите российских трудовых мигрантов, занимающихся неквалифицированным трудом;
- программу молодежных международных трудовых обменов для российских молодых людей;
- создание предпосылок для своевременного возвращения российских трудовых мигрантов на родину и применению в России знаний, навыков, технологий, полученных во время работы по трудовому контракту за рубежом.
• В условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов в Дальневосточном регионе России поддержать идею ФМС России о создании единого миграционного пространства и единого рынка труда в рамках ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан), где будут полностью устранены препятствия для осуществления трудовой миграции.
• Для реализации этой идеи необходимо:
- сохранить безвизовый режим, обеспечить возможность взаимных поездок по внутренним паспортам, отменить необходимость получения разрешений на работу на работников из этих стран, продлить срок нахождения на территории стран без регистрации до 90 дней, а в перспективе ввести упрощенный вариант получения вида на жительство и гражданства;
- создавать условия для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников путем подписания межправительственных соглашений, а также соглашений правительств, посылающих мигрантов, с правительствами регионов стран приема трудовых мигрантов;
- развивать миграционную инфраструктуру, создавая и поддерживая создание банков данных о вакансиях, миграционных бирж, рекрутинговых агентств и т.п.;
- проводить процедуры легализации («миграционной амнистии») в принимающих странах (прежде всего, России и Казахстане) трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС на условиях наличия трудового контракта;
- обеспечить равные условия оплаты труда трудовым мигрантам, контролировать выполнение работодателями условий и норм труда, пенсионных и социальных гарантий перед иностранными работниками;
- стимулировать вывод из тени денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами, путем создания разветвленной сети доступных пунктов денежных переводов;
- разработать программы внутригосударственной занятости, повышения общеобразовательного уровня, формирования и эффективного использования квалифицированного потенциала трудоспособного населения в пределах стран-участников соглашения.

Изложенные выше исследования легли в основу проекта Рекомендаций секции 3 «Международный опыт по созданию «миграционных мостов», оказывающих услуги мигрантам и работодателям в сфере регулирования трудовой миграции» и секции 5 «Опыт управления миграционными процессами на региональном уровне» Международного Форума «Трудовая миграция в Евразийском регионе: тенденции, проблемы и пути сотрудничества», который состоится во Владивостоке 29 – 30 мая 2008 года. (Исследователь является модератором секции – 5).

_____________________________________________________________________________