Hotline


Оказание государствам технической помощи в осуществлении Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней

 Версия для печати

 

Доклад Секретариата

 

I. Введение
1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение резолюции 5/6 под
названием "Осуществление положений Конвенции Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности, касающихся технической помощи", которая была принята
Конференцией участников Конвенции Организации Объединенных Наций
против транснациональной организованной преступности на ее пятой сессии.
В этой резолюции к Секретариату была обращена просьба представить
Конференции на ее шестой сессии доклад об оказании технической помощи
государствам в осуществлении Конвенции об организованной преступности и
протоколов к ней на глобальном, региональном и национальном уровнях.
2. Также в этой резолюции Конференция одобрила рекомендации совещания
Группы правительственных экспертов открытого состава по технической
помощи, проведенного 19 и 20 октября 2010 года, в которых было
подтверждено наличие постоянной потребности в технической помощи для
обеспечения эффективного осуществления Конвенции об организованной
преступности и протоколов к ней; был одобрен стратегический и комплексный
подход Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и
преступности (ЮНОДК) к оказанию технической помощи, включающей
элементы Конвенции и протоколов к ней, в качестве основного приоритета в
__________________
*

комплексных национальных и региональных программах; и была подчеркнута
необходимость продолжения ЮНОДК и государствами-участниками
координации оказания технической помощи со всеми соответствующими
международными и региональными организациями, а также с двусторонними
субъектами по оказанию помощи.
3. В настоящем докладе представлена обновленная информация об
осуществлении мероприятий ЮНОДК по оказанию технической помощи
государствам со времени пятой сессии Конференции, которая была проведена в
Вене 18-22 октября 2010 года.
II. Стратегический подход Управления Организации
Объединенных Наций по наркотикам и преступности
к оказанию технической помощи согласно Конвенции
и протоколам к ней

4. ЮНОДК продолжает придерживаться стратегического подхода к
оказанию государствам технической помощи в рамках своих тематических и
региональных программ в целях противодействия организованной
преступности и незаконному обороту. Полученные ЮНОДК директивные
указания и имеющаяся глобальная нормативная база, включая мандаты,
руководящие принципы, методические рекомендации и материалы, отражены в
тематической программе по борьбе с транснациональной организованной
преступностью на 2011-2013 годы. Общую основу этой тематической
программы в части, непосредственно касающейся оказания технической
помощи в осуществлении Конвенции и протоколов к ней, составляют
следующие глобальные программы ЮНОДК: Глобальная программа
укрепления потенциала государств-членов в области предупреждения
организованной преступности и тяжких преступлений и борьбы с ними;
Глобальная программа борьбы с отмыванием денег, доходами от преступной
деятельности и финансированием терроризма; Программа по контролю за
контейнерными перевозками; глобальная программа борьбы против торговли
людьми; глобальная программа против незаконного ввоза мигрантов; и
глобальная программа по огнестрельному оружию.
5. В дополнение к тематическим программам осуществляются
региональные программы на основе предложений с мест, что обеспечивает:
а) всестороннее участие стран-партнеров в реализации
соответствующих программ за счет их согласования с национальными и
региональными стратегиями и приоритетами;
b) переход от осуществления разрозненных проектов к программной
деятельности;
c) более эффективное сотрудничество и согласование планов с другими
органами Организации Объединенных Наций, многосторонними партнерскими
организациями и другими заинтересованными сторонами.
6. В 2010-2012 годах в результате расширения региональных программ
ЮНОДК ими были охвачены Афганистан и соседние страны, арабские
государства и Западная Африка. В 2012 году начнется также осуществление
региональных программ для южной части Африки и Южной Азии. Хотя
программы разрабатываются исходя из потребностей и приоритетов
конкретного региона, их основным элементом и первоочередным
направлением деятельности во всех случаях неизменно является борьба с
организованной преступностью и незаконном оборотом.
III. Укрепление международного сотрудничества судебных
органов в борьбе с транснациональной организованной
преступностью

7. В своем решении 4/2 Конференция участников просила Секретариат
изучить пути предоставления помощи государствам в преодолении
технических и юридических препятствий для использования
видеоконференцсвязи. В октябре 2010 года в Вене состоялось совещание
экспертов, на котором были изучены оптимальные виды международной
практики, и в настоящее время разрабатывается руководство для специалистов-
практиков по вопросам использования видеоконференций в уголовном
судопроизводстве.
8. В 2011 году значительным вкладом в укрепление международного
сотрудничества судебных органов в Центральной Америке стало создание
Прокурорской сети по борьбе с организованной преступностью (РЕФКО).
РЕФКО выполняет функции форума по обмену знаниями и опытом по таким
общим вопросам, касающимся организованной преступности и наркоторговли,
как методы расследования, борьба с отмыванием денег, перехват сообщений и
защита свидетелей. Структура сети обеспечивает возможности для разработки
унифицированных мероприятий по наращиванию потенциала с участием
учреждений, готовящих прокуроров, межучрежденческого обмена в рамках
региона, содействия обмену информацией и внутрирегиональной подготовке
кадров.
9. Сеть РЕФКО работает на двух уровнях: на одном уровне она
способствует укреплению структуры национальных генеральных прокуратур
путем предоставления им технических консультаций по вопросам
осуществления внутреннего законодательства, организации подразделений для
уголовного преследования по делам, связанным с организованной
преступностью, и обмена информацией с другими специализированными
подразделениями, а также путем организации специального обучения,
поскольку реальное сотрудничество возможно лишь при наличии крепких
национальных структур; на втором уровне она содействует реализации общих
и координированных мероприятий для установления связей и укрепления
доверия между прокурорскими работниками и, в перспективе, обмена
информацией по судебным делам.
10. Разрабатывались и проводились разнообразные специализированные
учебные курсы для прокурорских работников, и была подготовлена серия
практических технических руководств. Проводились скоординированные
учебные мероприятия для прокурорских работников из Гватемалы, Гондураса,
Коста-Рики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора. Недавно к РЕФКОCTO
присоединились прокуратуры Доминиканской Республики и Мексики, а Белиз
и Колумбия до того, как присоединиться к Сети, регулярно участвовали в ее
деятельности.
11. РЕФКО, в целях получения поддержки, координировала свои инициативы
с Центральноамериканским советом прокуроров (Consejo Centroamericano de
Ministerios Públicos), членами которого являются все генеральные прокуроры в
регионе. Такая координация, несомненно, сказывается на принимаемых
решениях; так, Доминиканская Республика была приглашена на пленарное
заседание РЕФКО в ноябре 2011 года и сразу же после этого присоединилась к
Сети. На последней сессии совета в мае 2012 года было решено, что
Доминиканская Республика присоединится к совету и что название совета
будет изменено на Совет прокуроров Центральной Америки и Доминиканской
Республики.
IV. Укрепление уголовно-правовых мер борьбы
с организованной преступностью

12. В 2010 году правительства Гондураса и Сальвадора обратились к
Организации Объединенных Наций с просьбой оказать им помощь в борьбе с
растущей организованной преступностью и всеобщей безнаказанностью. Оба
правительства признали в качестве образцовой модели деятельность
Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью в Гватемале, опыт
которой может быть использован для выработки индивидуального подхода к
удовлетворению конкретных потребностей этих стран. В марте 2011 года
эксперты Глобальной программы укрепления потенциала государств-членов в
области предупреждения организованной преступности и тяжких
преступлений и борьбы с ними, взаимодействуя с региональным отделением
ЮНОДК для Мексики, Центральной Америки и Карибского бассейна,
Департаментом по политическим вопросам Секретариата и Программой
развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), осуществили миссию в
Сальвадор для оценки положения в области организованной преступности с
целью определения того, какая помощь может быть оказана, в частности, для
укрепления потенциала национальных правоохранительных органов и
прокуратуры.
13. С 1 по 5 мая 2012 года ЮНОДК возглавляло техническую миссию в
Гондурас с участием Департамента по политическим вопросам, Управления
Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека
(УВКПЧ) и ПРООН, которая была организована с целью проанализировать
потенциал национальных органов в области расследования дел, связанных с
организованной преступностью и серьезными нарушениями прав человека, и
изучить области, в которых Организации Объединенных Наций могла бы
оказать помощь. Эта миссия была организована вслед за исследовательской
миссией, которая под руководством Департамента по политическим вопросам
и при участии ЮНОДК была осуществлена 11-14 декабря 2011 года. По
результатам миссии был сделан вывод о необходимости укрепления
учреждений, ответственных за расследование и уголовное преследование в
отношении дел, связанных с организованной преступностью и серьезными
нарушениями прав человека, и создания модели для расследования дел,
связанных с организованной преступностью и тяжкими преступлениями,
которая включает специальные методы расследования, на основе
действующего внутреннего законодательства.
14. Решающую роль в укреплении уголовно-правовых мер борьбы с
организованной преступностью играет развитие потенциала в области
использования оперативных данных по преступности. В 2011 году ЮНОДК
наняло на полную ставку эксперта и преподавателя по вопросам оперативной
информации о преступности, благодаря чему были организованы учебные
программы для экспертов по анализу оперативных данных в Иордании,
Сейшельских Островах, Таиланде и Филиппинах. Кроме того, в апреле
2012 года ЮНОДК провело первые учебные курсы по стратегическому анализу
для студентов из Коста-Рики и Панамы с уделением особого внимания оценке
угроз, связанных с тяжкими преступлениями и организованной
преступностью, в качестве средства укрепления способности государств
определять стратегии борьбы с организованной преступностью. Обучение
было основано на подготовленной ЮНОДК и Международной организацией
уголовной полиции (Интерпол) публикации "Руководство по подготовке и
использованию оценки угроз, связанных с серьезными преступлениями и
организованной преступностью" (размещена по адресу www.unodc.org/
documents/afghanistan/Organized_Crime/SOCTA_Manual_2010.pdf).
15. Панама является одной из стран Центральной Америки и мира, которые
переходят от традиционного уголовного судопроизводства на основе
гражданского права к принципу состязательности в рамках уголовного
преследования. С 2011 года ЮНОДК через свою Глобальную программу
укрепления потенциала государств-членов в области предупреждения
организованной преступности и тяжких преступлений и борьбы с ними
консультирует Генеральную прокуратуру Панамы относительно этого
процесса, который будет постепенно вводиться в этой стране в течение
следующих трех лет. Такие консультации охватывают вопросы, касающиеся,
например, разработки стратегии, организационной структуры и подготовки
кадров.
16. ЮНОДК активно участвовало также в принятии международных мер
борьбы с пиратством у побережья Сомали. В рамках этой программы борьбы с
пиратством ЮНОДК оказывает существенную поддержку усилиям стран
региона по привлечению к суду лиц, подозреваемых в пиратстве. ЮНОДК
сотрудничало с рядом стран этого субрегиона, прежде всего с Кенией,
Маврикием, Объединенной Республикой Танзания и Сейшельскими
Островами, которые проявили готовность привлекать к ответственности лиц,
подозреваемых в пиратстве. Полиции, судам, органам прокуратуры и
пенитенциарным учреждениям предоставляется помощь в обеспечении того,
чтобы судебные разбирательства в отношении подозреваемых граждан Сомали
были эффективными, результативными и справедливыми.
17. ЮНОДК продолжало проводить обзоры внутреннего законодательства и
взаимодействовало с государствами с целью внесения изменений в планы
действий, где это необходимо, чтобы содействовать уголовному
преследованию за пиратство; оказывало поддержку работникам прокуратуры
посредством обучения и совершенствования делопроизводства; содействовало
развитию судебной инфраструктуры, в том числе посредством строительства и
ремонта судебных помещений и предоставления технического оборудования,
например аппаратуры для проведения видеоконференций; обеспечивало
доставку свидетелей в суд, обеспечивало устный перевод и предоставляло
средства на адвокатов защиты; способствовало существенному улучшению
условий содержания в тюрьмах, увеличению их вместимости посредством
строительства тюремных блоков и снижению их перенаселенности за счет
пересмотра решений о дальнейшем содержании под стражей; и предоставляло
полиции канцелярское имущество и техническое оборудование и обеспечивало
обучение сотрудников более эффективным методам работы и использования
улик и доказательств. В результате была значительно улучшена работа
местных учреждений системы уголовного правосудия. Навыки и умения в деле
уголовного преследования за пиратство, приобретенные сотрудниками
полиции и работниками прокуратуры и судебных органов, могут применяться
во всех судебных делах, а улучшение условий содержания в тюрьмах выгодно
всем заключенным.
18. Продолжая содействовать международным усилиям в области
расследования преступлений, связанных с пиратством, ЮНОДК оказывает
помощь подразделениям для сбора оперативной финансовой информации
стран региона в отслеживании финансовых потоков, основой которых является
пиратство. В рамках противодействия незаконным финансовым потокам в
связи с пиратством у побережья Сомали Глобальная программа борьбы с
отмыванием денег, доходами от преступной деятельности и финансированием
терроризма в сотрудничестве с региональным отделением ЮНОДК для
Восточной Африки приступила к работе по наращиванию потенциала в деле
противодействия отмыванию денег и повышения осведомленности об этой
проблеме и вопросах, связанных с финансированием терроризма. В рамках
Глобальной программы была организована и проведена в Найроби в мае
2011 года международная конференция по этой проблеме. Многие
рекомендации этой конференции были использованы в качестве основы
деятельности рабочей группы по финансовым потокам (рабочая группа 5)
Контактной группы по борьбе с пиратством у побережья Сомали. Вторая
конференция, организованная в рамках Глобальной программы, была
проведена в Джибути 14-15 декабря 2011 года. Основное внимание на
конференции было уделено улучшению сотрудничества между
правоохранительными органами и такими альтернативными системами
денежных переводов, как хавала и поставщики мобильных финансовых услуг.
Глобальная программа по-прежнему играет центральную роль в содействии
обмену информацией и контактам в интересах рабочей группы 5 Контактной
группы по борьбе с пиратством у побережья Сомали.
19. На протяжении 2010-2011 годов более 30 стран, включая Ботсвану,
Вануату, Казахстан, Намибию, Острова Кука, Палау, Таджикистан и Тонга,
получали индивидуальные консультативные услуги и другую техническую
помощь в применении международных стандартов, касающихся борьбы с
отмыванием денег и финансированием терроризма, и в совершенствовании
законодательства о конфискации имущества. Что касается Центральной Азии,
то в 2010 году был проведен ряд семинаров, посвященных осуществлению
законодательства Казахстана о борьбе с отмыванием денег и финансированием
терроризма, а также международному сотрудничеству. При содействии
инструктора по правовым аспектам борьбы с отмыванием денег на Вануату,
Маршалловых Островах и Соломоновых Островах было принято
законодательство о борьбе с отмыванием денег и финансированием
терроризма.
20. В марте 2010 года в Сенегале был проведен учебный практикум для
сотрудников подразделений для сбора оперативной финансовой информации
других должностных лиц по вопросам применимости положений о
замораживании активов, содержащихся в унифицированном законе о
финансировании терроризма, который был принят Западноафриканским
экономическим и валютным союзом.
21. Успех и объективность уголовного и судебного производства в
значительной степени зависят от надежности и приемлемости данных
судебной экспертизы. Службы судебной экспертизы являются неотъемлемой
частью системы представления объективной, поддающейся проверки и
своевременной информации на различных стадиях уголовного
судопроизводства. ЮНОДК осуществляло различные программы оказания
технической помощи государствам, в том числе в постконфликтных ситуациях,
в создании или укреплении комплексных и устойчиво функционирующих
служб судебной экспертизы. Эти программы включают развитие потенциала и
инфраструктуры судебно-криминалистических служб для обеспечения
процесса от сбора улик на месте преступления до предъявления доказательств
в суде, стандартизованные программы подготовки кадров, поддержку
руководящих органов в законодательной области, повышение осведомленности
заинтересованных сторон и предоставление оборудования, инструментария и
материалов.
22. Оказываемая ЮНОДК поддержка в области судебной криминалистики
предусматривает также развитие потенциала и повышение эффективности
национальных судебно-экспертных лабораторий, а также разработку
стандартов и рабочих процедур, обеспечивающих эффективное использование
данных научных исследований в целях оказания поддержки системам
уголовного правосудия, правоприменения, здравоохранения и регулирования.
V. Улучшение сотрудничества правоохранительных
органов и повышение уровня межучрежденческой
координации

23. Инициатива по побережью Западной Африки предусматривает
применение всеобъемлющего междисциплинарного подхода к оказанию
технической помощи в регионе. Она содействует реализации инициатив по
миростроительству и реформированию сектора безопасности прежде всего
посредством наращивания потенциала правоохранительных органов,
налаживания трансграничного сотрудничества и проведения реформы в
области уголовного правосудия на национальном и региональном уровнях. Эта
совместная инициатива ряда органов Организации Объединенных Наций и
Интерпола оказалась успешной в плане дополнения различных мандатов
партнеров по осуществлению и в плане оказания технической помощи.
24. Одним из главных программных компонентов Инициативы по побережью
Западной Африки является создание специальных межведомственных
подразделений по борьбе с транснациональной преступностью с целью
укрепления межучрежденческого сотрудничества на национальном и
региональном уровнях, особенно между странами, обладающими
ограниченными возможностями, поскольку они находятся в постконфликтных
ситуациях и ситуациях миростроительства.
25. В каждой из четырех пилотных стран (Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар,
Либерия и Сьерра-Леоне) ход реализации Инициативы по побережью Западной
Африки отличался под влиянием национального контекста. Помимо
содействия созданию подразделений по борьбе с транснациональной
преступностью предоставлялась также техническая помощь в различных
областях, включая судебно-криминалистические и правовые вопросы,
сокращение спроса на наркотики и борьбу с отмыванием денег и наркоманией.
В связи с подразделениями по борьбе с транснациональной преступностью в
каждой из четырех пилотных стран достигнуты следующие основные
результаты:
а) из четырех пилотных стран Сьерра-Леоне является наиболее
продвинутой в плане подразделений по борьбе с транснациональной
преступностью, поскольку ее подразделение является полностью
работоспособным, хорошо оснащенным и успешно проводящим
расследования. В 2011 году подразделение расследовало 113 уголовных дел, в
том числе связанных с торговлей наркотиками, людьми и огнестрельным
оружием и с финансовыми преступлениями, по которым к настоящему
времени было вынесено 25 обвинительных приговоров. За тот же период было
изъято более 1 800 кг каннабиса. Кроме того, подразделение приступило к
проведению внутри страны расследований дел о мошенничестве от имени
Королевской канадской конной полиции и Агентства по борьбе с серьезной
организованной преступностью Соединенного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии. Была проведена оценка возможности включения в
систему обмена информацией I-24/7 Интерпола подразделения по борьбе с
транснациональной преступностью, а также воздушных и морских портов
страны;
b) в Либерии было создано подразделение по борьбе с
транснациональной преступностью, для поддержки операций которого были
предоставлены транспортные средства. Был назначен комитет по управлению
подразделением по борьбе с транснациональной преступностью и были
разработаны и дожидаются утверждения стандартные оперативные процедуры,
кодексы поведения и устав службы. Сотрудники подразделения по борьбе с
транснациональной преступностью были обучены базовым информационным
технологиям и навыкам написания отчетов. Кроме того, было разработано
всеобъемлющее законодательство по наркотикам и организованной
преступности, которое должно быть обсуждено и затем принято Национальной
ассамблеей;
c) в Гвинее-Бисау было проведено обучение сотрудников
подразделения по борьбе с транснациональной преступностью и в ближайшем
будущем его помещение будет оснащено соответствующим оборудованием.
Была проведена модернизация Национального центрального бюро Интерпола,
и действием системы I-24/7 будут охвачены подразделение по борьбе с
транснациональной преступностью и воздушные и морские порты страны.
Кроме того, судебной полиции была предоставлена работающая в режиме
реального времени аналитическая база оперативных данных, а для
подразделения для сбора оперативной финансовой информации было
организовано обучение и консультирование и предоставлено оборудование.
Вследствие недавних политических событий деятельность в Гвинее-Бисау в
рамках Инициативы по побережью Западной Африки была временно
приостановлена;
d) Кот-д'Ивуар станет последней из пилотных стран, которым
предоставляется техническая помощь в рамках Инициативы по побережью
Западной Африки. Совместная миссия по оценке запланирована на май
2012 года.
26. В апреле 2012 года миссия по оценке была направлена в Гвинею в рамках
подготовки к присоединению этой страны к Инициативе по побережью
Западной Африки.
27. О пользе межучрежденческого сотрудничества для укрепления границ и
борьбы с транснациональной преступной деятельностью свидетельствует
Проект по обеспечению связи между аэропортами. В настоящее время этим
проектом охвачены 19 стран (Аргентина, Бенин, Бразилия, Гамбия, Гана,
Гвинея, Доминиканская Республика, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Колумбия,
Кот-д'Ивуар, Мали, Нигерия, Сенегал, Того, Эфиопия, Южная Африка и
Ямайка). Особое внимание в рамках этого проекта уделяется созданию в
аэропортах совместных целевых групп по пресечению преступной
деятельности, сотрудники которых специально обучены методам выявления и
работы по ориентировкам. Благодаря наличию защищенной связи между
партнерами по проекту с использованием Сети по обеспечению соблюдения
таможенных правил Всемирной таможенной организации и системы I-24/7
Интерпола имеется возможность более эффективно обмениваться
информацией и координировать оперативные мероприятия на международном
уровне. В результате реализации проекта уже были произведены изъятия
крупных партий кокаина, каннабиса, героина и амфетаминов, а также
наличных денежных средств.
28. В рамках глобальной Программы по контролю за контейнерными
перевозками ЮНОДК и Всемирная таможенная организация продолжают
оказывать помощь в наращивании потенциала правоохранительных органов в
области выявления и проверки грузовых контейнеров, которые могут
использоваться в противоправных целях, а именно для незаконного оборота
наркотиков, оружия, взрывчатых веществ и объектов флоры и фауны. Эта
деятельность включала в себя тщательную оценку функционирования
грузовых портов и содействие развитию сотрудничества между
правоохранительными органами посредством создания межведомственных
групп по контролю в портах, для сотрудников которых проводилось
углубленное обучение по вопросам управления рисками и использования
ориентировок.
29. Программа по контролю за контейнерными перевозками способствует
также обмену оперативной информацией. В настоящее время этой программой
охвачены морские порты в 13 странах Западной Африки, Латинской Америки и
Западной и Центральной Азии. Выбранные порты находятся в основных
регионах-производителях наркотиков и/или на сложившихся морских торговых
маршрутах, используемых для незаконной переправки наркотиков и
химических веществ-прекурсоров. В 2011 году странами-участницами было
изъято 9 219 кг кокаина, 30,9 кг опия, 666,9 кг героина, 13 353 кг каннабиса и
36 245 кг химических веществ-прекурсоров. Эти цифры свидетельствуют об
эффективности Программы, в том что касается объединения усилий различных
правоохранительных органов, действующих на переднем крае, и поощрения и
повышения уровня профессионализма сотрудников. Они свидетельствуют
также о постоянном использовании систем обмена оперативной информацией,
которые были внедрены благодаря этой Программе.
30. Деятельность ЮНОДК по подготовке кадров способствовала также
развитию потенциала органов власти в вопросах выявления не только
наркотиков и прекурсоров, но и широкого круга незаконных товаров, включая
виды дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, и
материалы, защищенные авторским правом. ЮНОДК планирует предоставлять
помощь в области контроля за контейнерными перевозками еще 15 странам.
31. ЮНОДК оказывало помощь государствам в решении такой проблемы, как
связь между отмыванием денег и серьезной организованной преступностью.
Управление направило шесть инструкторов в различные субрегионы: в страны
юга Африки для укрепления процедур конфискации активов; страны
Восточной Африки для наращивания потенциала в проведении финансовых
расследований; страны Юго-Восточной и Центральной Азии для
формирования эффективных процедур борьбы с отмыванием денег и
финансированием терроризма; страны Западной Африки для разработки
всеобъемлющих режимов борьбы с отмыванием денег и финансированием
терроризма с уделением особого внимания созданию и повышению
эффективности подразделений по сбору оперативной финансовой информации;
и страны Центральной Америки для наращивания потенциала органов
прокуратуры и судебных органов.
32. Во Вьетнаме, Камбодже, Лаосской Народно-Демократической
Республике, Руанде и Объединенной Республике Танзания были организованы
учебные курсы по вопросам проведения в этих странах финансовых
расследований с уделением особого внимания навыкам расследования и
укреплению тесных рабочих отношений между органами полиции и
прокуратуры. В 2011 году ЮНОДК провело в Бангладеш и Марокко серию
практикумов по подготовке инструкторов для укрепления национальных
кадров и содействия разработке устойчивой учебной программы по борьбе с
отмыванием денег и финансированием терроризма для преподавания в
институтах этих стран, готовящих сотрудников правоохранительных органов.
В Руанде и Эфиопии были проведены курсы для аналитиков из подразделений
для сбора оперативной финансовой информации, а в мае 2010 года два
подобных региональных курса были проведены в Индии для участников из
Бангладеш, Бутана, Индии, Кении, Непала, Сейшельских Островов,
Объединенной Республики Танзания, Уганды, Шри-Ланки и Эритреи для
передачи им знаний и навыков анализа финансовой информации с целью
выявления подозрительных операций, связанных с отмыванием денег и
финансированием терроризма. С 2008 года в большинстве стран Латинской
Америки проводятся практические занятия, предусматривающие проведение
условного судебного разбирательства с учетом особенностей национальных
правовых систем; в ноябре 2011 года аналогичные занятия были проведены в
Гане.
33. В партнерстве с Всемирной таможенной организацией ЮНОДК в
середине 2011 года провело экспериментальные учебные курсы для
сотрудников таможенных и других органов пограничного контроля по
предупреждению незаконного провоза через границу наличных денежных
средств. Эти курсы, охватывающие новые процедуры и подробно освещающие
существующую практику, призваны обучить оперативных сотрудников
методам выявления курьеров, перевозящих денежную наличность, пресечения
и расследования перемещений незаконных наличных денежных средств и их
изъятия. В рамках Глобальной программы борьбы с отмыванием денег,
доходами от преступной деятельности и финансированием терроризма были
проведены мероприятия по подготовке кадров в Индонезии и на Филиппинах.
VI. Оказание государствам помощи в разработке программ
защиты свидетелей и потерпевших по делам,
связанным с организованной преступностью
34. Одним из необходимых факторов, обеспечивающих надлежащее
правление, является деятельность по оказанию государствам содействия в
организации эффективного и действенного уголовного судопроизводства,
включая механизмы оказания помощи потерпевшим и свидетелям и их защиты.
Важнейшее значение в расследовании уголовных дел и осуществлении
судебного преследования, особенно когда речь идет о серьезной
организованной преступности, имеет сотрудничество свидетелей при
получении свидетельских показаний. Для обеспечения защиты уязвимых
свидетелей ЮНОДК содействует разработке и осуществлению
законодательства, мер и специальных программ, направленных на защиту
свидетелей.
35. В отчетный период ЮНОДК продолжало содействовать созданию в Кении
органа по защите свидетелей, направив для этого консультанта в генеральную
прокуратуру. Через этого консультанта осуществлялось техническое
руководство и консультирование по стратегическим и оперативным вопросам
как сотрудников этого органа, так и сотрудников прокуратуры и полиции. Было
проведено также обучение членов кенийской комиссии по борьбе с коррупцией
и кенийской комиссии по установлению истины и обеспечению правосудия и
примирения. Кроме того, консультации по техническим вопросам
предоставлялись другим странам региона, включая Объединенную Республику
Танзания, Руанду и Уганду, а также были проведены оценки на Маврикии, в
Намибии, Объединенной Республике Танзания и Эфиопии. Для Намибии и
Объединенной Республики Танзания были разработаны подробные
предложения по проекту оказания технической помощи.
36. В 2011 году ЮНОДК оказало помощь УВКПЧ в разработке руководства
по гендерным вопросам, связанным с защитой свидетелей.
VII. Техническая помощь в борьбе с торговлей людьми
37. Нормативная деятельность ЮНОДК, направленная на содействие
осуществлению Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми,
особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию
Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности, и на укрепление потенциала, включает в себя
оказание государствам-членам помощи в законодательной сфере,
стратегическом планировании и разработке политики, а также содействие
усилению мер, принимаемых в области уголовного правосудия, защиты жертв
торговли людьми и оказания им поддержки.
38. На протяжении 2010-2011 годов ЮНОДК во всех регионах осуществляло
проекты технической помощи в борьбе с торговлей людьми, оказывая помощь
приблизительно 80 странам и содействуя принятию региональных и
межрегиональных мер противодействия торговле людьми.
39. На протяжении всего отчетного периода ЮНОДК в контексте своей
деятельности по наращиванию потенциала продолжало готовить специальные
публикации, направленные на повышение эффективности мер, принимаемых в
области уголовного правосудия. Одной из публикаций является "Пособие по
оказанию первой помощи для использования сотрудниками
правоохранительных органов", которым могут пользоваться сотрудники,
непосредственно сталкивающиеся с этой формой преступности, для
правильного определения случаев торговли людьми и немедленного
реагирования на них, прежде чем могут быть вовлечены специалисты.
40. В октябре 2011 года ЮНОДК создало первую глобальную базу данных по
делам, связанным с торговлей людьми. Она обеспечивает прямой открытый
доступ к информации об официально зарегистрированных случаях совершения
такого преступления в целях популяризации случаев успешного привлечения к
судебной ответственности и повышения осведомленности о реалиях этого
преступления. Благодаря этой базе данных пользователи, занимающиеся
делами о торговле людьми, имеют возможность ознакомиться с опытом и
судебными решениями других стран, изучить практические подходы,
применяемые в различных юрисдикциях, и расширить свои знания о торговле
людьми. В рамках Глобальной программы борьбы с торговлей людьми
ЮНОДК разработало и осуществляет глобальную инициативу по подготовке
кадров для борьбы с торговлей людьми, которая направлена на укрепление
способности государств более эффективно реагировать на преступления,
связанные с торговлей людьми. Программа обучения охватывает ключевые
элементы уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми и использует
учебные материалы, специально подготовленные ЮНОДК, и помощь
международной группы преподавателей-экспертов различного профиля.
Учебные мероприятия проводятся на основе модулей и стратегии, изложенных
в выпущенном ЮНОДК "Пособии по борьбе с торговлей людьми для
сотрудников системы уголовного правосудия", и предназначены в целом для
сотрудников системы уголовного правосудия, и в частности сотрудников
правоохранительных органов, а также для служб, предоставляющих поддержку
жертвам. Соответствующие практикумы были организованы в Мали, Украине и
на Фиджи, а для специалистов-практиков из Португалии практикум по
подготовке инструкторов был проведен в Вене.
41. Для рассмотрения Конференцией участников на ее шестой сессии был
подготовлен подробный доклад о деятельности ЮНОДК по оказанию
содействия и поддержки осуществлению Протокола о торговле людьми, в том
числе о мероприятиях по оказанию технической помощи (СТОС/СОР/2012/2).
VIII. Техническая помощь в повышении эффективности мер
борьбы с незаконным ввозом мигрантов

42. С 2010 года ЮНОДК оказывает государствам техническую помощь на
глобальном, региональном и национальном уровнях в следующих областях:
предупреждение и повышение осведомленности, сбор данных и исследования,
помощь в законодательной области, стратегическое планирование и разработка
политики, меры, принимаемые системами уголовного правосудия, защита и
поддержка и региональное и международное сотрудничество.
43. Для рассмотрения Конференцией участников на ее шестой сессии был
подготовлен подробный доклад о деятельности ЮНОДК по оказанию
содействия и поддержки осуществлению Протокола против незаконного ввоза
мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности, в том числе об оказании технической помощи
(СТОС/СОР/2012/5).
44. В 2011 году ЮНОДК подготовило для специалистов-практиков системы
уголовного правосудия информационно-учебный фильм под названием "Пути
и средства", а также короткий информационный видеоролик о преступности,
связанной с незаконным ввозом мигрантов.
45. В рамках деятельности в Юго-Восточной Азии ЮНОДК разрабатывает
механизм добровольной отчетности для содействия Балийскому процессу по
проблеме незаконного ввоза людей и торговле ими и связанной с этим
транснациональной преступностью, а также для повышения эффективности
сбора и анализа данных о незаконном ввозе мигрантов.
46. В октябре 2010 года был опубликован "Типовой закон о борьбе с
незаконным ввозом мигрантов" (размещен по адресу www.unodc.org), в
котором содержится полный набор правовых норм для оказания государствам
помощи в принятии надлежащего законодательства для осуществления
Протокола. Эти нормы разработаны таким образом, чтобы их можно было
легко приспособить к специфике самых разнообразных правовых систем.
Типовой закон был разработан на основе консультаций с широким кругом
экспертов из стран происхождения, транзита и назначения.
47. С 2010 года ЮНОДК предоставляет юридические консультации и помощь
законодателям, судьям и прокурорам, проводя анализ пробелов в
законодательстве в странах Западной Африки, Северной Африки, Центральной
Азии, Центральной Америки и Восточной Африки. Кроме того, Управление
провело в Восточной Африке региональный практикум по разработке
законодательства.
48. В 2012 году ЮНОДК опубликовало документ "Международная платформа
действий в целях выполнения Протокола против незаконного ввоза
мигрантов", который представляет собой разработанный на основе
консультаций с экспертами инструмент технического содействия государствам
в вопросах стратегического планирования и разработки политики.
49. В 2011 году было опубликовано "Подробное учебное пособие по
расследованию дел о незаконном ввозе мигрантов и судебному преследованию
виновных" для оказания помощи государствам в наращивании потенциала в
деле эффективного противодействия незаконному ввозу мигрантов. "Базовое
учебное пособие по расследованию дел о незаконном ввозе мигрантов и
судебному преследованию виновных" было адаптировано к местным
особенностям и потребностям Мексики и стран Центральной Америки.
50. С 2010 года ЮНОДК оказывало также поддержку государствам в
наращивании потенциала их систем уголовного правосудия посредством
проведения практикумов в Северной Африке, Западной Африке, Центральной
Азии и Юго-Восточной Азии.
IX. Незаконный оборот огнестрельного оружия, его
составных частей и компонентов, а также боеприпасов
к нему

51. Являясь единственным всемирным юридически обязательным
документом по вопросам огнестрельного оружия, Протокол против
незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных
частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию
Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности, обеспечивает государствам глобальные рамки
для контроля и регулирования законного оружия и его потоков,
предотвращения его попадания на незаконный рынок и содействия
расследованию соответствующих преступлений и уголовному преследованию
за их совершение. Учитывая как законные, так и незаконные аспекты,
связанные с огнестрельным оружием, Протокол предусматривает
всеобъемлющий режим, который регулирует законные потоки оружия,
предотвращая и пресекая незаконный оборот без ущерба для законных
перемещений.
52. Во исполнение резолюции 5/4 Конференции участников Конвенции
Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности ЮНОДК продолжало повышать
осведомленность и содействовать применению и разработке инструментов
оказания технической помощи в целях поощрения более широкой ратификации
и осуществления Протокола об огнестрельном оружии. В 2011 году ЮНОДК в
целях оказания содействия и поддержки ратификации и осуществлению
Протокола об огнестрельном оружии и оказания государствам помощи в этой
деятельности приступило к реализации глобального проекта по
огнестрельному оружию. В рамках этого глобального проекта ЮНОДК
приступило к осуществлению финансируемого Европейским союзом проекта
по борьбе с транснациональным незаконным оборотом оружия на основе
осуществления Протокола об огнестрельном оружии. Работа в рамках этого
проекта сосредоточена на следующих направлениях:
а) повышение уровня осведомленности о Протоколе об огнестрельном
оружии и поощрение его ратификации;
b) разработка специализированного инструментария;
с) разработка законодательства для укрепления правовой и
нормативной базы, касающейся огнестрельного оружия, и содействие
региональной унификации законов и практики;
d) наращивание потенциала и подготовка кадров в целях сокращения
предложения незаконного огнестрельного оружия и укрепления нормативно-
правовой базы, касающейся огнестрельного оружия, в частности его
маркирования, учета, контроля при передаче, сбора и утилизации;
e) подготовка кадров и наращивание потенциала в целях повышения
эффективности мер реагирования системы уголовного правосудия и
содействия конструктивному международному сотрудничеству и обмену
информацией в интересах борьбы с незаконным оборотом огнестрельного
оружия и связанными с этим преступлениями;
f) повышение уровня осведомленности о схемах транснационального
оборота огнестрельного оружия и уровня участия гражданского общества.
53. В настоящее время этот проект по борьбе с транснациональным
незаконным оборотом оружия охватывает 15 стран регионов Западной Африки,
Южной Америки и Карибского бассейна (Аргентина, Бенин, Боливия
(Многонациональное государство), Бразилия, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана,
Мавритания, Мали, Парагвай, Сенегал, Того, Уругвай, Чили и Ямайка). Ряд
других стран обратились за помощью в рамках глобального проекта по
огнестрельному оружию, и в настоящее время ЮНОДК старается изыскать
дополнительные средства для включения этих стран в программу.
54. В 2011 году был опубликован подготовленный ЮНОДК "Типовой закон о
борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, его
составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему" (размещен по
адресу www.unodc.org). Он разрабатывался в 2009-2010 годах в ходе
семинаров-практикумов с участием экспертов и специалистов-практиков из
разных стран и регионов с целью оказать государствам-участникам более
эффективную помощь в трансформировании формулировок международных
договоров – Конвенции об организованной преступности и Протокола об
огнестрельном оружии – во внутригосударственные правовые положения и
укреплении их правовых режимов оборота огнестрельного оружия в
соответствии с Протоколом. В широкую сферу охвата положений закона входят
превентивные меры контроля над огнестрельным оружием, например в
отношении изготовления, учета, списания и международных передач
огнестрельного оружия и связанной с этим посреднической деятельности, а
также меры уголовного наказания и процессуальные меры, заимствованные из
Протокола об огнестрельном оружии и Конвенции об организованной
преступности. В настоящее время этот типовой закон, имеющийся только на
английском языке, переводится на все другие официальные языки Организации
Объединенных Наций.
X. Появляющиеся формы преступности
55. В целях предупреждения и пресечения торговли людьми с целью изъятия
органов, обеспечения защиты жертв таких преступлений и оказания им
помощи, а также содействия развитию международного сотрудничества
ЮНОДК разрабатывает сборник методических пособий для оценки
распространенности случаев торговли людьми с целью изъятия органов на
национальном и региональном уровнях. Сборник, содержащий рекомендации,
призван содействовать обмену знаниями и информацией между директивными,
правоохранительными и судебными органами, органами прокуратуры и
здравоохранения и службами оказания помощи жертвам, а также
представителями гражданского общества, работающими на разных уровнях и
преследующими те же цели.
56. В течение отчетного периода ЮНОДК продолжало оказывать
техническую помощь в области предупреждения и пресечения
киберпреступности в рамках своей глобальной программы по
киберпреступности. Подробная информация о технической помощи в этой
области содержится в докладе Секретариата об оказании государствам
технической помощи в применении Конвенции об организованной
преступности к новым формам и аспектам транснациональной организованной
преступности, который был подготовлен для рассмотрения Конференцией
участников на ее шестой сессии
57. Все большую тревогу в мире и особенно в развивающихся странах
вызывает проблема поддельных лекарственных средств. Они угрожают
здоровью населения, поскольку их потребление может привести к серьезным
расстройствам здоровья или даже смерти. Поддельные лекарства стали
важным источником доходов организованных преступных групп, который
обеспечивает крайне высокую прибыль при низкой вероятности обнаружения и
привлечения к уголовной ответственности. Слабость систем регулирования и
механизмов контроля качества в сочетании с непригодностью или отсутствием
внутреннего законодательства делает менее развитые страны главной целью
преступных деяний, связанных с поддельными лекарственными средствами.
Оборот поддельных лекарственных средств превратился в одну из главных
угроз государствам, большинство из которых не обладают возможностями,
знаниями и ресурсами для эффективного предупреждения таких преступлений
и борьбы с ними.
58. В своей резолюции 20/6 Комиссия по предупреждению преступности и
уголовному правосудию просила ЮНОДК оказывать помощь государствам-
членам в наращивании потенциала по пресечению деятельности и ликвидации
организованных преступных сетей, участвующих во всех этапах незаконной
цепочки поставок мошеннических лекарственных средств, в особенности в
этапах распространения и незаконного оборота. ЮНОДК предлагает вместе с
соответствующими партнерами, представляющими международное
сообщество, частный сектор и организации гражданского общества,
разработать поэтапную стратегию, призванную обеспечить согласованный и
последовательный подход, охватывающий широкий спектр мероприятий по
повышению эффективности мер реагирования системы уголовного правосудия.

XI. Заключение
59. Преступные организации без колебаний используют любую возможность
для получения прибыли незаконным путем, быстро определяя и
приспосабливая технические достижения и отыскивая и используя слабости
систем и режимов. Учитывая, что могущественные преступные группы
являются сравнительно богатыми, у многих государств нет возможности
максимально эффективно бороться с ними.
60. В течение отчетного периода ЮНОДК продолжало оказывать
разнообразную техническую помощь в целом ряде постоянно меняющихся
тематических областей. Систематически проводя тщательные независимые
оценки своих программ, Управление стремится к тому, чтобы применяемый им
подход к оказанию технической помощи обеспечивал высококачественную и
эффективную с точки зрения затрат поддержку государствам-членам.