Hotline


Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, направленная на содействие осуществлению положений о международном сотрудничестве, содержащихся в Конвенции Организации Объединенных Наций против ТОП

 Версия для печати

 

Доклад Секретариата

 

I. Введение
1. Преступные группы все чаще занимаются преступной деятельностью,
которая выходит за пределы национальной территории. Если при
расследовании преступления в своей стране выясняется, что жертвы имеются и
в других странах, что подследственные являются членами преступной группы,
в состав которой входят граждане разных стран, или что доходы от
совершенного преступления сокрыты или инвестированы в другой стране, это
уже не считается необычным. Организованная преступность влечет за собой
многосторонние и многоуровневые последствия в разных странах. Многие
блага глобализации, такие как упрощение и ускорение связи, перемещения
финансовых активов и международных путешествий, используются
преступными группами с целью совершения преступных деяний, эксплуатации
человека, дикой природы и окружающей среды, извлечения выгоды из
__________________
*
CTOC/COP/2012/1. CTOC/COP/2012/9
2 V.12-54903
сохраняющихся недостатков в режимах нормативно-правового регулирования
и разграбления государственной казны ради личной наживы.
2. Это означает, что расследовать действия организованной преступности,
осуществлять уголовное преследование и выносить наказания стало сложнее, и
для этого требуется участие нескольких стран. По мере того, как государства
прилагают усилия по борьбе с транснациональной организованной
преступностью, все более насущным становится международное
сотрудничество в уголовно-правовых вопросах. Традиционные формы
международного сотрудничества, предусматривающие заключение лишь
двусторонних соглашений, не всегда позволяют быстро реагировать на
современные нужды борьбы с организованной преступностью. Конвенция
Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности обеспечивает государствам-членам возможность
обращаться с просьбами о выдаче, взаимной правовой помощи и
международном сотрудничестве в целях конфискации к широкому кругу
партнеров в 168 государствах – участниках Конвенции, не прибегая в каждом
случае к заключению двусторонних соглашений.
3. Рабочая группа по вопросам международного сотрудничества,
учрежденная в соответствии с решением 3/2 Конференции участников
Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности, является постоянным элементом Конференции
и занимается рассмотрением по существу практических вопросов, связанных с
выдачей, взаимной правовой помощью и международным сотрудничеством в
целях конфискации.
4. На своем совещании, проходившем во время пятой сессии Конференции,
Рабочая группа подчеркнула важность использования Конвенции для выдачи,
взаимной правовой помощи и международного сотрудничества в целях
конфискации в качестве единственной правовой основы для таких действий
или в сочетании с другими международными договорами.
5. С октября 2010 года, когда состоялась пятая сессия Конференции,
ЮНОДК провело множество мероприятий и продолжало оказывать
техническую помощь и содействие осуществлению Конвенции, в частности ее
положений о международном сотрудничестве.
II. Разработка инструментов для содействия
международному сотрудничеству по уголовно-правовым
вопросам
6. Во исполнение резолюции 5/8 Конференции ЮНОДК наряду с
разработкой новых инструментов продолжало заниматься совершенствованием
и расширением ряда существующих инструментов содействия
международному сотрудничеству по уголовно-правовым вопросам.
7. Для распространения на совещаниях, региональных практикумах и
сессиях Конференции Секретариат подготовил также информационные листки,
в которых разъясняется порядок получения доступа к различным
инструментам, предназначенным для государств-членов, и использованияCTOC/COP/2012/9
V.12-54903 3
таких инструментов, в частности онлайнового справочника компетентных
национальных органов, Программы составления просьб об оказании взаимной
правовой помощи и онлайновой юридической библиотеки.
A. Онлайновый справочник компетентных национальных
органов
8. Число компетентных национальных органов, назначенных государствами-
членами согласно соответствующим мандатам, закрепленным в решениях 3/2
и 4/2 Конференции, продолжает расти. Наряду с данными по Европейскому
союзу и Святому Престолу этот справочник содержит контактную
информацию о 478 компетентных национальных органах из 168 государств-
членов, которые уполномочены получать, обрабатывать и реагировать на
просьбы о выдаче, передаче осужденных лиц и оказании взаимной правовой
помощи в уголовно-правовых вопросах, а также принимать меры по борьбы с
незаконным оборотом наркотиков на море, незаконным ввозом мигрантов по
морю и незаконным оборотом огнестрельного оружия
1
.
9. Секретариат регулярно обновляет справочник на основе получаемых от
государств уведомлений об изменениях, касающихся назначенных ими органов
и их контактных данных. Центральные органы могут вносить изменения в свои
собственные отчетные записи, которые подлежат рассмотрению и
подтверждению Секретариатом. ЮНОДК публикует справочник два раза в год
и распространяет его среди назначенных органов и постоянных
представительств государств-членов. В электронном виде справочник доступен
также на веб-сайте ЮНОДК2
.
10. Справочник содержит все контактные данные о назначенных органах и
информацию об их часах работы, часовом поясе, рабочих языках, сведениях
или документах, которые требуются для исполнения просьб, приемлемых
форматах и каналах связи, возможности представления просьб через
Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) и конкретных
процедурах для применения в неотложных случаях, а также место для
замечаний, в котором государства могут изложить дополнительную
информацию, например резюме юридических и процессуальных требований
для удовлетворения просьб о выдаче или взаимной правовой помощи, ссылки
на национальные законодательные акты и соответствующие веб-сайты,
перечень договоров о двустороннем и региональном сотрудничестве,
заключенных этими государствами, или любые действующие альтернативные
__________________
1
Органы, назначенные в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о
борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
1988 года (статьи 6, 7 и 17), Конвенцией Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности (статьи 16-18), Протоколом против
незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (статья 8) и Протоколом против
незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и
компонентов, а также боеприпасов к нему (статья 13), дополняющими Конвенцию
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности.
2
Для доступа к справочнику требуется пароль, предоставляемый ЮНОДК по
соответствующей просьбе. CTOC/COP/2012/9
4 V.12-54903
договоренности в отношении выдачи или взаимной правовой помощи. В
справочнике указывается также, сделало ли соответствующее государство-
участник предусмотренное в пункте 5 статьи 16 Конвенции против
организованной преступности заявление о том, что оно будет использовать
Конвенцию в качестве правового основания для выдачи.
11. В настоящее время доступ к расширенному справочнику, как и к
справочнику компетентных национальных органов, назначенных в
соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе
против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
1988 года
3
, предоставляется только назначенным органам. Основные причины
ограничения доступа к справочнику продиктованы необходимостью
обеспечения неприкосновенности частной жизни и безопасности сотрудников
центральных органов, имена которых и личные контактные данные иногда
указываются в справочнике, а также самой целью справочника,
заключающейся в том, чтобы обеспечивать назначенным компетентным
органам беспрепятственный доступ к обновленной контактной информации об
их партнерах в других странах. Секретариатом зарегистрировано
445 пользователей онлайнового справочника.
В. Программа составления просьб об оказании взаимной
правовой помощи
12. Программа составления просьб об оказании взаимной правовой помощи
была разработана ЮНОДК для содействия государствам в составлении просьб
о взаимной правовой помощи в целях облегчения и укрепления
международного сотрудничества. Эта программа позволяет избегать
представления просьб, содержащих неполную информацию, и тем самым
сводит к минимуму вероятность задержки или отказа. Она содержит
пошаговые рекомендации для составителя просьбы по каждому виду взаимной
правовой помощи и предупреждает его о том, что в просьбу не включена
какая-либо важная информация. Программа обобщает все введенные данные и
предлагает правильно составленную, полную и действенную просьбу для
внесения окончательных поправок и подписания
4
.
13. В своем решении 4/2 Конференция приветствовала Программу
составления просьб об оказании взаимной правовой помощи и призвала
центральные органы использовать, по мере необходимости, эту программу.
Конференция просила Секретариат использовать эту программу при
проведении учебных мероприятий для центральных органов и специалистов-
практиков.
14. Для дальнейшего облегчения использования программы ЮНОДК
предусмотрело возможность скачать ее со своего веб-сайта на английском,
__________________
3
United Nations, Treaty Series, vol. 1582, No. 27627.
4
Программа составления просьб об оказании взаимной правовой помощи обеспечивает
также доступ к соответствующим двусторонним, многосторонним и региональным
договорам и соглашениям и национальному законодательству и включает возможность
слежения за ходом рассмотрения дел по входящим и исходящим просьбам о взаимной
правовой помощи. CTOC/COP/2012/9
V.12-54903 5
арабском, боснийском, испанском, португальском, русском, сербском,
французском, хорватском и черногорском языках. В настоящее время в
Страновом отделении ЮНОДК в Исламской Республике Иран эта программа
переводится на персидский язык (фарси).
15. В целях популяризации этой программы в ходе учебных мероприятий,
конференций и семинаров, в частности, по вопросам международного
сотрудничества для представителей центральных органов и правительств
проводились презентации этой программы. Когда это было возможно, после
представления вводной информации о программе проводились практические
занятия, на которых участники пользовались программой для составления
просьбы об оказании взаимной правовой помощи.
16. К настоящему моменту эту программу запросили и получили
613 пользователей, в то время как в 2010 году их насчитывалось 380
5
. Эта
программа дополняет онлайновый справочник компетентных национальных
органов и юридическую библиотеку, причем информация из этих источников
может быть загружена в саму программу.
17. Участники совещаний, на которых представлялась эта программа,
говорили о ее пригодности как в качестве вспомогательного средства для
составления просьб об оказании взаимной правовой помощи, так и в качестве
средства для ознакомления сотрудников с требованиями в отношении
составления действенных просьб. Желая получить от соответствующих
органов дополнительную ответную информацию о практическом применении
этой программы, Секретариат обратился к ее пользователям с просьбой
ответить на ряд вопросов. Полученные ответы пока что не позволяют
Секретариату составить полное представление об использовании программы.
18. Кроме того, 14 и 15 декабря 2011 года ЮНОДК провело совещание
группы экспертов с целью доработки программы и включения в нее
дополнительных функций, касающихся возвращения активов. На совещании
были сформулированы рекомендации в отношении функций, которые следует
добавить в программу. Обновленная программа должна быть представлена на
совещании Межправительственной рабочей группы открытого состава по
возвращению активов, которая состоится в августе 2012 года. Хотя в целом
структура и функции программы не изменились, расширенная версия
предлагает дополнительные функции и возможности, касающиеся
возвращения активов.
С. Юридическая библиотека
19. Онлайновая юридическая библиотека ЮНОДК обеспечивает доступ к
чрезвычайно важной информации о законодательстве, принятом различными
государствами и территориями мира с целью осуществления международных
конвенций о контроле над наркотиками, а также Конвенции против
организованной преступности и протоколов к ней. Она является уникальным
__________________
5
С порядком подачи запроса об открытии учетной записи пользователя и получения
дополнительной информации можно ознакомиться на веб-сайте ЮНОДК
(www.unodc.org/compauth). CTOC/COP/2012/9
6 V.12-54903
информационным ресурсом для законодателей, поскольку в ней представлены
законы и подзаконные акты более чем 150 государств за период с 1948 года на
английском, испанском и французском языках
6
.
20. В процессе обновления и расширения юридической библиотеки в нее
включается законодательство, касающееся Протокола о предупреждении и
пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за
нее
7
, Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху
8
и Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного
оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему
9
,
дополняющих Конвенцию Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности. Для повышения удобства
пользования юридической библиотекой и представленной в ней информацией
Секретариат включил в нее новые элементы, такие как интерактивная карта
регионов и стран, и добавил ссылки на информативные правительственные
веб-сайты. Кроме того, в целях оптимизации доступа к размещенным в
библиотеке законодательным актам они были распределены по разделам,
относящимся к соответствующим конвенциям и протоколам.
D. Информационно-справочный портал по транснациональной
организованной преступности
21. ЮНОДК создаст информационно-справочный портал по
транснациональной организованной преступности, который будет
функционировать в виде единой веб-платформы на базе веб-сайта ЮНОДК и
будет способствовать распространению информации об осуществлении
Конвенции против организованной преступности и протоколов к ней.
22. На этом портале будут размещены усовершенствованная сводная
юридическая библиотека и электронное хранилище законодательных актов,
связанных с требованиями Конвенции и протоколов к ней, и в рамках портала
можно будет производить поиск по стране, статье или виду преступления.
Предполагается, что портал будет совместим с механизмом обзора хода
осуществления Конвенции против организованной преступности, который,
возможно, будет утвержден Конференцией на ее шестой сессии.
23. На этом портале будет размещена также правовая база данных о судебной
практике, касающейся организованной преступности в различных ее
проявлениях, включая торговлю людьми, незаконный ввоз мигрантов,
незаконный оборот огнестрельного оружия, отмывание денег, участие в
деятельности организованной преступной группы, незаконный оборот
наркотиков, незаконный оборот культурных ценностей, киберпреступность,
фальсификация, воспрепятствование отправлению правосудия и другие
серьезные преступления. В результате пользователи смогут узнать, как
__________________
6
Для получения доступа к юридической библиотеке и дополнительной информации см. веб-
сайт ЮНОДК (www.unodc.org/enl).
7
United Nations, Treaty Series, vol. 2237, No. 39574.
8
Ibid., vol. 2241, No. 39574.
9
Ibid., vol. 2326, No. 39574. CTOC/COP/2012/9
V.12-54903 7
происходит разбирательство по делам об организованной преступности в судах
различных государств-членов.
24. Портал будет содержать также справочник компетентных национальных
органов, упомянутый в пунктах 8-11 выше.
25. Кроме того, портал будет содержать раздел, посвященный
международным договорам, соглашениям и директивным документам. В него
будут включены соответствующие международные договоры, заключенные
государствами-участниками с целью налаживания международного
сотрудничества, например международные договоры о выдаче и взаимной
правовой помощи, и другие соглашения, а также различные стратегии и другие
директивные документы, касающиеся организованной преступности.
Е. Пособие по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи
26. В своей резолюции 5/8 Конференция просила Секретариат продолжать
содействовать международному и региональному сотрудничеству согласно
решению 4/2 Конференции, в частности, путем разработки практического
руководства для содействия составлению, передаче и исполнению просьб о
выдаче и взаимной правовой помощи согласно статьям 16 и 18 Конвенции
против организованной преступности, когда Конвенция служит юридической
основой для таких просьб.
27. Секретариат подготовил пособие по вопросам взаимной правовой
помощи и выдачи, которое было подвергнуто критической оценке на
неофициальном совещании группы экспертов, проходившем в Вене 1 и
2 сентября 2011 года. Это пособие представляет собой всеобъемлющее
руководство по всем практическим этапам процесса выдачи и взаимной
правовой помощи. Оно должно стать средством дальнейшего содействия
налаживанию международного и межрегионального сотрудничества между
государствами по уголовно-правовым вопросам в соответствии со статьями 16
и 18 Конвенции против организованной преступности. Пособие будет
использоваться также в качестве учебного средства, дополняющего Программу
составления просьб об оказании взаимной правовой помощи. Оно будет
размещено на веб-сайте ЮНОДК на шести официальных языках Организации
Объединенных Наций, и, кроме того, его можно будет получить в бумажном
виде.
F. Пособие по вопросам международного сотрудничества в целях
конфискации
28. В своей резолюции 5/8 Конференция просила Секретариат подготовить,
на основе проведенных исследований, практическое руководство для
специалистов-практиков с целью содействия международному и
межрегиональному сотрудничеству в целях конфискации в рамках борьбы с
транснациональной организованной преступностью.
29. Во исполнение этой резолюции Секретариат дал поручение приступить к
разработке пособия по вопросам международного сотрудничества в целяхCTOC/COP/2012/9
8 V.12-54903
конфискации. В феврале 2012 года ЮНОДК созвало неофициальное совещание
группы экспертов для обсуждения, анализа и усовершенствования проекта, в
результате чего в нем нашли отражение практический опыт и примеры
соответствующих дел из разных стран. Пособие было представлено на шестой
сессии Конференции на трех официальных языках Организации
Объединенных Наций: английском, испанском и французском. Секретариат
пытается изыскать средства для перевода пособия на три остальных
официальных языка Организации Объединенных Наций. Оно будет
опубликовано в бумажном виде и размещено также на веб-сайте ЮНОДК.
30. Это пособие призвано стать всеобъемлющим руководством для
специалистов-практиков системы уголовного правосудия, центральных и
прочих компетентных национальных органов, а также лиц, отвечающих за
разработку политики, которые хотели бы усовершенствовать существующие
процедуры и механизмы или создать новые механизмы для повышения
эффективности международного и межрегионального сотрудничества в целях
конфискации доходов от преступлений. Кроме того, оно может использоваться
в качестве источника справочной информации для целей подготовки кадров и
служить дополнением к справочнику по вопросам взаимной правовой помощи
и выдачи.
G. Справочник по вопросам международной передачи
осужденных
31. В рамках своего мандата противодействовать распространению
преступности, наркотиков и терроризма и содействовать предупреждению
преступности и реформе системы уголовного правосудия ЮНОДК подготовило
также справочник по вопросам международной передачи осужденных.
32. В этом справочнике рассматривается возможный порядок передачи лиц,
приговоренных к тюремному заключению в одной стране, на их родину с
целью отбытия там всего срока или части срока тюремного заключения.
Взаимодействие в этой специальной области права становится частью всего
более широкого международного сотрудничества между государствами в
вопросах уголовного правосудия. В справочнике описываются и разъясняются
ключевые элементы разнообразных инструментов, существующих в этой
области, и он призван помочь государствам, располагающим
соответствующими механизмами, применять их более эффективно.
33. Этот справочник предназначен для использования всеми сторонами,
имеющими отношение к системе уголовного правосудия, включая лиц,
отвечающих за разработку политики, законодателей, руководителей и
работников пенитенциарных учреждений, работников прокуратуры, полицию,
членов неправительственных организаций (НПО) и других лиц, для которых
эти вопросы представляют интерес и имеют определенное значение. Кроме
того, он может использоваться в качестве справочного документа и средства
подготовки кадров. CTOC/COP/2012/9
V.12-54903 9
Н. Сборник дел, касающихся организованной преступности
34. В своем решении 5/8 Конференция участников просила Секретариат
продолжать активизировать деятельность, упомянутую в решении 4/2
Конференции, в частности, путем анализа и использования сообщенных
государствами-членами примеров того, как они применяют статьи 12, 13, 16 и
18 Конвенции против организованной преступности, а также изданного
ЮНОДК каталога дел, связанных с выдачей, взаимной правовой помощью и
другими формами международного сотрудничества по правовым вопросам.
Эти усилия имеют своей целью обеспечить подготовку сборника и других
средств, отражающих успешные виды практики, с целью предотвратить
возникновение возможных препятствий на пути всестороннего успешного
осуществления Конвенции. В документе CTOC/COP/2012/11 содержится обзор
проделанной Секретариатом работы по составлению сборника случаев
успешного расследования и уголовного преследования по делам, связанным с
транснациональной организованной преступностью.
I. Другие инструменты
35. ЮНОДК также разработало и предоставило в распоряжение государств-
членов другие ресурсы и инструменты для содействия международному
сотрудничеству. Одни материалы содержат рекомендации по какой-либо
определенной области международного сотрудничества, а другие нацелены на
удовлетворение потребностей конкретных регионов или групп.
36. Силами ЮНОДК и/или при его участии на основе специальных знаний и
опыта в самых разных областях был подготовлен целый ряд руководств и
справочников по международному сотрудничеству. При содействии ЮНОДК
был подготовлен Справочник АСЕАН по международно-правовому
сотрудничеству в расследовании дел, связанных с торговлей людьми, который
был опубликован в 2010 году Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии
(АСЕАН). Региональное отделение ЮНОДК по программе для Юго-Восточной
Европы опубликовало руководящие принципы международного
сотрудничества по делам, касающимся торговли людьми и незаконного ввоза
мигрантов. Кроме того, разделы о международном сотрудничестве включены и
во многие другие публикации ЮНОДК, такие как "Международная платформа
действий в целях выполнения Протокола о предупреждении и пресечении
торговли людьми", "Сборник методических пособий по вопросам борьбы с
торговлей людьми"
10 и "Базовое учебное пособие по расследованию дел о
незаконном ввозе мигрантов и судебному преследованию виновных".
37. Кроме того, по запросам ЮНОДК готовило юридические публикации для
специалистов-практиков с целью содействия международному сотрудничеству
в конкретных странах и регионах. ЮНОДК продолжает поддерживать развитие
региональной судебной платформы для членов Комиссии по Индийскому
океану (Коморских Островов, Франции (Реюньон), Мадагаскара, Маврикия и
Сейшельских Островов) – международной сети сотрудничества центральных
органов, для которой ЮНОДК подготовило сборник двусторонних,
__________________
10
Издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.08.V.14. CTOC/COP/2012/9
10 V.12-54903
региональных и международных соглашений по вопросам взаимной правовой
помощи и выдачи. Тесно взаимодействуя с центральными органами, ЮНОДК
поддерживает распространение и использование этого сборника для
обеспечения направления членам Комиссии по Индийскому океану
действенных просьб о выдаче и взаимной правовой помощи. Сборник
содержит подробную практическую информацию о конкретных требованиях
каждого члена и призван стать ценным источником справочной информации
как для членов Комиссии, так и для тех стран, которые стремятся к
налаживанию международного сотрудничества с ними.
38. В соответствии с резолюцией 5/1 Конференции, озаглавленной
"Обеспечение эффективного осуществления Конвенции Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности и протоколов к ней", ЮНОДК разработало типовые
законодательные положения по организованной преступности. Эти положения
облегчат предоставление и обеспечат систематизацию законодательной
помощи со стороны ЮНОДК, а также облегчат усилия самих государств-
членов по проведению обзора действующего законодательства, внесению в
него изменений и принятию новых нормативных актов. Типовые
законодательные положения разработаны таким образом, чтобы их можно
было адаптировать к потребностям любого государства независимо от его
правовой традиции, социально-экономических условий, культуры и
географического положения. После окончательной доработки положения будут
изданы типографским способом, а также размещены в электронном виде на
веб-сайте ЮНОДК. Будет рассмотрен вопрос о переводе положений на все
шесть официальных языков Организации Объединенных Наций при условии
наличия внебюджетных ресурсов.
39. Деятельность ЮНОДК по стимулированию и поддержке осуществления
Протокола о незаконном ввозе мигрантов неизменно включает усилия по
укреплению международного сотрудничества между государствами.
Положения о международном сотрудничестве содержатся, в частности, в
Типовом законе о борьбе с незаконным ввозом мигрантов, который был
опубликован в 2010 году. Отдельные модули, касающиеся международного
сотрудничества, содержатся как в пособии "In-Depth Training Manual on
Investigating and Prosecuting the Smuggling of Migrants" ("Подробное учебное
пособие по расследованию дел о незаконном ввозе мигрантов и привлечению к
судебной ответственности за него"), которое было опубликовано в 2011 году с
целью расширения возможностей государств эффективно реагировать на
незаконный ввоз мигрантов, так и в "Базовом учебном пособии по
расследованию дел о незаконном ввозе мигрантов и судебному преследованию
виновных", которое было адаптировано для Мексики и Центральной Америки.
Что касается публикаций по стратегическому планированию и разработке
политики, то вопросы международного сотрудничества затрагиваются и в
публикации "Международная платформа действий в целях выполнения
Протокола против незаконного ввоза мигрантов", изданного в 2011 году. CTOC/COP/2012/9
V.12-54903 11
III. Укрепление межрегиональных сетей
40. Вместе со странами и регионами ЮНОДК продолжает прилагать усилия
по созданию и укреплению межрегиональных сетей с целью налаживания
более прочного регионального сотрудничества по уголовно-правовым
вопросам.
41. Важным вкладом в дело укрепления международного сотрудничества
судебных органов в Центральной Америке стало создание в 2011 году
Центральноамериканской сети прокуроров, специализирующихся на делах,
связанных с организованной преступностью (РЕФКО). Эта сеть служит
форумом для обмена знаниями и опытом по таким общим вопросам,
касающимся организованной преступности и незаконного оборота наркотиков,
как методы проведения расследований, перехват сообщений, защита
свидетелей и отмывание денег. РЕФКО представляет собой структуру для
обеспечения единообразного подхода к созданию потенциала в сотрудничестве
с учреждениями, которые организуют подготовку для работников прокуратуры.
Кроме того, она предлагает возможности подготовки кадров внутри региона,
облегчает обмен работниками прокуратуры в пределах региона и поощряет
обмен оперативной информацией.
42. РЕФКО предлагает стратегические и технические рекомендации в
отношении осуществления национального законодательства, проводит
специализированные учебные мероприятия и содействует проведению на
региональном уровне общих, согласованных мероприятий по укреплению
доверия среди работников прокуратуры для обеспечения обмена информацией
между ними по соответствующим делам.
43. Было подготовлено и проведено множество различных специальных
учебных курсов для работников прокуратуры, и была опубликована серия
практических руководств по техническим вопросам. Были приняты меры по
координации и проведению учебных мероприятий для работников
прокуратуры Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа, Панамы и
Сальвадора. Недавно к РЕФКО присоединились прокуратуры Доминиканской
Республики и Мексики, а Белиз и Колумбия регулярно участвовали в ее
деятельности еще до присоединения к сети.
44. В феврале 2012 года в Гааге при поддержке ЮНОДК было проведено
совещание, целью которого было связать между собой судебную платформу
для стран Сахеля с судебной платформой для членов Комиссии по Индийскому
океану и Европейской судебной сетью, которая была одной из принимающих
сторон этого совещания. На совещании состоялся обмен информацией о целях
создания и поддержания таких сетей, преимуществах, которые они дают, и
возникающих проблемах. ЮНОДК провело ряд дискуссий с целью выяснить
мнения участников относительно создания сети центральных органов и
работников прокуратуры других стран Западной Африки. ЮНОДК удалось
заручиться гарантиями финансирования проекта по созданию сети работников
прокуратуры для Западной Африки, осуществление которого начнется в
середине 2012 года. CTOC/COP/2012/9
12 V.12-54903
IV. Укрепление центральных и компетентных органов
по международному сотрудничеству
45. В период с октября 2010 года по февраль 2012 года Пакистану
оказывалась законодательная помощь и помощь в создании потенциала в
области международного сотрудничества. Помощь в разработке закона о
взаимной правовой помощи заключалась в оказании содействия проведению
двух заседаний по разработке законопроекта при участии всех
соответствующих государственных органов общенационального уровня и
уровня провинций. Кроме того, ЮНОДК участвовало в планировании и
поддержании мероприятий по созданию центрального национального органа.
В тот же период ЮНОДК провело несколько общих учебных мероприятий по
вопросам международного сотрудничества, углубленную подготовку по
вопросам использования Программы составления просьб об оказании
взаимной правовой помощи (на основе изучения конкретных дел) и
справочника компетентных национальных органов, а также другие учебные
мероприятия.
46. В марте и апреле 2011 года ЮНОДК провело в Эфиопии оценку
состояния системы уголовного правосудия, а в июле 2011 года оно доработало
программу, которая содержит главу о международном сотрудничестве.
С сотрудниками системы уголовного правосудия Эфиопии были обсуждены
вопросы оказания дополнительной технической помощи.
A. Содействие использованию Конвенции в качестве основы
для международного сотрудничества
47. В своей резолюции 5/8 Конференция подчеркнула особую важность
Конвенции против организованной преступности в качестве основы для
международного сотрудничества в вопросах выдачи, взаимной правовой
помощи и международного сотрудничества в целях конфискации.
48. Усилия по пропаганде и поощрению использования положений
Конвенции о международном сотрудничестве предпринимались в рамках
многих семинаров, учебных курсов и других мероприятий по оказанию
технической помощи, организованных ЮНОДК.
49. ЮНОДК провело несколько презентаций для судей, работников
прокуратуры и сотрудников правоохранительных органов из Афганистана,
Египта, Ирана (Исламской Республики) и Республики Молдова с целью
поощрения использования Конвенции в качестве основы для международного
сотрудничества. Разъяснялся также порядок использования в рамках борьбы с
транснациональной организованной преступностью Программы составления
просьб об оказании взаимной правовой помощи. Участникам рекомендовалось
использовать эту программу при составлении просьб об оказании взаимной
правовой помощи. Полученные впоследствии отчеты участников
свидетельствовали о том, что программа была полезной в их работе.
50. В период с июля 2011 года по май 2012 года в Центральной Азии была
проведена серия практикумов с целью подготовки соответствующегоCTOC/COP/2012/9
V.12-54903 13
персонала по вопросам международного сотрудничества в уголовно-правовых
вопросах на основе положений Конвенции против организованной
преступности, международных договоров о контроле над наркотиками и
Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.
51. Что касается незаконного оборота культурных ценностей, то в ходе
совещаний с различными организациями-партнерами, такими как Интерпол,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры (ЮНЕСКО), Международный совет музеев (МСМ) и
Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА),
ЮНОДК активно выступало за использование Конвенции против
организованной преступности в качестве эффективной основы для
международного сотрудничества в борьбе с таким незаконным оборотом.
B. Региональные практикумы для центральных органов
52. В рамках Глобальной программы борьбы с торговлей людьми ЮНОДК
прилагает усилия по укреплению национального потенциала стран с целью
принятия более эффективных мер борьбы с этим преступлением. ЮНОДК
подготовило учебный план, охватывающий основные элементы деятельности
системы уголовного правосудия по борьбе с торговлей людьми, включая
взаимную правовую помощь и выдачу, с использованием специальных учебных
материалов ЮНОДК и усилий междисциплинарной международной группы
инструкторов-экспертов. Учебные мероприятия основываются на модулях и
стратегии ЮНОДК, отраженных в Пособии для специалистов-практиков
системы уголовного правосудия по борьбе с торговлей людьми, и
предназначены для специалистов-практиков системы уголовного правосудия в
целом и работников правоохранительных органов в частности, а также для
структур, занимающихся вопросами оказания поддержки жертвам
преступлений. Эти практикумы призваны подготовить специалистов в сфере
уголовного правосудия к надлежащему решению сложных проблем, связанных
с торговлей людьми. Такие практикумы были организованы в Мали, Украине и
на Фиджи, а также в Австрии (для специалистов из Португалии, которые
участвовали в практикуме по подготовке инструкторов с целью проведения
последующих учебных мероприятий в португалоязычных странах).
53. В связи с проблемой торговли людьми в Центральной Азии Региональное
отделение ЮНОДК для Центральной Азии организовало учебные программы
по содействию налаживанию сотрудничества правоохранительных и судебных
органов стран происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми.
54. В октябре 2010 года в сотрудничестве с Национальным комитетом по
борьбе с торговлей людьми Объединенных Арабских Эмиратов в Абу-Даби
был проведен третий ежегодный межрегиональный практикум по содействию
налаживанию сотрудничества правоохранительных и судебных органов стран
происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми для борьбы с
торговлей людьми в Центральной Азии. В практикуме участвовало 40 старших
следователей, прокуроров и судей, а также представители НПО из
Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и
Узбекистана), Бахрейна, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, CTOC/COP/2012/9
14 V.12-54903
Соединенных Штатов Америки и Таиланда. Этот практикум способствовал
укреплению сети специалистов судебных и правоохранительных органов,
работающих над делами о торговле людьми. Кроме того, он предоставил
возможность ознакомиться с успешной практикой сотрудничества между НПО
и правоохранительными органами в целях выявления жертв торговли людьми,
их защиты и оказания им помощи.
55. В ноябре 2011 года в Алма-Ате (Казахстан) при содействии министерства
внутренних дел Казахстана, Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ), МОМ и посольства Соединенных Штатов в Казахстане был
проведен четвертый ежегодный межрегиональный практикум по содействию
налаживанию сотрудничества правоохранительных и судебных органов стран
происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми для борьбы с
торговлей людьми в Центральной Азии. Практикум насчитывал более
70 участников, представлявших правоохранительные органы, органы
прокуратуры, консульские учреждения и НПО из стран происхождения,
транзита и назначения жертв торговли людьми, включая экспертов
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
Соединенных Штатов, Совета государств Балтийского моря и Организации
договора о коллективной безопасности. Он позволил участникам обменяться
опытом и сведениями об успешной практике уголовного преследования и
расследования по делам о торговле людьми, оказания помощи жертвам и их
защиты, а также отслеживания, замораживания и конфискации доходов,
полученных в результате торговли людьми, охватывающей более одной
страны. Участники ознакомились также с успешной практикой проведения
эффективных международных расследований в связи с такими
преступлениями, а также создания профессиональных сетей и налаживания
соответствующих контактов.
56. В июле 2011 года ЮНОДК во взаимодействии с ОБСЕ провело в Алма-
Ате (Казахстан) трехдневный практикум для экспертов по уголовно-правовым
вопросам стран Западной и Центральной Азии. В нем приняло участие более
30 специалистов из Афганистана, Ирана (Исламской Республики), Казахстана,
Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из
Австралии, Нидерландов, Российской Федерации, ЮНОДК и ОБСЕ. Это
совещание было проведено как последующее мероприятие по итогам
практикума по уголовно-правовым вопросам, состоявшегося в Астане в июле
2010 года, и было организовано в соответствии с решением министров стран –
членов ОБСЕ, в котором была признана важность осуществления Конвенции
против организованной преступности.
57. Перед состоявшимся в июле 2011 года практикумом стояли три цели:
оценить существующие потребности и недостатки путем анализа конкретных
дел, содействовать налаживанию оперативных контактов между
специалистами-практиками в сфере международного сотрудничества по
уголовно-правовым вопросам и повысить уровень осведомленности стран-
участниц об имеющихся в распоряжении ОБСЕ и ЮНОДК средствах и
мероприятиях оказания технической помощи и создания потенциала, в том
числе с помощью региональной программы ЮНОДК для Афганистана и
соседних с ним стран. CTOC/COP/2012/9
V.12-54903 15
58. Работа практикума была сосредоточена на проблемных областях, которые
являются общими для всех стран региона, а именно: выдаче; взаимной
правовой помощи, мерах по противодействию отмыванию денег и борьбе с
финансированием терроризма; наложении ареста; замораживании и
конфискации активов; и обмене данными по уголовным делам. Участники
обсудили общие проблемы в сфере международного сотрудничества по
уголовно-правовым вопросам и сформулировали рекомендации в отношении
дальнейших действий, проектов и региональных мероприятий.
59. Третий практикум по международному сотрудничеству для стран,
участвующих в региональной программе ЮНОДК для Афганистана и соседних
с ним стран, проходил в Вене 16-18 мая 2012 года. На практикуме обсуждались
вопросы согласования законодательных рамок для обеспечения возможности
международного и межрегионального сотрудничества по уголовно-правовым
вопросам, включая выдачу, взаимную правовую помощь, передачу
заключенных, международное сотрудничество в целях конфискации доходов от
преступлений, предупреждение отмывания денег, конфискацию активов и
возвращение активов.
60. Участники состоявшегося в мае 2012 года практикума пришли к
заключению о наличии постоянной потребности в дальнейшем наращивании
потенциала экспертов и специалистов-практикумов в регионе и просили
ЮНОДК продолжать оказывать помощь в этой области. Они просили также
ЮНОДК оказывать странам помощь в а) сборе, систематизации и
распространении соответствующей юридической и судебной информации о
существующих трудностях и национальных требованиях, касающихся
сотрудничества; b) ускорении выполнения просьб о выдаче и взаимной
правовой помощи как внутри региона, так и за его пределами; и с) проведении
анализа существующих недостатков в процессе осуществления Конвенции
против организованной преступности, Конвенции Организации Объединенных
Наций против коррупции и международных договоров о контроле над
наркотиками с целью определения национальных потребностей стран в плане
практического осуществления этих конвенций.