Hotline


Борьба с коррупцией по-британски.

 Версия для печати

 

Внутреннее законодательство того или иного государства, как правило, редко привлекает внимание юристов из других стран, если только это прямо не входит в круг обязанностей. Но Закон Соединенного Королевства 2010 года «О взяточничестве» (The UK Bribery Act 2010), скорее всего, является исключением, так как не только показывает подходы британского законодателя к проблеме коррупции, но и может прямо затронуть российских бизнесменов.

 

Закон Соединенного Королевства

Регулирующий ответственность за коррупционные преступления Закон Соединенного Королевства «О взяточничестве» (далее – Закон)1 вступает в силу с 1 июля 2011 года, и его принятие имело бы интерес лишь для юристов, если бы сфера применения не распространялась на бизнес-интересы или деятельность в статусе должностного лица, даже если заинтересованное лицо находится очень далеко от Великобритании, при этом санкции включают лишение свободы и штрафы неограниченных размеров, а потенциальные меры защиты от этого Закона пока не выработаны.

Последствием вступления Закона в силу является реформирование института уголовной ответственности за преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией, – замена существующего регулирования посредством общего права и отдельных закнов, на единый закон.

Важная особенность Закона – признание преступлением непредотвращение компаниями коррупционных проявлений, если не будет доказано, что меры предосторожности, принятые ими для предотвращения этих фактов, были достаточны.

Закон также позволяет квалифицировать как коррупционные преступления исключительно частные коммерческие договоренности (если присутствуют другие элементы состава преступления), что свидетельствует о потенциально более широком применении в сравнении с законом США о борьбе с интернациональной коррупцией (FCPA)2 и соглашением OECD3 о борьбе с подкупом иностранных государственных чиновников в международных деловых отношениях.

Сфера применения Закона

Преступления, предусмотренные Законом, – это деяния, совершенные как на территории Великобритании, так и за ее пределами в случае наличия у субъекта «близкой связи» с этой страной. Для юридических лиц такой связью признается регистрация по закону какой-либо части Великобритании. У физических лиц «близкой связью» будет считаться наличие права на проживание или британского гражданства во время совершения соответствующих преступлений. Более того, в случаях, когда «полномочия» или «выполняемые действия» совершаются не на территории, находящейся под юрисдикцией Великобритании, учету подлежат любой обычай, судебная или иная практика соответствующей страны.

Составы преступлений изложены в Законе следующим образом.

Два наиболее общих типа преступления: дача взятки и получение взятки, а также дача взятки иностранному государственному должностному лицу и непредотвращение фактов взяточничества на уровне корпорации.

Чтобы гарантировать едино­образное применение Закона как к государственным служащим, так и к сотрудникам частных корпораций, на которые может быть оказано влияние взяткой, категории «полномочия или действия» охватывают очень широкий диапазон поведения и определяются как деятельность в любой точке земного шара, даже если она не находится под юрисдикцией Великобритании.

Однако, Закон применим не ко всем видам полномочий и действий, а только к тем, которые должны были быть выполнены добросовестно, беспристрастно или субъектом в положении оказанного доверия, который должен действовать определенным образом, но нарушает соответствующее обоснованное ожидание.

Составы пяти основных преступлений, предусмотренных Законом, сформулированы следующим образом.

Преступление № 1: дача взятки

Субъект B будет виновен в преступлении, если предлагает, обещает или предоставляет финансовое или иное преимущество другому субъекту S (непосредственно или через третье лицо) и:

- подготавливает некие преимущества, чтобы побудить субъекта или третье лицо выполнять ненадлежащим образом соответствующие полномочия или вознаградить субъекта или иное лицо за такое исполнение своих обязанностей;

- знает или полагает, что принятие преференций само по себе составило бы недолжное исполнение полномочия или осуществление профессиональной или предпринимательской деятельности субъектом S или иным лицом.

Преступление № 2: получение взятки

Субъект O будет виновен в преступлении, если соглашается получить или принимает финансовое или иное преимущество:

- имея умысел на то, чтобы впоследствии соответствующие полномочия или деятельность были выполнены ненадлежащим образом;

- в случае, когда это само по себе составляет ненадлежащее исполнение обязанностей;

- в качестве награды за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

- в случае если соглашается получить или принять финансовое или другое благо и в связи с этим O или другой субъект по просьбе O, или с согласия O, или посредством его молчаливого согласия действует ненадлежащим образом.

Преступление № 3: подкуп иностранного государственного чиновника

Закон предусматривает в качестве отдельного преступления подкуп иностранного государственного чиновника, хотя до некоторой степени это может быть расценено как разновидность первого общего преступления.

Субъект B виновен в преступлении, в случае если B подкупает иностранного государственного чиновника G, если намерение B состоит в том, чтобы влиять на G и создать или сохранить бизнес или деловое преимущество. Чтобы квалифицировать действия как взяточничество, они должны включать предложение, обещание или предоставление финансового или другого преимущества для G или для другого лица по просьбе G, при согласии или попустительстве, в случае если G не дозволялось и не было предписано согласно действующему законодательству подвергаться такому влиянию.

Преступление № 4: попустительство высокопоставленного чиновника

В случае если любое из вышеупомянутых преступлений совершено B или G с «согласия или при попустительстве» высокопоставленного должностного лица (не обязательно директора корпорации) или субъекта, действовавшего в таком статусе, то и они и корпорация будут виновны в том же самом преступлении, как B или G.

Однако, когда B или G совершают преступление вне Великобритании, высокопоставленное должностное лицо и корпорация будут виновны, только если у высокопоставленного чиновника будет близкая связь с Великобританией.

Преступление № 5: отказ/неспособность предотвратить взяточничество

Закон вводит новый вид преступления, предназначенный для квалификации деятельности в коммерческих организациях различной организационно-правовой формы. «Соответствующая коммерческая организация» C виновна в преступлении, если субъект A, «связанный с» C, подкупает другого субъекта, намеревающегося получить или сохранить для бизнеса C деловое преимущество. Законом также рассматриваются случаи, когда у A нет никакой «близкой связи» с Великобританией (то есть даже в тех случаях, когда A не совершил отдельное преступление просто потому, что A не находится в пределах территориального действия Закона).

«Соответствующими организациями» являются корпорации или товарищества, зарегистрированные в Великобритании, осуществляющие бизнес где-либо в мире, или иностранные юридические лица или товарищества, деятельность которых осуществляется в Великобритании.

Субъект A будет «связан с» C, если A выполнит услуги для или от имени C. Правоспособность субъекта A не имеет значения: субъект A может быть служащим субъекта C, агентом или филиалом.

За это преступление наступает ответственность вне зависимости от доказательства вины субъекта. Однако Закон предусматривает один защитный механизм, а именно «что C имел бы в распоряжении «достаточные меры», направленные на предотвращение деяний, квалифицируемых как взяточничество, лицами, имеющими отношение к С.

Закон не определяет круг действий, которые составили бы «достаточные меры».

Противоречивость Закона

Как только Закон вступит в силу, его международное применение будет вызывать коллизии с иными международными антикоррупционными актами. Активная антикоррупционная деятельность Министерства юстиции США обеспечивает все более широкую международную применимость Закона США о борьбе с интернациональной коррупцией (FCPA).

Таким образом, в случае не меньшей активности правоприменителей можно ожидать, что Закон окажет влияние на применение санкций в отношении коррупции в негосударственном секторе по всему миру и составит конкуренцию FCPA.

Физическое лицо, совершающее преступление, в соответствии с Законом может быть приговорено к тюремному заключению продолжительностью до 10 лет. Как физические, так и юридические лица могут быть подвергнуты наказанию в форме штрафа, максимальный размер которого на данный момент неограничен.

Порождаемые принятием Закона трудные юридические и практические проблемы потребуют особенно осторожного учета компаниями, их сотрудниками и государственными должностными лицами в своей деятельности. Особо примечательны следующие проблемы:

Законом предусмотрена географически очень широкая область его применения, поскольку участие таких лиц, как британский гражданин, резидент или юридическое лицо, считается достаточным, чтобы инициировать применение Закона.

В качестве преступления может быть квалифицировано совершение привычных частных коммерческих сделок. Нет необходимости доказывать «государственный» или «властный» элемент в составе преступления.

Иностранные обычаи, обращение к которым не разрешено или не требуется, согласно законодательству не могут быть приняты во внимание.

Не точно определены такие термины, как «полномочия» и «действия».

Составы многих преступлений даже не предполагают «недолжного» поведения: почти для всех преступлений достаточно предложить взятку или дать согласие на получение взятки.

В составе многих преступлений не учитывается понимание и осознание неправомерности деяний совершающими их субъектами.

Существуют серьезные личные последствия, в том числе в форме уголовного преследования для высокопоставленных чиновников, в случае если указанные преступления происходят с их согласия или попустительства.

Вступление в действие Закона будет иметь существенное значение для корпораций, в особенности интернациональных, а также для государственных чиновников. Государственным должностным лицам следует рекомендовать ввести принципы проверки своих подчиненных в целях предотвращения совершения ими коррупционных преступлений.

Представителям корпораций нужно будет тщательно ознакомиться с положениями Закона и удостовериться, что их внутренние системы контроля позволяют отследить участие сотрудников корпорации, контрагентов и связанных лиц в фактах коррупции.

Помимо того что существует риск совершения преступления представителями компании непосредственно, есть очевидные риски нанесения вреда репутации корпорации в случаях, когда связанные с компанией лица вовлечены в коррупционные действия.

Андрей Гончаров,

аспирант РАНХиГС при

Президенте РФ

("эж-ЮРИСТ", №15, 2011)

1 The UK Bribery Act 2010. Утвержден 8 апреля 2010 года.

2 The Foreign Corrupt Practices Act of 1977 (FCPA) (15 U.S.C. §§ 78dd-1, et seq.). Вступил в силу после подписания президентом США Джимми Картером (Jimmy Carter) 19 декабря 1977 года.

3 OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. Конвенция подписана 17 декабря 1997 года. На сегодняшний момент среди подписантов 38 стран. Вступила в силу 15 февраля 1999 года.


http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=1878