Hotline


Обзор хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее

 Версия для печати

 

Деятельность Управления Организации Объединенных
Наций по наркотикам и преступности по оказанию
содействия и поддержки осуществлению Протокола
о предупреждении и пресечении торговли людьми,
особенно женщинами и детьми, и наказании за нее,
дополняющего Конвенцию Организации Объединенных
Наций против транснациональной организованной
преступности

 

Доклад Секретариата
I. Введение
1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение резолюции 5/2
Конференции участников Конвенции Организации Объединенных Наций
против транснациональной организованной преступности, озаглавленной
"Осуществление Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми,
особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию
Организации Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности". Цель доклада – информировать Конференцию
на ее шестой сессии о деятельности Управления Организации Объединенных
Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) по оказанию содействия и
__________________
*
CTOC/COP/2012/1. CTOC/COP/2012/2
2 V.12-54631
поддержки осуществлению Протокола о предупреждении и пресечении
торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.
2. Со времени проведения пятой сессии Конференции в октябре 2010 года
число государств – участников Протокола о торговле людьми увеличилось до
150, поскольку в 2011 году Протокол ратифицировали Гаити, Греция, Индия,
Марокко и Микронезия (Федеративные Штаты), а в 2012 году его
ратифицировали Бурунди, Вьетнам и Эфиопия.
II. Деятельность по оказанию государствам помощи
в осуществлении Протокола
3. ЮНОДК продолжает играть многогранную роль в оказании государствам-
членам поддержки в рамках глобальных усилий по борьбе с торговлей людьми
путем преследования преступников, предупреждения торговли людьми,
защиты потерпевших и использования партнерских связей. В отчетный период
борьба с торговлей людьми оставалась одним из главных приоритетов в работе
ЮНОДК, при этом определяющим вектором всей этой работы было развитие
партнерских отношений на национальном, региональном и международном
уровнях.
4. В феврале 2012 года ЮНОДК обнародовало "Комплексную стратегию
борьбы с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов" с целью
разъяснения своих приоритетов и деятельности в следующих областях:
а) оказание технической помощи в осуществлении Протокола о торговле
людьми и Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и
воздуху, дополняющих Конвенцию Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности; b) содействие
межучрежденческому сотрудничеству и координации; и с) управление
Целевым фондом добровольных взносов Организации Объединенных Наций
для жертв торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Эта комплексная
стратегия определяет вспомогательный характер работы ЮНОДК в области
предупреждения и пресечения как торговли людьми, так и незаконного ввоза
мигрантов, а также направленность дальнейшей деятельности и принимаемых
мер ЮНОДК в этих областях.
5. На оперативном уровне ЮНОДК оказывало техническую помощь в
решении проблем торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов более чем
80 странам во всех регионах и содействовало принятию в связи с этими
проблемами мер на региональном и межрегиональном уровнях. ЮНОДК
подготовило и опубликовало множество технических пособий, руководств и
тематических документов для повышения способности национальных систем
уголовного правосудия осуществлять положения Протокола о торговле
людьми. Эти пособия, руководства и документы являются одним из ключевых
компонентов работы и мероприятий Управления, проводимых в рамках его
тематических и региональных программ как в штаб-квартире, так и через его
отделения на местах. Пособия и публикация распространялись по различным
каналам, включая веб-сайты (к настоящему времени более 80 000 скачиваний),
почтовые отправления и выдачу в ходе учебных мероприятий, официальныхCTOC/COP/2012/2
V.12-54631 3
совещаний и конференций, а также в рабочем порядке через отделения
ЮНОДК на местах.
6. Признавая многогранный характер проблемы торговли людьми, ЮНОДК
продолжало тесно сотрудничать с учреждениями Организации Объединенных
Наций и неправительственными организациями для содействия достижению
целей Протокола и применению комплексного и междисциплинарного подхода
к решению этой проблемы.
7. ЮНОДК продолжало координировать работу Межучрежденческой
группы по координации борьбы с торговлей людьми, которая для целей
улучшения координации и сотрудничества объединяет ключевые учреждения
Организации Объединенных Наций и международные организации,
участвующие в предупреждении и пресечении торговли людьми. Генеральная
Ассамблея поручила Директору-исполнителю ЮНОДК координировать
деятельность этой Межучрежденческой группы по координации, которая в
настоящее время направлена на повышение степени согласованности политики
в рамках международных усилий по борьбе с торговлей людьми.
8. Для повышения продуктивности работы Межучрежденческой группы по
координации в 2010 году была создана рабочая группа. В ее состав входят
организации-члены, готовые регулярно участвовать в консультациях
Межучрежденческой группы по координации. В июне 2011 года в ходе
семнадцатой сессии Совета по правам человека в Женеве рабочая группа
провела брифинг для государств-членов и решила подготовить серию
документов о новых вызовах в деле борьбы с торговлей людьми. На основе
анализа осуществленных в последние годы мероприятий по борьбе с торговлей
людьми в 2011 году проводились активные консультации и были определены
приоритетные вопросы.
9. На брифинге для государств-членов, проведенном в Нью-Йорке в мае
2012 года, было сообщено о плане подготовки серии из пяти документов по
вопросам политики. Планируемая серия предоставит международным
организациям возможность выступать единым фронтом при решении новых
важных задач в рамках борьбы с торговлей людьми в следующее десятилетие.
Следует надеяться, что эта серия документов сыграет роль катализатора в
установлении общих стратегических приоритетов и повышении степени
согласованности политики и программ. Первые два документа будут
опубликованы в октябре 2012 года.
10. В рамках Глобальной инициативы по борьбе с торговлей людьми (ГИБТЛ-
ООН) продолжается работа по мобилизации усилий государственных и
негосударственных субъектов с целью искоренения торговли людьми, особенно
путем содействия созданию партнерств для совместных действий против этой
формы преступности. На протяжении отчетного периода ЮНОДК
осуществляло ряд совместных оперативных мероприятий в рамках ГИБТЛ-
ООН, включая ряд совместных национальных программ по оказанию
технической помощи с участием не менее двух членов Руководящего комитета
ГИБТЛ-ООН, представляющих международные организации и национальных
партнеров. В ноябре 2011 года ЮНОДК приступило к осуществлению одной
такой программы в Руанде совместно с Международной организацией по
миграции (МОМ) в следующих целях: а) улучшить знание и пониманиеCTOC/COP/2012/2
4 V.12-54631
проблемы торговли людьми у ключевых заинтересованных сторон в
правительстве и гражданском обществе; b) укрепить потенциал сотрудников
правоохранительных органов и иммиграционных служб в деле выявления
случаев торговли людьми и реагирования на них; с) повысить осведомленность
общественных и местных лидеров в Руанде о различных формах торговли
людьми и связанных с ними рисках; и d) создать механизмы оказания
поддержки и помощи жертвам на основе подготовки кадров и иного
содействия. В отчетный период аналогичные совместные программы оказания
технической помощи были разработаны и/или осуществлены в Боливии
(Многонациональном Государстве), Египте, Пакистане и Сербии, а также в
Центральной Азии.
11. Во второй половине 2012 года ЮНОДК выполняет председательские
функции во Всемирной группе по вопросам миграции и играет ключевую роль
в повышении степени межучрежденческой поддержки государствам-членам в
преддверии Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции
и развития, который состоится в 2013 году. Всемирная группа по вопросам
миграции – это межучрежденческая группа, которая объединяет руководителей
учреждений, стремящихся обеспечить более широкое применение всех
соответствующих международных и региональных инструментов и норм,
касающихся миграции, и содействовать выработке более последовательных,
всеобъемлющих и четко согласованных подходов к решению проблемы
международной миграции. Основным результатом председательства ЮНОДК
станет опубликование в конце 2012 года тематического документа,
посвященного защите мигрантов и миграции от преступной эксплуатации.
12. ЮНОДК заключило также ряд двусторонних соглашений о
сотрудничестве с ключевыми международными партнерами. В апреле
2012 года ЮНОДК и Всемирная туристская организация (ЮНВТО) подписали
меморандум о договоренности, в котором затрагивается, в частности, проблема
торговли людьми и в котором стороны договорились объединить усилия в
борьбе с торговлей людьми в секторе путешествий и туризма. В апреле
2012 года ЮНОДК и Европейское агентство по руководству оперативным
сотрудничеством на внешних границах государств – членов Европейского
союза (Фронтекс) подписали рабочее соглашение, направленное на укрепление
их взаимодействия в области предупреждения преступности и обеспечения
безопасности человека. Также в апреле 2012 года ЮНОДК и МОМ подписали
соглашение, в котором взяли на себя обязательства по укреплению
сотрудничества в деле противодействия торговле людьми и незаконному ввозу
мигрантов и повышения эффективности пограничного контроля.
13. Помимо работы, проводимой с помощью таких глобальных
межучрежденческих механизмов, ЮНОДК во исполнение просьб государств-
членов осуществляет глобальные программы по борьбе с торговлей людьми и
незаконным ввозом мигрантов, в рамках которых предлагает экспертные
знания и опыт в следующих ключевых областях: а) помощь в законодательной
области; b) меры в области уголовного правосудия и международное
сотрудничество; c) сбор данных и исследования; d) предупреждение и
повышение осведомленности; и e) защита и поддержка жертв. CTOC/COP/2012/2
V.12-54631 5
А. Помощь в законодательной области
14. ЮНОДК продолжало оказывать государствам различную помощь в
законодательной области в целях содействия разработке эффективного
внутреннего законодательства в соответствии с требованиями Протокола.
Деятельность ЮНОДК по оказанию помощи в законодательной области
включала оценку потребностей, связанных с законодательством, внесение
вклада по вопросам существа в проект законодательства, оказание основной и
технической помощи и поддержки в ходе практикумов по вопросам разработки
законодательства и оценка соблюдения действующего внутреннего
законодательства.
15. При оказании технической помощи всем регионам ЮНОДК продолжает
на постоянной основе распространять и использовать ключевые технические
материалы, например Типовой закон о борьбе с торговлей людьми
(опубликован в 2009 году), предназначенные для стран общего и гражданского
права.
16. В январе 2011 года ЮНОДК завершило проведение оценок
внутригосударственного права в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане,
Туркменистане и Узбекистане, в ходе которых было проанализировано
соответствие законодательства о борьбе с торговлей людьми
внутригосударственной правовой структуре с целью оказания
целенаправленной юридической помощи, включая создание потенциала для
разработки законодательства.
17. По поручению ЮНОДК и Структуры Организации Объединенных Наций
по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин
(ООН-женщины) был проведен региональный политико-правовой обзор, по
результатам которого в апреле 2011 года был издан доклад, озаглавленный
"Реагирование на проблему торговли людьми в Бангладеш, Индии, Непале и
Шри-Ланке". В докладе представлен обзор национальных законов, определены
и проанализированы основные недочеты в законодательстве и политике и даны
рекомендации о принятии более эффективных мер борьбы с торговлей людьми.
18. В марте 2012 года в Кабо-Верде был проведен региональный практикум
для содействия разработке соответствующими органами в Бенине, Гвинее и
Того законодательства по противодействию торговле людьми.
19. В мае 2012 года ЮНОДК завершило работу по подготовке вместе с
властями Бурунди к разработке нового законодательства по противодействию
торговле людьми.
В. Меры в области уголовного правосудия и международное
сотрудничество
20. Для обеспечения установления национальных нормативно-правовых
рамок, препятствующих торговле людьми, ЮНОДК продолжало
разрабатывать, готовить и распространять средства и материалы,
способствующие устранению государствами-членами недостатков в
принимаемых их системами уголовного правосудия мерах по борьбе сCTOC/COP/2012/2
6 V.12-54631
торговлей людьми. В этой связи при подготовке инструментария учитывались
потребности конкретных стран и проводилось обучение соответствующего
персонала его эффективному использованию.
21. Особое внимание ЮНОДК уделяло действиям сотрудников
правоохранительных органов, вплотную сталкивающихся с этой проблемой, в
случаях торговли людьми и выявления возможных жертв такой торговли. Если
жертв торговли людьми не признавать таковыми, то действия
правоохранительных органов по сбору доказательств и/или защите жертв
могут быть неэффективными.
22. В 2011 году было подготовлено, опубликовано и распространено
"Пособие ЮНОДК для правоохранительных органов по оказанию первой
помощи в случаях торговли людьми", которое призвано обеспечить, чтобы
органы, первыми реагирующие на эту проблему, особенно
правоохранительные органы, обладали базовыми знаниями для правильного
выявления жертв торговли людьми и принятия надлежащих мер. От действий
органов, первыми реагирующих на эту проблему, может зависеть качество и
количество свидетельств и доказательств, успешность судебного
преследования и последующее обращение с жертвами.
23. В отчетный период одним из ключевых компонентов помощи, которую
оказывало ЮНОДК, оставалась подготовка кадров с целью наращивания
потенциала. В рамках своей Глобальной программы по борьбе против торговли
людьми ЮНОДК выступило с глобальной инициативой в области подготовки
кадров, направленной на повышение согласованности и качества всех
соответствующих учебных мероприятий. Осуществлению этой инициативы
способствует группа опытных специалистов-практиков различного профиля,
включая правоохранительную деятельность, уголовное правосудие и
психологию, которые обладают опытом в делах, связанных с торговлей
людьми. В рамках этой инициативы используется также подготовленная
ЮНОДК программа обучения будущих инструкторов, основанная на
выпущенном ЮНОДК Пособии по борьбе с торговлей людьми для сотрудников
системы уголовного правосудия. Эта инициатива направлена на укрепление
национального потенциала в области борьбы с торговлей людьми путем
предоставления инструкторам необходимых инструментов и знаний для
проведения дальнейшей подготовки кадров в соответствующих национальных
органах с использованием материалов от местных экспертов в области
уголовного правосудия и служб оказания помощи жертвам. В 2011 году такое
обучение было организовано для специалистов-практиков из Мали,
Португалии, Украины и Фиджи. В феврале 2012 года ЮНОДК организовало
практикум по подготовке инструкторов в Боливарианской Республике
Венесуэла.
24. В соответствии с требованиями Протокола о торговле людьми
проводилось также обучение сотрудников полицейских, пограничных и
иммиграционных служб, сотрудников прокуратуры и судебных органов,
национальных координаторов по борьбе с торговлей людьми и сотрудников
служб по оказанию помощи жертвам. Изучались такие темы, как выявление
случаев торговли людьми, методы опроса жертв; изучение места совершения
преступлений и вещественных доказательств; и предоставление защиты и
помощи жертвам и свидетелям. В отчетный период ЮНОДК организовало иCTOC/COP/2012/2
V.12-54631 7
провело (и/или оказало материально-правовую и техническую помощь в
проведении) более 23 учебных практикумов по вопросам уголовного
правосудия с уделением особого внимания борьбе с торговлей людьми.
С. Сбор данных и исследования
25. Необходимыми условиями для разработки, осуществления и оценки
стратегий борьбы с торговлей людьми и формирования политики на основе
фактологической информации является наличие знаний и проведение
исследований относительно конкретного контекста торговли людьми на
национальном, региональном и международном уровнях. Такая информация
необходима для преодоления проблемы недостаточного понимания этой формы
преступности и связанных с ней нарушений прав человека.
26. Благодаря сбору данных и исследованиям ЮНОДК имеет также
возможность оказывать государствам-членам консультативную помощь и
содействие в осуществлении протоколов, а также сосредоточивать свои усилия
в областях, требующих особого внимания. В результате исследований
определяется также содержание подготавливаемых пособий и материалов,
призванных содействовать осуществлению Протокола государствами-членами.
27. После того как Генеральная Ассамблея в своей резолюции 64/293 приняла
Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с
торговлей людьми, ЮНОДК в 2011 году предприняло шаги для подготовки
своего следующего глобального доклада о торговле людьми, который будет
опубликован в четвертом квартале 2012 года.
28. В октябре 2011 года было положено начало созданию правовой базы
данных ЮНОДК по делам, связанным с торговлей людьми, что является новым
значительным вкладом в устранение пробелов в знаниях. Эта база данных даст
возможность судьям, прокурорам, руководителям, средствам массовой
информации, исследователям и другим заинтересованным сторонам на
постоянной основе пользоваться доступом к документированным судебным
делам и решениям судов и принимать их во внимание при решении вопросов и
ведении дел, связанных с торговлей людьми. База данных призвана
содействовать также единообразному толкованию и применению Протокола и
национальных законов, позволяет пользователям сверяться с практикой
различных государств и расширяет знания о преступлениях, связанных с
торговлей людьми. База данных со времени ее открытия постоянно
обновляется и в настоящее время содержит подробную информацию о более
чем 400 судебных делах. Ожидается, что благодаря партнерству с организацией
"Юристы без границ" к концу 2012 года в базу данных ЮНОДК для широкого
пользования будут добавлены еще 300 кратких описаний судебных дел.
29. ЮНОДК продолжало готовить и публиковать серию тематических
документов по конкретным проблемам, касающимся торговли людьми, которые
связаны с необходимостью устранения выявленных недостатков или
возможных препятствий в деле осуществления Протокола о торговле людьми.
В апреле 2011 года ЮНОДК опубликовало тематический документ под
названием "Транснациональная организованная преступность в рыбной
промышленности: особое внимание торговле людьми, незаконному ввозуCTOC/COP/2012/2
8 V.12-54631
мигрантов и незаконному обороту наркотиков". Это исследование посвящено
возможному присутствию транснациональной организованной преступности в
рыбной промышленности и конкретным аспектам этой промышленности,
которые являются уязвимыми в этом отношении.
30. В конце 2010 года на базе Интернета был создан виртуальный
информационный механизм ГИБТЛ-ООН (UN.GIFT.HUB), призванный
содействовать повышению осведомленности и обмену информацией о торговле
людьми (доступен по адресу www.ungift.org/knowledgehub). ЮНОДК
продолжало совершенствовать его в качестве главной широкодоступной
платформы для обмена технической информацией о мерах по борьбе с
торговлей людьми. Помимо добавления материалов на этот веб-сайт ЮНОДК
развивало его техническую инфраструктуру и функциональные возможности.
В знак признания того, что этот веб-сайт эффективно способствует
повышению осведомленности и обмену знаниями, в январе 2011 года он был
удостоен награды "ООН-XXI век" в категории "Управление знаниями/ИКТ".
D. Предупреждение и повышение осведомленности
31. Согласно Протоколу о торговле людьми государствам-участникам
необходимо принимать такие меры предупреждения, как осуществление
социально-экономических инициатив, исследований и кампаний по
повышению осведомленности, рассчитанных на потенциальных жертв такой
торговли и потенциальных потребителей услуг, предоставляемых жертвами
торговли людьми. Для принятия мер в области борьбы с торговлей людьми
требуется сотрудничество широкого круга участников в деле разработки и
осуществления таких инициатив. ЮНОДК поддерживает усилия государств и
других заинтересованных сторон, направленные на предупреждение торговли
людьми и разработку национальных, региональных и глобальных кампаний по
повышению осведомленности различных групп об этой проблеме.
32. Продолжало расти число государств, принявших кампанию ЮНОДК
"Голубое сердце" в качестве собственной национальной инициативы,
направленной на повышение осведомленности о торговле людьми. На
международном уровне эта кампания используется для усиления призыва
вносить средства в Целевой фонд добровольных взносов Организации
Объединенных Наций для жертв торговли людьми, особенно женщинами и
детьми.
33. Для предупреждения торговли людьми и повышения осведомленности об
этой проблеме ЮНОДК продолжает участвовать в кампаниях, выставках и
других событиях, отражаемых средствами массовой информации, и
сотрудничает не только с государствами-членами, но и с ключевыми
международными представителями государственного и частного секторов,
неправительственными организациями и другими партнерами.
34. В апреле 2012 года ЮНОДК и ЮНВТО провели для государств-членов
мероприятие под названием "Повышение эффективности борьбы с торговлей
людьми в контексте туризма". Это мероприятие было направлено на
повышение осведомленности о скрытых реалиях торговли людьми в сектореCTOC/COP/2012/2
V.12-54631 9
секс-туризма, а также на выявление готовности ЮНВТО и ЮНОДК
сотрудничать в совместной борьбе с этой проблемой.
Е. Защита и поддержка жертв
35. ЮНОДК содействует защите и поддержке жертв торговли людьми путем
проведения оценок служб оказания помощи жертвам в различных странах,
учебных практикумов и кампаний по повышению осведомленности. При
оказании технической помощи Управление пропагандирует также подход,
предусматривающий в первую очередь учет интересов жертв.
36. ЮНОДК является одной из ключевых фигур в деле оказания помощи
жертвам торговли людьми и взаимодействует с представителями гражданского
общества не только на уровне оказания директивной и технической помощи,
но и при выполнении функций управляющего Целевым фондом добровольных
взносов Организации Объединенных Наций для жертв торговли людьми,
особенно женщинами и детьми. Опираясь на взносы правительств, частного
сектора и широкой общественности, Целевой фонд работает над оказанием
гуманитарной, юридической и финансовой помощи жертвам торговли людьми.
37. По инициативе Целевого фонда создан Фонд малых субсидий. Первый
конкурс заявок был открыт 8 марта 2011 года и закрыт 30 апреля 2011 года.
Заявки на малые субсидии размером до 25 000 долл. США в год сроком до трех
лет могут подавать неправительственные организации либо консорциум или
коалиция, ведущую роль в которых играет удовлетворяющая требованиям
неправительственная организация. В 2011 году все предложения должны были
удовлетворять двум критериям: они должны были касаться межрегиональных и
трансграничных инициатив по оказанию поддержки жертвам и должны были
предусматривать эффективные средства правовой защиты для жертв торговли
людьми. Было получено более 250 заявок, и к настоящему времени Фонд
выделил средства 11 неправительственным организациям, оказывающим на
глобальном уровне прямую помощь жертвам торговли людьми.
38. В декабре 2011 года ЮНОДК и МОМ совместно провели в Албании
практикум для албанских консульских работников и сотрудников по связям,
работающих в соседних странах и государствах – членах Европейского союза,
а также для иностранных консульских работников, находящихся в Албании.
Участники практикума подчеркнули необходимость применения многомерного
скоординированного подхода к борьбе с торговлей людьми с уделением
особого внимания мерам предупреждения и, когда это возможно, оказанию
вспомогательных услуг жертвам. Практикум был призван содействовать
повышению профессионального уровня и качества услуг дипломатических
сотрудников и сотрудников по связям посредством углубления понимания ими
вопросов, связанных с миграцией и торговлей людьми, в контексте
либерализации визовой политики. Цель практикума заключалась также в
улучшении сотрудничества и обмена информацией между странами
происхождения, транзита и назначения. CTOC/COP/2012/2
10 V.12-54631
III. Заключение
39. В Секторе ЮНОДК по организованной преступности и незаконному
обороту была создана новая Секция по торговле людьми и незаконному ввозу
мигрантов, которая будет заниматься вопросами реализации комплексной
стратегии борьбы с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов. Секция
продолжит осуществлять программы по повышению осведомленности,
созданию потенциала и содействию осуществлению Протокола о торговле
людьми и Протокола о незаконном ввозе мигрантов. Секция будет и далее
содействовать межучрежденческому сотрудничеству в деятельности по борьбе
с торговлей людьми посредством активного участия ЮНОДК в
межучрежденческих форумах и инициативах, особенно ГИБТЛ-ООН,
Межучрежденческой группе по координации борьбы с торговлей людьми и
Всемирной группе по вопросам миграции.