Hotline


Контрабанда наркотических средств.

 Версия для печати

 

Степанова Оксана Гавриловна

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекур-
соров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-
ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-
правовое и криминологическое исследование

12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

Челябинск – 2012

 

Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Федерального
государственного казенного образовательного учреждения высшего профес-
сионального образования «Уфимский юридический институт МВД России»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Сердюк Леонид Васильевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Чучаев Александр Иванович
кандидат юридических наук, доцент
Михайлов Константин Владимирович
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное об-
разовательное учреждение высшего профес-
сионального образования
«Мордовский государственный универси-
тет им. Н. П. Огарёва»
Защита состоится «16» февраля 2012 года в « » часов на заседании
диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степе-
ни доктора и кандидата юридических наук ДМ 212.296.08 при Челябинском
государственном университете по адресу: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев
Кашириных, 129, ауд. 407.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Че-
лябинский государственный университет»
Автореферат разослан « » января 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Н. Н. Кадырова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Незаконная торговля наркотиче-
скими средствами и психотропными веществами, их прекурсороми или ана-
логами, растениями либо их частями, содержащими наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, давно переросла границы всех
государств и проникла на все континенты. С катастрофической скоростью
наркотики распространяются по всему миру и становятся реальной угрозой
для социальных и экономических основ государства различных стран, при
этом расширяются масштабы криминализации общества.
Распространение наркотиков и поступление их из-за рубежа стало од-
ной из основных проблем и для Российской Федерации. Доля наркотиков,
поступающих в Россию из других государств, составляет подавляющую
часть от их общего незаконного оборота. Героин, кокаин и амфетамины, по-
ступающие к нам в основном путем контрабанды из других государств, пред-
ставляют реальную угрозу экономическим, политическим интересам госу-
дарства и затрагивают сферу национальной безопасности Российской Феде-
рации.
Серьезность сложившейся ситуации, связанной с незаконным оборотом
наркотических средств, может быть подтверждена неблагоприятной тенден-
цией развития преступности в Российской Федерации. Так, согласно данным
ГИАЦ Министерства внутренних дел России за последние 10 лет в России
было зафиксировано: в 2000 г. – 1987 преступлений, связанных с контрабан-
дой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в 2001 г. –
2089; в 2002 г. – 2166; в 2003 г. – 2498; в 2004 г. – 2078; 2005 г. – 726; в 2006
г. – 1500; в 2007 г. – 1133; в 2008 г. – 4269; в 2009 г. – 4706; в 2010 г. – 3123;
за 10 месяцев 2011 г. – 28371.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их пре-
курсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры, является питательной
средой для международного терроризма, средством осуществления незакон-
ных операций с наркотическими и психотропными веществами, характеризу-
ется высокой степенью организованности и технической оснащенностью, на-
личием международных связей.
Глубокий анализ криминологической характеристики состава контра-
банды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, а также личности преступника,
причин и условий совершения данных противоправных деяний позволит по-
строить эффективную систему целенаправленной профилактической работы
в данной сфере.
1 Данные ГИАЦ МВД России за 2000–2011 годы, форма 453 Единый отчет о преступности, раздел 5 «Пре-
ступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их анало-
гов».
4
Все эти обстоятельства обуславливают актуальность темы диссертаци-
онного исследования и необходимость подробного изучения признаков со-
става преступления, предусмотренного ст. 2291УК РФ.
Степень разработанности темы исследования. Рассмотрению от-
дельных проблем уголовной ответственности за контрабанду наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо
их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или
их прекурсоры, уделялось внимание как в уголовно-правовой, так и крими-
нологической литературе.
Уголовно-правовой анализ контрабанды наркотиков представлен в ра-
ботах: Н. С. Александрова, А. И. Бойко, Б. В. Волженкина, Ю. А. Красикова,
Н. И. Костенко, А. К. Моденова, Л. Ф. Рогатых, Л. Ю. Родина, П. С. Яни и др.
Выявлены причины и условия распространения наркотиков, дана криминоло-
гическая характеристика личности наркопреступника (Л. Н. Анисимов, Б. П.
Калачев, А. Н. Сергеев). Изучен опыт международно-правового регулирова-
ния противодействия контрабанде наркотиков (В. М. Угаров, В. Ф. Цепелев,
А. В. Маслова). По вопросам уголовной ответственности за контрабанду и
контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов,
в частности, проводилось несколько диссертационных исследований таких
авторов, как Г. П. Качкина, П. А. Модестов, В. П. Верин, Г. В. Карнишина,
Ю. И. Сучков, А. А. Сергеева и др.
Исследования указанных авторов являются важными, имеющими вы-
сокий уровень научно-практической значимости. Однако многие научные ра-
боты были написаны на базе действовавшего ранее уголовного законодатель-
ства и на эмпирических материалах прошлых лет. Кроме того, на наш взгляд,
до настоящего времени недостаточно исследовались вопросы, посвященные
криминологической характеристике контрабанды наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их час-
тей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их
прекурсоры, в том числе особенностям предупреждения этого преступления
в современных условиях.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие при совершении контрабанды нар-
котических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов,
растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотроп-
ные вещества или их прекурсоры, а также в процессе предупреждения этого
противоправного деяния.
Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного
уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за контра-
банду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, судебная и следственная прак-
тика применения указанных норм, личность преступника, совершающего
контрабанду наркотиков, причины и условия данного преступления, а также
деятельность правоохранительных органов по предупреждению контрабанды
5
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры в России.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования
заключается в изучении теоретических и практических проблем уголовной
ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в раз-
работке предложений по совершенствованию соответствующего уголовного
законодательства и поиске мер предупреждения данного преступления.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие зада-
чи:
- изучить понятие контрабанды наркотических средств, психотроп-
ных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содер-
жащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры,
и историю развития отечественного уголовного законодательства об ответст-
венности за данное преступление;
- исследовать и проанализировать современные особенности уголов-
но-правовых норм, предусматривающих ответственность за контрабанду
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры в зарубежном законодательстве;
- провести уголовно-правовой анализ ст. 2291 УК РФ, изучить осо-
бенности данного состава преступления;
- на основе выявленных проблем сформулировать предложения по
совершенствованию состава преступления, предусмотренного ст. 2291 УК
РФ, и практики его применения, а также деятельности правоохранительных
органов по предупреждению контрабанды наркотических средств, психо-
тропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей,
содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-
соры;
- проанализировать состояние, структуру, динамику и тенденции кон-
трабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров
или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры;
- изучить личность преступника, совершающего контрабанду нарко-
тических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, рас-
тений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные
вещества или их прекурсоры;
- выявить детерминанты, обуславливающие контрабанду наркотиче-
ских средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений
либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещест-
ва или их прекурсоры;
- выработать меры предупреждения названного преступления.
6
Методика и методология исследования. В качестве методологиче-
ской основы научного исследования использовались как общефилософские
методы (восхождения от абстрактного к конкретному, единства историческо-
го, логического и диалектического развития), так и общенаучные и частнона-
учные методы познания (системный подход, анализ и синтез, дедукция и ин-
дукция, абстрагирование, сравнительно-правовой анализ, исследования до-
кументов). Посредством указанных методов осуществлялась теоретическая
интерпретация научного и эмпирического материала, положенного в основу
авторских выводов и предложений.
Правовая и научная основа диссертации. Правовую основу диссер-
тации составляют: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный ко-
декс Таможенного союза, федеральные законы и указы Президента РФ, разъ-
яснения Пленума Верховного Суда РФ, относящиеся к проблемам исследо-
вания. Проведен сравнительный анализ современных норм закона с нормами
советского уголовного законодательства, положениями уголовных законов
зарубежных государств и международно-правовых актов.
Научную основу диссертационного исследования составляют положе-
ния и достижения наук: философии, теории права и государства, уголовного
права, криминологии и криминалистики, таможенного права и некоторых
других.
Эмпирическую базу исследования составили:
- статистические данные ГИАЦ МВД России с 2000 по 2011 год;
- результаты анкетирования (91 анкета) работников Башкирской, Са-
марской, Казанской, Оренбургской таможни; сотрудников Федеральной
службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ по Республике Башкортостан, сотрудников органов внутренних дел;
- материалы 169 уголовных дел, возбужденных по ч. 2 ст. 188 УК РФ
(контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов,
растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психо-
тропные вещества).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
том, что автором в процессе исследования впервые показаны проблемы зако-
нодательной регламентации ответственности за контрабанду наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо
их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или
их прекурсоры, связанные с некоторыми понятиями, предусмотренными в
новом Таможенном кодексе Таможенного союза, принятом 1 июля 2010 года,
также разработаны и апробированы рекомендации, предложения по совер-
шенствованию уголовно-правовой нормы об ответственности за данное дея-
ние; выявлены условия совершения исследуемого преступления и выработа-
ны меры его предупреждения.
Научная новизна исследования выражается также в основных поло-
жениях, выносимых на защиту:
1. На основе анализа исторического аспекта развития отечественного
уголовного законодательства об ответственности за контрабанду наркотиче-
7
ских средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений
либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещест-
ва или их прекурсоры, делается вывод о том, что этот процесс целесообразно
разбить на три этапа:
I этап сложился к моменту принятия УК РСФСР 1926 года и продол-
жался до принятия УК РСФСР 1960 года. На этом этапе уголовный закон о
контрабанде располагался в разделе «Иные преступления против порядка
управления» и не был акцентирован на активную борьбу с контрабандой
наркотиков (ст. 83 УК РСФСР 1926 г.).
II этап существовал в период действия УК РСФСР 1960 г., где состав
контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
помещался в разделе: «Иные государственные преступления», и наказание по
ч. 2 ст. 78 УК определялось от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией
имущества. Этот этап продолжился и после принятия нового УК РФ 1996 го-
да, лишь с определением данного состава в главе, содержащей составы пре-
ступлений, имеющих экономическую направленность (ч. 2 ст. 188 УК РФ).
Здесь по-прежнему максимальное наказание за это преступление не превы-
шало двенадцати лет.
III этап можно датировать декабрем 2007 г., когда началось усиление
уголовной ответственности за контрабанду наркотиков путем включения в
число предметов этого преступления инструментов или оборудования, нахо-
дящихся под специальным контролем и используемых для изготовления нар-
котических средств или психотропных веществ. В мае 2010 г. в число пред-
метов контрабанды внесены также растения либо их части, содержащие нар-
котические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. В декабре
2011 г. данное преступление определено в специальный состав (ст. 2291 УК
РФ), предусматривающий значительное увеличение наказания.
2. Предлагается внести поправки и дополнения в статью 2291 УК РФ
«Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсо-
ров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркоти-
ческие средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов
или оборудования, находящихся под специальным контролем и используе-
мых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»
следующего содержания:
а) сократить название статьи 2291 УК РФ и содержание диспозиций ее
частей, исключив повтор слов: «содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры» в отношении растений либо их час-
тей, изложив текст в следующем варианте: «растений либо их частей, со-
держащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-
соры»;
б) ввести в часть первую ст. 2291 УК РФ следующий перечень спосо-
бов совершения контрабанды наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: помимо
8
или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использовани-
ем документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное
с недекларированием или недостоверным декларированием. На наш взгляд,
это окажет существенную помощь правоохранительным органам при квали-
фикации данного преступления;
в) особо квалифицирующий признак пункта «в» части четвертой ст.
2291 УК РФ – «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможен-
ный или пограничный контроль» рекомендуется дополнить: «либо угрозой
его применения», так как психическое насилие является не менее действен-
ным способом воздействия на потерпевшего и применяется чаще, чем наси-
лие физическое;
г) особо квалифицирующий признак части четвертой «совершенное
организованной группой» дополнить: «или в ее интересах». Организаторы
преступных групп часто прибегают к помощи работников таможни или по-
граничников. В таких случаях, по мнению диссертанта, эти лица, в том числе
и относящиеся к должностным, должны нести ответственность не по части
второй, а по части четвертой ст. 2291 УК РФ, хотя они и не являются членами
организованных групп;
д) квалифицирующий признак: «должностным лицом с использовани-
ем своего служебного положения» перенести из второй части ст. 2291 УК РФ
в часть третью с учетом общественной опасности контрабанды наркотиков с
участием этих лиц.
3. С учетом изложенного статья 2291 УК РФ предлагается в следую-
щем содержании:
Статья 2291. Контрабанда наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инст-
рументов или оборудования, находящихся под специальным контролем и ис-
пользуемых для изготовления наркотических средств или психотропных ве-
ществ.
1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Феде-
рации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, на-
ходящихся под специальным контролем и используемых для производства и
изготовления наркотических средств и психотропных веществ, совершенное
помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным исполь-
зованием документов или средств таможенной идентификации либо сопря-
женное с недекларированием или недостоверным декларированием, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом
в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с огра-
ничением свободы на срок до одного года либо без такового.
9
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, в значительном размере, –
наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет, со штрафом в
размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, или
иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с огра-
ничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положе-
ния;
б) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их
прекурсоров и аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-
ские средства или психотропные вещества в крупном размере, –
наказываются лишением свободы от десяти до двадцати лет, со штрафом
в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, или
иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с огра-
ничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей на-
стоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой или в ее интересах;
б) с применением насилия или угрозой его применения к лицу, осуще-
ствляющему таможенный или пограничный контроль;
в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ их пре-
курсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры в особо крупном раз-
мере, –
наказываются лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет, со
штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без таково-
го и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечания…
4. Предлагается ввести в примечание к ст. 2291 УК РФ законодатель-
ное разъяснение понятия должностного лица применительно к работникам
таможни и пограничной службы следующего содержания:
«К должностным лицам в составе контрабанды следует относить ра-
ботников таможни и пограничников, выполняющих организационно-
распорядительные функции при осуществлении таможенного контроля, а
также представителей власти, депутатов и иных лиц, обладающих особым
иммунитетом, при совершении контрабанды с использованием своего долж-
ностного положения».
5. Исследованием установлено, что основными детерминантами соци-
ального плана контрабанды наркотических средств, психотропных веществ,
10
их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих нарко-
тические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, являются:
а) большой спрос среди населения на наркотические средства, психо-
тропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения либо их части, со-
держащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсо-
ры главным образом связан с недостатками в воспитании детей и молодежи в
семье и в учебных заведениях;
б) безразличие населения к лицам, распространяющим наркотики, и
участие определенной части населения в производстве и сбыте наркотиче-
ских средств и психотропных веществ;
в) сверхдоходность наркобизнеса.
6. Детерминантами организационно-технологического плана в суще-
ствовании контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их
прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-
ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры, являются:
а) прозрачность внешних границ Российской Федерации и границ го-
сударств-членов Таможенного союза рамках ЕврАзЭС;
б) отсутствие должного взаимодействия правоохранительных органов
с работниками таможни;
в) слабое техническое оснащение служб, осуществляющих контроль за
перемещением товаров, оружия и наркотиков через Государственную грани-
цу Российской Федерации и границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
г) несовершенство российского и международного законодательства,
непоследовательность уголовной политики и практики применения уголов-
ного закона.
7. Детерминанты социально-психологического характера связаны:
а) с отношением работников таможни к своим должностным и иным
служебным обязанностям. Так называемый «человеческий фактор», когда
среди работников таможни оказываются лица, относящиеся с позиций кри-
минологии к «ситуационному» и «неустойчивому» типам;
б) с коррумпированностью работников таможенных, пограничных и
правоохранительных органов;
в) с недостаточным уровнем квалификации работников правоохрани-
тельных органов, в компетенцию которых входит раскрытие и расследование
контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров
или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры;
г) с психологическими особенностями лиц, совершающих контрабанду
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры (см. с. 159–160 дис.).
Установлены также криминогенные факторы организационно-правового
характера, связанные с несовершенством уголовного законодательства.
8. В качестве мер профилактики контрабанды наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их час-
11
тей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их
прекурсоры, предлагаются следующие:
- сокращение предложения наркотиков в незаконном обороте должно
осуществляться с использованием экономических возможностей государства,
путем выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материаль-
ных и иных ресурсов, включая ресурсную поддержку государственных орга-
нов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и
их прекурсоров, путем развития системы их технического оснащения;
- сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы
профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
- развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере
контроля над наркотиками;
- проведение согласованных межгосударственных профилактических,
оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и ликвидации каналов
международного наркотрафика;
- реализация мер по повышению эффективности пограничного кон-
троля, в том числе путем развития межведомственного сотрудничества пра-
воохранительных органов государств-участников Таможенного союза;
- укрепление Государственной границы Российской Федерации и
границ Таможенного союза, повышение их технической оснащенности, соз-
дание и совершенствование механизмов контроля за грузами, пересекающи-
ми таможенную границу Российской Федерации;
- законодательное введение возможности осуществления специаль-
ными службами таможенного контроля в отношении субъектов, обладающих
особым статусом;
- совершенствование взаимодействия различных служб и ведомств по
предупреждению контрабанды наркотиков.
9. Предлагается дополнить положения Таможенного кодекса Тамо-
женного союза главой 51 «Контролируемая поставка товаров, перемещаемых
через таможенную границу Таможенного союза» в связи с необходимостью
правового урегулирования вопросов контроля таможенной службы в услови-
ях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее
результаты вносят вклад в развитие науки уголовного права и криминологии,
способствуют повышению качества научных исследований в данной области.
Комплекс полученных соискателем новых исследовательских результатов,
теоретических выводов и положений восполняет определенный пробел в си-
стеме научных знаний об использовании уголовно-правовых средств в борь-
бе с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, их анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства или пси-
хотропные вещества.
Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в
ней выводы и предложения могут использоваться:
- в правотворческой деятельности по совершенствованию уголовного
законодательства о контрабанде наркотических средств, психотропных ве-
12
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры;
- в практической деятельности органов внутренних дел, Федеральной
службы по контролю за оборотом наркотиков, по предупреждению, выявле-
нию и расследованию рассматриваемых деяний;
- в учебном процессе юридических вузов при преподавании курсов
уголовного права и криминологии.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного
исследования изложены в 7 научных статьях, в том числе в журналах, реко-
мендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Основные поло-
жения исследования обсуждены на Международной заочной научно-
практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и
правоприменительной практики» 6 ноября 2009 года, Киров; на Междуна-
родной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права
России и стран СНГ – 2010» с элементами научной школы 1–2 апреля 2010
года, Челябинск; на Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном общест-
ве» 30 сентября 2010 года, Челябинск; на Международной научно-
практической конференции «Актуальные проблемы права и государства в
XXI» 28–29 апреля 2011 года, Уфа.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую
деятельность УФСКН РФ по РБ, а также используются в учебном процессе
Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации
ФСКН России и Уфимского юридического института МВД России в ходе
изучения дисциплин «Уголовное право» и «Актуальные проблемы уголовно-
го права».
Структура диссертации обусловлена ее целью, задачами и состоит из
введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения,
списка использованной литературы и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении диссертационного исследования обосновывается акту-
альность темы, показывается состояние научной разработанности проблемы,
определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, его научная но-
визна, раскрывается методологическая основа, теоретическая и практическая
значимость работы, формируются основные, наиболее существенные выводы
и предложения, выносимые на защиту.
Первая глава «Ретроспективный анализ отечественного уголовного
законодательства и современного зарубежного законодательства об уго-
ловной ответственности за контрабанду наркотических средств, психо-
тропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их час-
тей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или
их прекурсоры» включает в себя два параграфа.
В первом параграфе «Понятие контрабанды наркотических средств,
психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их час-
13
тей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их
прекурсоры, и история развития отечественного уголовного законодатель-
ства об ответственности за данное преступление» рассмотрены процессы
становления и развития института ответственности за данное преступление.
Слово «контрабанда» заимствовано из итальянского языка (contra –
против, bando – правительственный указ) и вошло во многие современные
языки1. Оно включает понятие нарушения закона государства или правитель-
ственного распоряжения. Термин «контрабанда» означает также товар или
какой-либо запрещенный к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный
или пронесенный через границу государства2.
Таможенные ограничения в разных странах вводились постепенно.
Данный процесс происходил неодинаково и неравномерно, но везде он начи-
нался с установления таможенных запретов, которые послужили толчком к
развитию контрабанды.
О контрабанде в Древней Руси знали еще в X в., в старейшем древне-
русском своде законов «Русская правда» уже были закреплены правила тор-
говли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций за контра-
банду3. Примером может послужить такая разновидность штрафа, как «про-
мыт», который устанавливал двойную ставку мыта за провоз или попытку
провоза товара ухищренным способом. В судебнике князя Владимира гово-
рится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует
наказание в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика.
Вопросы ответственности за нарушения пошлинного обложения фор-
мулировались в положениях Соборного Уложения 1649 г., Судебниках, Ус-
тавах и впоследствии послужили созданию группы нарушений таможенных
правил и действий, именуемых контрабандой.
Значительную лепту в развитие таможенного и уголовного законода-
тельства об ответственности за контрабанду и иные таможенные нарушения
внес Новоторговый Устав 1667 г. Устав ужесточил порядок торговли ино-
странными товарами; ввел и закрепил права и ответственность работников
таможни; была сделана первая попытка разграничения контрабанды от иных
правонарушений.
В 1681 г. был принят Указ «О мерах к отвращению убытка казне, про-
исходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и
о поручении сего сбора верным Головам и целовальникам», согласно кото-
рому предусматривалось изъятие обнаруженных скрываемых товаров в поль-
зу государя. Лица, укрывающие контрабандистов, лишались дворов, а ску-
пающие контрабандный товар – платили штраф.
1 Большой юридический словарь. 3-е издание / под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М., 2007. – С. 338.
2 См.: Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. – М., 1981. – С. 6.; Н. В. Володько. Ответствен-
ность за контрабанду по советскому праву: учебное пособие. – Киев, 1978; Контрабанда и борьба с ней:
сборник / под общ. ред. А. Потяева. – М., 1925 и др.
3 См. подр.: Памятники русского права / под ред. С. В. Юшкова. – М., 1953. – Т. 1. Ключевский В. О. Рус-
ская история. Полный курс лекций: в 3-х т. – Т. 1. – М., 1993. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Рус-
ской правды. – М., 1953 и др.
14
Особое значение для развития института контрабанды имеет Таможен-
ный тариф 1724 г.1, Морской торговый регламент 1724 г. В этот период про-
должается начатая тенденция к разграничению контрабанды и иных наруше-
ний таможенных правил, субъектов преступлений, конкретизируется система
наказаний, называются новые предметы, запрещенные к вывозу за рубеж. В
1731 году был издан Новый тариф, который предусматривал ответственность
за соучастие в контрабанде.
К середине XVIII века таможенное дело становится централизованным,
чему во многом способствовала проведенная в 1752–1757 годах таможенная
реформа, в ходе которой ликвидированы внутренние таможни, был учрежден
институт таможенных объездчиков, на которых возлагалась обязанность по-
имки контрабандистов в пограничной полосе.
Определение контрабанды как преступления, данное в Таможенном ус-
таве 1819 г., включало в себя не только провоз, пронос товаров через границу
мимо таможни, но и иные действия. Последующее совершенствование нор-
мы о контрабанде связано с Таможенным уставом 1892, Соборным Уложени-
ем 1903 г. и Таможенными Уставами 1904, 1910 гг.
В Декрете СНК РСФСР от 29 декабря 1917 «О разрешениях на ввоз и
вывоз товаров» впервые в истории советского законодательства было сфор-
мулировано и легализовано определение понятия «контрабанда».
Позже, в Предписании СНК 1918 г. о торговле опиумом (без заголов-
ка), впервые было упомянуто о контрабанде наркотиков.
В первом Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. предусматривалась ответ-
ственность за простую и квалифицированную контрабанду.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. квалифицированную контрабанду
предусматривал в ст. 59 УК РСФСР, в разделе 2 «Об особо опасных для
СССР преступлениях против порядка управления», а простую контрабанду −
в ст. 83 УК РСФСР, в главе 2 раздела «Иные преступления против порядка
управления». Контрабанда наркотиков не выделялась в особый квалифици-
рующий признак указанной статьи.
Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой наркотических
средств и психотропных веществ, сложившееся к 1928 г., осталось неизмен-
ным на протяжении 30-ти лет – до принятия Закона СССР от 25 декабря 1958
г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Более
совершенное определение контрабанды было включено в новый УК РСФСР
1960 г., в раздел «Иные государственные преступления». Была введена по-
вышенная уголовная ответственность за контрабанду наркотиков с наказани-
ем от 5 до 12 лет лишения свободы, с конфискацией имущества. Уголовная
ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных ве-
ществ и их аналогов практически не изменилась и в новом УК РФ 1996 года,
только этот состав был переведен в раздел преступлений экономического ха-
1 См.: Даронин М. П. Борьба с контрабандой в дореволюционной России // Вестник ЛГУ. Серия: история
КПСС, научный коммунизм, философия, право. – Ленинград, 1987. – С. 2.
15
рактера. Усиление уголовной ответственности за данное преступление на-
блюдается лишь в 2011 году.
Рассмотрев исторический аспект темы, автор приходит к выводу, что
целесообразно выделить три этапа развития отечественного уголовного зако-
нодательства об ответственности за контрабанду наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов (см. с. 6–7 авт.).
Во втором параграфе «Характеристика современного зарубежного
уголовного законодательства об ответственности за контрабанду нарко-
тических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов,
растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры» делается вывод, что законодательство
стран СНГ об ответственности за контрабанду наркотиков имеет много об-
щих черт с российским уголовным законодательством. Это касается и близо-
сти структуры уголовных кодексов, и исторической обусловленности форми-
рования уголовных законов.
Учитывая исключительную важность и особенность объекта рассмат-
риваемого преступления, а также рекомендации международно-правовых до-
кументов, законодатели некоторых зарубежных стран пошли по пути выде-
ления самостоятельных составов преступлений, предусматривающих ответ-
ственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов (УК Украины, Казахстана и Республики Узбекистан).
Уголовные законы Азербайджана, Казахстана и Грузии в качестве ква-
лифицирующего признака контрабанды, в том числе контрабанды наркоти-
ков, предусматривают совершение преступления «неоднократно».
Необходимо отметить, что содержание такого признака, как организо-
ванная группа, в УК Узбекистана расширено. Согласно п. «в» ч. 2 ст. 182 УК
Узбекистана ответственность наступает за контрабанду, «совершенную орга-
низованной группой или в ее интересах», что нам представляется вполне це-
лесообразным, так как лица, способствующие совершению контрабанды ор-
ганизованными группами и преступными сообществами, должны, на наш
взгляд, нести адекватную уголовную ответственность.
Особенностью законодательства зарубежных государств является то,
что в ряде стран лицу, совершившему указанное преступление, назначается
наказание в виде штрафа или условного осуждения, что, на наш взгляд, не
является справедливым и может порождать рецидив.
Наиболее детально и жестко ответственность за контрабанду наркоти-
ческих средств и психотропных веществ установлена в Уголовном кодексе
Китайской Народной Республики1. Там этому преступному деянию посвяще-
но 9 статей Уголовного кодекса (ст.ст. 151–157). Особенно строгая уголовная
ответственность в КНР предусмотрена за контрабанду наркотиков, независи-
мо от их количества, и за склонение несовершеннолетних к контрабанде. Бо-
1 Современное уголовное законодательство КНР / под ред. Ахметшина Х. М., Ахметшина Н. Х., Петухова
А. А. – М. : Муравей, 2001. – С. 375-377.
16
лее строго наказывается неучтенная неоднократная контрабанда1. В качестве
основного наказания за контрабанду наркотических средств по ст. 347 УК
КНР предусматривается лишение свободы на срок пятнадцать лет, пожиз-
ненное лишение свободы либо смертная казнь, а в качестве дополнительного
наказания предусмотрена конфискация имущества.
На основе анализа зарубежного законодательства делается вывод о том,
что его положительный опыт можно применить при совершенствовании рос-
сийского уголовного законодательства, предусматривающего ответствен-
ность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их ана-
логов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства или
психотропные вещества.
Вторая глава «Уголовно-правовая характеристика контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их преурсоров или ана-
логов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры по российскому уголовному
законодательству» посвящена изучению элементов состава преступления
ст. 2291 УК РФ (введена ФЗ РФ № 420 от 07.12.2011)2. Исследуются наиболее
сложные вопросы квалификации контрабанды наркотических средств, пси-
хотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей,
содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-
соры. Ставится задача совершенствования указанной нормы. Глава состоит
из четырех параграфов.
В первом параграфе «Характеристика объекта и предмета контра-
банды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры» автор делает вывод, что основ-
ным непосредственным объектом контрабанды наркотических средств, пси-
хотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей,
содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-
соры (ст. 2291 УК РФ), выступают общественные отношения, обеспечиваю-
щие здоровье населения. Дополнительным объектом является установлен-
ный кодексом Таможенного союза порядок перемещения через таможен-
ную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную
границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.
Предметом рассматриваемого преступления являются: наркотические
средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения либо
их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или
1 Современное уголовное законодательство КНР / под ред. Ахметшина Х. М., Ахметшина Н. Х., Петухова
А. А. – М. : Муравей, 2001. – С. 375–377.
2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Фе-
дерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета.– № 278,
09.12.2011.
17
их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специаль-
ным контролем и используемые для производства и изготовления наркотиче-
ских средств и психотропных веществ. Конкретизированный (поименный)
перечень этих предметов утвержден специальным постановлением Прави-
тельства и является исчерпывающим.
Второй параграф «Объективная сторона контрабанды наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений ли-
бо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещест-
ва или их прекурсоры» содержит детальный анализ как обязательных, так и
факультативных признаков объективной стороны указанного состава.
К обязательным признакам объективной стороны состава контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры, относятся:
- деяние, которое выражается в незаконном перемещении через тамо-
женную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государствен-
ную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их
прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-
ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или
оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых
для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
- место преступления – таможенная граница Таможенного союза в
рамках ЕврАзЭС либо Государственная граница Российской Федерации с го-
сударствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Материалы уголовных дел по контрабанде наркотиков свидетельству-
ют о том, что существуют затруднения при толковании момента окончания
их контрабандного ввоза на территорию Российской Федерации и их вывоза
с территории государства (см. с. 73–79 дис.).
Предлагается считать контрабанду оконченным преступлением не с
момента пересечения границы, а с момента обнаружения недостоверности
сведений или с момента пресечения действий, непосредственно направлен-
ных на ввоз, вывоз наркотиков.
В третьем параграфе «Субъект и субъективная сторона контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры» дается характеристика субъективных
признаков данного состава.
Субъект рассматриваемого преступления – любое вменяемое, физиче-
ское лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Таможенный кодекс Таможенного союза, действующий на территории
Российской Федерации с 1 июля 2010 г., определяет субъекта контрабанды в
соответствии с его функциями и конкретными действиями. Это такие лица,
как декларант, нарушающий порядок декларирования перемещаемых через
таможенную границу товаров; перевозчик – лицо, которое осуществляет пе-
18
ревозку через границу контрабандных товаров по поручению; заинтересо-
ванные лица, иностранцы, должностные лица и др. Каждое из указанных лиц
имеет особенности по признаку общественной опасности и степени вины, что
должно на наш взгляд, влиять на строгость наказания на стадии вынесения
приговоров судом.
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их пре-
курсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры, совершается только с
прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что незаконно перемещает дан-
ные предметы через таможенную границу Таможенного союза в рамках Ев-
рАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государст-
вами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и желает этого.
Мотив и цель для квалификации данного преступления значения не
имеют, но могут влиять на определение судом наказания.
В четвертом параграфе «Совершенствование законодательства об от-
ветственности за контрабанду наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, и
практики его применения» предлагается внести в ст. 2291 УК РФ поправки и
дополнения, касающиеся понятия контрабанды наркотиков и квалифици-
рующих признаков данного преступления (см. положения, выносимые на за-
щиту с. 7–8 авт.).
Предлагается в примечание ст. 2291 УК РФ ввести законодательное
разъяснение понятия должностного лица применительно к работникам та-
можни и пограничной службы ( см. с. 8 авт.).
Третья глава «Криминологическая характеристика контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, в современной России» со-
стоит из четырех параграфов.
В первом параграфе «Общая криминологическая характеристика кон-
трабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров
или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средст-
ва, психотропные вещества или их прекурсоры» раскрывается состояние и
динамика рассматриваемого преступления в современный период.
Анализ тенденций развития контрабанды наркотиков на фоне общего
анализа регистрируемой преступности в РФ осуществлен нами за период с
2000 по 2011 гг. как по России в целом, так и по отдельному ее региону (Рес-
публика Башкортостан). Это позволило выявить тенденции и региональные
особенности рассматриваемого преступления и на этой основе выработать
эффективные меры его противодействию.
Так, в 2000 г. в РФ зарегистрировано 1987 случаев контрабанды нарко-
тиков. В 2001 г. зарегистрировано 2089 преступлений, что на 102, или (+5,1
%) больше по отношению к предыдущему году.
19
В 2002 г. количество зарегистрированных фактов контрабанды нарко-
тических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений либо их ча-
стей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в РФ
увеличилось до 2166 преступлений, что на 77 преступлений, или 3,6 % боль-
ше по отношению к предыдущему году и на 179, или на 9 % по отношению
к сопоставляемому периоду.
В 2003 г. количество рассматриваемых преступлений увеличилось до
2498, что на 511, или 25 % больше по отношению к 2000 г. и на 332, или 15,3
% больше по отношению к предыдущему году. В 2004 г. количество регист-
рируемых случаев контрабанды наркотиков уменьшилось до 2078 преступ-
лений, что на 420, или -16,8 % меньше по отношению к предыдущему году.
В 2005 г. этот показатель снизился до 726 преступлений, что на 1352,
или -77 % меньше по отношению к предыдущему году, или на 63,4 % меньше
по отношению к 2000 г.
В 2006 г. зарегистрировано 1580 случаев контрабанды наркотиков, что
на 854, или 117,6 % увеличилось по отношению к предыдущему году. В
2007 г. зарегистрировано 1133 случая контрабанды наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, растений либо их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества, что на 447, или 28 %
меньше по отношению к предыдущему году.
Значительное увеличение количества рассматриваемых преступлений
отмечается в 2008 г. – зарегистрировано 4269 случаев контрабанды наркоти-
ков. Рост по отношению к 2000 г. составил 114,8 %, а по отношению к пре-
дыдущему году 276,7 %.
В 2009 г. зарегистрировано 4706 преступлений, что на 437, или 10,2 %
больше по отношению к предыдущему году.
В 2010 г. отмечено незначительное уменьшение роста контрабанды
наркотиков – зарегистрировано 3123 преступления, что на 1158, или – 33,6 %
меньше по отношению к предыдущему году (см. с. 159–160 дис.).
С января по октябрь 2011 года зарегистрировано 2837 преступлений,
что свидетельствует о стабильности показателей количества данного престу-
пления 1.
Региональные особенности преступности рассматриваются нами на
примере Республики Башкортостан с учетом общего состояния регистрируе-
мой преступности в РФ. Анализ данных о динамике зарегистрированной пре-
ступности в Республике Башкортостан с 2000 по 2011 гг. свидетельствует об
устойчивой тенденции к росту. Это подтверждается тем, что в 2011 г. зареги-
стрировано 26 случаев контрабанды, на 11 преступлений, или на 82 % боль-
ше по отношению к 2000 г.
Делается вывод, что столь существенные колебания статистичеких по-
казателей по годам связаны в основном с качеством работы сотрудников
правоохранительных органов России и ее регионов.
1Статистические данные ИЦ МВД РФ // http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/
20
Во втором параграфе «Причины и условия совершения контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры» проведен анализ результатов иссле-
дования по вопросам выявления факторов, детерминирующих контрабанду
наркотических средств и психотропных веществ в России (см. с. 9-10 авт.).
В третьем параграфе «Криминологическая характеристика лица, со-
вершившего контрабанду наркотических средств, психотропных веществ,
их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих нарко-
тические средства, психотропные вещества или их прекурсоры» представ-
лен анализ личности преступника, совершившего данное преступление.
Состав участников, совершающих незаконные ввоз и вывоз наркоти-
ков, остается многонациональным. Среди лиц, занимающихся контрабандой
наркотиков, более 40 % – иностранные граждане. Преступные сообщества из
таких лиц базируются в основном на родственных связях.
Материалы проведенного исследования свидетельствуют, что боль-
шинство лиц, совершивших контрабанду наркотических средств, психотроп-
ных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содер-
жащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры,
– мужчины (83,4 %). Удельный вес женщин (16,6 %). По возрасту лица, со-
вершившие контрабанду наркотических средств и психотропных веществ,
характеризуются следующим образом: от 16 до 29 лет – 35 %; от 30 до 39 лет
– 18 %. Затем следует возрастная группа от 40 до 45 лет – 47 % .
Среди лиц, совершивших контрабанду наркотических средств, психо-
тропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей,
содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекур-
соры, имеют общее среднее неполное среднее (14,4 %), среднее (65,3 %),
средне-специальное образование (9,9 %). Среди контрабандистов наличие
высшего образования незначительно (10,4 %).
Среди лиц, задержанных в 2005 г. сотрудниками Башкортостанской
таможни за контрабанду наркотиков, большинство (58 %) не имели профес-
сионального образования и не занимались трудовой деятельностью, то есть
контрабанда для них была практически единственным источником дохода, то
в 2010 г. количество лиц, не имеющих профессии и не работающих, среди
задержанных составило 69 %. Другие (31 %) использовали свою трудовую
деятельность как средство для обеспечения провоза наркотиков на террито-
рию России.
Полученные в результате проведенного исследования данные свиде-
тельствуют о том, что больше половины (74,3 %) лиц, совершивших контра-
банду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры, состояли в браке, тогда как
только 20,5 % были холостыми (не замужем), а 5,2 % – разведены. Кримино-
генная атмосфера в семье, неправильные условия воспитания могут стать,
21
как известно, первоначальным этапом в формировании личности преступни-
ка.
С позиции уголовно-правовой подструктуры личности преступника вы-
зывает интерес тот факт, что 64,7 % из числа лиц, совершивших контрабанду
наркотиков, были судимы, а 35,3 % привлекались к ответственности впервые.
Одна судимость была у 20,3 % преступников, две и более у 5,6 %.
Изучение личности преступника, совершившего контрабанду наркоти-
ков, позволило выделить его типологию. По степени устойчивости крими-
нальной установки и направленности мотивации целесообразно выделить
типы: 1) ситуативный; 2) неустойчивый; 3) злостный; 4) особо злостный.
В четвертом параграфе «Особенности предупреждения контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или анало-
гов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психо-
тропные вещества или их прекурсоры» на основе проведенного исследова-
ния предлагается перечень мероприятий по организации предупреждения
контрабанды наркотических средств и психотропных веществ по направле-
ниям, указанным на с. 10–11 авт.
Антинаркотическая безопасность должна достигаться путем укрепле-
ния Государственной границы Российской Федерации и границ Таможенного
союза, повышения их технической оснащенности, создания и совершенство-
вания механизмов контроля за грузами, пересекающими таможенную грани-
цу Российской Федерации. Необходимо усиление таможенного контроля пу-
тем модернизации специального оборудования и совершенствования такти-
ческих приемов выявления (пресечения) контрабанды наркотиков.
Целесообразно совершенствовать скоординированную совместную де-
ятельность (взаимодействие) различных служб и ведомств по предупрежде-
нию контрабанды наркотиков.
Взаимодействие, основанное на реальном и оперативном по времени
сотрудничестве, даст возможность не только организовать работу по выявле-
нию контрабандистов и лиц, причастных к организации контрабандных по-
ставок наркотиков, но и обмениваться информацией о транспортных средст-
вах и маршрутах, используемых при незаконном трансграничном перемеще-
нии, методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке и
сбыте наркотиков.
Одним из эффективных методов борьбы с контрабандой наркотиков яв-
ляется проведение контролируемой поставки. Считаем целесообразным до-
полнить положения Таможенного кодекса Таможенного Союза главой 51
«Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную гра-
ницу Таможенного союза» (см. с. 172–174 дис.).
В заключении формулируются основные выводы, сделанные в ходе
исследования, и даются рекомендации по совершенствованию законодатель-
ства и деятельности правоохранительных органов России в части предупре-
ждения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их пре-
курсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры.
22
Основные положения диссертации отражены в следующих работах
автора:
I. Статьи, опубликованные в ведущем рецензируемом научном жур-
нале, указанном в перечне ВАК:
1. Сердюк Л. В. Спорные вопросы уголовной ответственности за кон-
трабанду [Текст] / Л. В. Сердюк, О. Г. Степанова // Вестник ВЭГУ. − 2010. −
№ 5 (49). − С. 83–88. (0,75 / 0,48 п. л.).
2. Степанова О. Г. Социально-демографическая характеристика лиц, со-
вершивших контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотических средства или
психотропные вещества [Текст] / О. Г. Степанова // Научное обозрение: юри-
дический обозреватель. − 2011. − № 4. − С. 60−65. (0,5 п. л.).
3. Степанова О. Г. Контрабанда, наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотических
средства или психотропные вещества совершенная с применением насилия к
лицу, осуществляющему таможенный контроль [Текст] / О. Г. Степанова //
Научное обозрение: юридический обозреватель. − 2011. − № 4. − С. 57−59.
(0,21 п. л.).
II. Научные работы, опубликованные в иных изданиях:
4. Степанова О. Г. Развитие российского уголовного законодательства
об ответственности за контрабанду [Текст] / О. Г. Степанова // Материалы
8-ой международной заочной научно-практической конференции «Актуаль-
ные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (6 но-
ября 2009 г.). Киров, 2009. – С. 212–218. (0,5 п.л.)
5. Степанова О. Г. К вопросу об окончании контрабанды (ст. 188 УК
РФ) как преступления [Текст] / О. Г. Степанова // Материалы XII Междуна-
родной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права
России и стран СНГ – 2010» с элементами научной школы (1–2 апреля 2010
г.). – Челябинск, 2010. – С. 200–204. (0,37 п. л.)
6. Степанова О. Г. Криминогенные факторы контрабанды в современ-
ной России [Текст] / О. Г. Степанова // Материалы Международной научно-
практической конференции «Актуальные проблемы противодействия пре-
ступности в кризисном обществе» (30 сент. 2010 г.). – Челябинск, 2010. –
С. 317–331. (0,34 п. л.)
7. Степанова О. Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества, совершенная организованной группой
[Текст] / О. Г. Степанова // Материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные проблемы государства и общества в области
обеспечения прав и свобод человека и гражданина» (8 декабря 2011 г.). –
Уфа, 2011. – С. 143–147. (0,31 п. л.)
23
Степанова Оксана Гавриловна
Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекур-
соров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче-
ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-
правовое и криминологическое исследование
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано к печати «21» декабря 2011 г.
Формат 60 × 84 1/16. Бумага офсетная. Объем 2 п. л.
Тираж: 120 экз. Заказ № 126
Отпечатано на участке оперативной полиграфии
НИ и РИО Уфимского юридического института МВД России
450091, г. Уфа, ул. Муксинова, 2