Hotline


Отчет по гранту о ходе проведения исследовательского проекта «Коррупция в таможенных органах Дальнего Востока»

 Версия для печати

 

Отчет по гранту о ходе проведения исследовательского проекта «Коррупция в таможенных органах Дальнего Востока»

 

I. Изучение опыта предупреждения коррупционных правонарушений и совершенствова¬ние профессио¬нальных навыков таможенных органов

Эффективность работы таможенной службы традиционно оценивается по трем параметрам:
- по перечислению в бюджет денежных средств (таможенных платежей);
- качеству услуг, предоставляемых в сфере таможенного дела;
- борьбе с контрабандой. Однако, в настоящее время гораздо больший интерес в качестве критерия эффективности работы таможенной службы представляет проблема предупреждения и пресечения коррупции.
Таможенная служба, по мнению большинства обывателей, является одной из наиболее коррумпированных государственных структур. Данное положение обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Необходимо сказать, что руководство Комитета таможенного контроля в настоящее время проводит достаточно жесткую политику в деле противодействия коррупции, а также минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности таможенных служащих.
Следует отметить, что коррупция в правоохранительных органах представляет собой повышенную опасность для общества и государства, поскольку именно на правоохранительные органы возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в различных сферах публичного управления необходимо, чтобы сами правоохранительные органы были свободными от коррупции.
Должностные преступления в таможенных органах, как и все внешнеэкономические преступления, характеризуются высочайшей степенью организованности. Высокие доходы, получаемые недобросовестными участниками ВЭД, участвующими в контрабанде, и различных сделках, связанных с незаконным таможенным оформлением товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов.
Таким образом, коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных служащих, в сфере ВЭД характеризуется повышенной общественной опасностью, посягая не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства. Изучение в рамках настоящего проекта уголовных дел показало, что 71% умышленных преступлений этой категории совершаются по мотиву получения взяток, 19% по мотивам иной корыстной заинтересованности и лишь 4% - по мотивам иной личной заинтересованности. При этом необходимо учитывать, что следственными органами и судом далеко не всегда при наличии признаков умышленного должностного преступления доказывается получение должностными лицами взяток. На практике часто в таких случаях следователи необоснованно переквалифицируют такие действия на должностную халатность (ст. 293 УК РФ) либо направляют усилия на доказательство иной личной заинтересованности, то есть на такие обстоятельства, которые больше устраивают обвиняемых, всегда согласных, при прочих равных условиях, признать небрежность, легкомыслие, неосторожность, ложно понятые интересы службы, стремление помочь другу (коллеге) и тому подобные некорыстные мотивы, нежели получение взятки. Таким образом, следователи иногда "идут на поводу" у обвиняемых. Впрочем, представляется, что это происходит не из-за корыстной личной заинтересованности сотрудника правоохранительных органов, а из-за некомпетентности, из ложных интересов "спасти дело", не продлевать сроки предварительного расследования и т.п. Изучение массива уголовных дел дало возможность выделить следующие общие формы взяточничества, корыстных и иных личных мотивов в совершении преступлений этой категории:
- совершение преступлений по мотивам простого (эпизодического) взяточничества, разовой помощи по знакомству, родственным и иным личным мотивам, из иной личной заинтересованности;
- совершение преступлений на основе преступного "слияния", коррумпированных связей должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами - участниками ВЭД региона, на основе "регулярного" взяточничества за общее покровительство и попустительство по службе, взаимной помощи в удовлетворении иных личных корыстных интересов;
- отдельно следует выделить совершение преступлений на основе аналогичных коррупционных связей со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, свободных складов и др.;
- совершение преступлений по мотивам, основанным на незаконном воздействии отдельных представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона, организованных преступных формирований;
- совершение преступлений по мотивам преступного укрывательства, попустительства преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих, по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, ложно благополучной отчетности и т.п.).
Простое эпизодическое взяточничество наиболее характерно в среде специалистов и должностных лиц низшего руководящего состава таможенных органов. Субъектами преступления в 92% случаях являются должностные лица этой категории. Это чаще всего инспектора отделов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль. В 53% изученных дел обвиняемым предъявлялось обвинение в получении взяток, включая совершение иных преступлений, совершенных по мотиву их получения. Из них только в 67% эпизодов получения взятки подсудимые были признаны судом виновными в их получении, что говорит о серьезных затруднениях следственных органов в собирании полноценных доказательств вины. Характерно, что по большинству уголовных дел следствие имело прямые и косвенные доказательства широкой практики взяточничества, со своими "традициями", типичными ставками за те или иные действия должностных лиц. В целом получение взяток этой категорией должностных лиц характеризуется небольшими размерами конкретных сумм (81% всех эпизодов о взятках относились к суммам менее 10 минимальных размеров оплаты труда, 15% - к суммам более 10 минимальных размеров оплаты труда и лишь 4% - к суммам более 100 минимальных размеров оплаты труда), однако при наличии признаков регулярного, систематического их получения. Определяющим моментом для сумм взяток, как правило, является процент от суммы укрытых, "сэкономленных" в интересах заинтересованных лиц таможенных платежей либо иных необходимых расходов (плата за погрузку - выгрузку, хранение и т.п.). Таможенник, получая взятку, практически всегда знает, какую сумму он "экономит" заинтересованному лицу, и получает процент от этой суммы в зависимости от сложности процедуры, характера предмета перемещения, риска, которому он подвергает себя, и т.п. Но, как правило, сумма взятки не превышает 50% "сэкономленных" платежей. При этом анализ мест, где обычно передавалась взятка, показал, что 54% взяток передаются непосредственно в таможенном органе, в кабинете и т.д. или рядом с таможней, на крыльце, рядом со зданием и т.п. 34% взяток передаются в местах, куда специально приезжают с тем, чтобы избежать посторонних, в том числе и в местах проведения досмотра грузов, 12% взяток передаются в автомашинах декларантов и таможенников, в остальных местах - 10%. В 55% эпизодов взятка передавалась в российской валюте, в 40% - в иностранной валюте, в 5% - в других формах (перемещаемыми товарами, иным имуществом или выгодами имущественного характера). В 55% случаев получение взяток сопровождалось вымогательством.
В 47% от общего числа умышленных преступлений корыстная заинтересованность выражалась, кроме прочих мотивов, в бесплатном угощении в ресторанах, в предоставлении товаров по низким ценам, в получении денег в долг на длительные сроки без процентов либо с последующим невозвращением долга и т.п. Преступное "слияние", коррумпированные связи должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами - участниками ВЭД региона - одна из наиболее опасных форм коррупции не только в сфере таможенного дела, но и в целом в системе государственного управления. Из изученных уголовных дел только 3% выявленных преступлений имели подобные признаки. Судебная практика по делам такого рода крайне ограничена. Как правило, субъектами таких преступлений являются руководители среднего и высшего звена таможенных органов: начальники таможен и таможенных постов, их заместители и др. При этом должностные преступники образуют среди постоянных клиентов таможенного органа своего рода "круг приближенных", пользующихся особым доверием и откровенным попустительством со стороны работников таможни, что может выражаться в следующих признаках:
- их операции по таможенному оформлению проводятся наиболее оперативно;
- декларируется более низкая таможенная стоимость отдельных видов товаров, чем у конкурентов в том же регионе, при этом им не приходится тратить усилия на ее доказывание. В результате розничные цены на эти товары, как правило, более низкие, чем у тех же конкурентов, что ведет к вытеснению последних с рынка региона;
- по их ходатайствам им наиболее часто представляются отсрочки оплаты таможенных платежей, разрешения на хранение товаров, не прошедших таможенного оформления, вне складов временного хранения;
- реже и менее придирчиво проводятся проверки финансово - хозяйственной деятельности;
- чаще применяется освобождение от мер воздействия за таможенные правонарушения или назначаются более мягкие меры, чем предусмотрены ТК РФ за соответствующие правонарушения (с применением ст. 239 ТК РФ);
- иногда их, к примеру, экспортируемые товары выпускаются без досмотра, досматриваются в отдаленных местах и т.п.;
В свою очередь, со стороны объекта попустительства, то есть "карманного" участника ВЭД, могут проявляться следующие виды "благодарности":
- товары данной фирмы или предприятия часто официально закупаются работниками таможенного органа по оптовой или еще более низкой цене, с рассрочкой оплаты;
- в той или иной скрытой форме таможенный орган получает спонсорскую помощь, соответствующие работники таможенного органа получают кредиты, материальную помощь для покупки жилья и т.п.;
- в таких фирмах часто устраиваются на работу близкие родственники, друзья таможенников, получают явно завышенную заработную плату при минимуме реальных обязанностей;
- в свою очередь, приближенные люди руководителей фирм устраиваются на работу в таможенный орган на "нужные" должности;
- передача взяток носит регулярный характер и, как правило, не за конкретные действия, а в целом, за общее покровительство либо попустительство по службе плюс определенный процент от суммы неуплаченных таможенных платежей по таможенному оформлению конкретной сделки;
- взяточничество и иные корыстные интересы иногда реализуются в завуалированных формах. К примеру: путем оплаты обучения в ВУЗе детей должностных лиц, обмена личных автомашин на более новые, дорогие, престижные марки, покупки фирмой или ее представителем конфискованной автомашины или иного товара в таможне по заниженной стоимости и затем перепродажи ее таможеннику или его родственнику по такой или еще более низкой цене и т.п. Распространена практика, когда работники приграничных таможен (впрочем, как и внутренних) таким образом обеспечивают себя всем необходимым в быту бесплатно, по крайне низким ценам или якобы в долг. При этом каждая из сторон понимает, что в зависимости от значимости допущенных таможенником "поблажек" долг этот может быть и не возвращен. Таким образом, осуществляются завуалированные формы взяточничества. На подобной же основе строятся и коррупционные связи со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками и др. Имея особую сферу деятельности и специальную компетенцию, эти лица часто становятся "придатками" таможенного органа для решения личных проблем его должностных лиц. Создается своеобразная "закрытая каста", где ведется "отсев" неугодных, куда трудно проникнуть посторонним таможенным брокерам и т.п. Каждый опытный клиент ВЭД региона знает, что с такими, к примеру, брокерами таможенное оформление, а также те или иные связанные с ним незаконные операции, включая контрабанду, уклонение от уплаты таможенных платежей и т.п., можно провести быстрее и безопаснее, однако платить за это необходимо больше и часть - помимо бухгалтерии брокера. Таким образом, последние часто становятся своеобразными посредниками во взяточничестве между клиентами таможни и ее должностными лицами. Такие специалисты могут быть посредниками между недобросовестными участниками ВЭД и таможенниками в занижении таможенных платежей, недостоверном декларировании, реализации товаров, не прошедших таможенное оформление, внесении ложных сведений о товарах в документы. Иногда злоупотребления в интересах "карманных" брокерских контор и таможенных перевозчиков совершаются уже при выдаче таможенным органом лицензии на брокерскую деятельность или деятельность таможенного перевозчика. Разумеется, такие лицензии выдаются за взятки и далеко не всегда при соблюдении всех необходимых условий. Иногда "по заказу" такого "карманного" брокера таможенным органом буквально "выживаются" из сферы внешнеэкономической деятельности региона конкуренты путем:
- затягивания процедуры оформления, создающего дополнительные расходы на простой вагонов, на плату за использование складов временного хранения;
- постановки под сомнение заявляемой декларантом таможенной стоимости, документов таможенной идентификации, часто в спорных вопросах применения таможенного тарифа применяются наиболее невыгодные для лица (код ТН ВЭД и т.п.);
- частого проведения проверок, применения наиболее строгих санкций за НТП;
- волокиты и необъективности в разрешении жалоб и т.п.
При этом работники "опальных" фирм даже если и осознают это, все равно не заинтересованы жаловаться на действия должностных лиц, поскольку сфера влияния таможенного органа в регионе, как правило, весьма широка, практика рассмотрения жалоб в вышестоящих таможенных органах часто неблагоприятна для заявителей. Крайне актуален и вопрос влияния местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона. Для наиболее безопасного и эффективного налаживания перечисленных коррупционных связей некоторые должностные лица таможенного органа часто пытаются заручиться поддержкой этих структур. Для этого имеются и объективные предпосылки. Единственной легальной формой влияния местных органов власти на таможенный орган является согласование кандидатуры его начальника. В практике несогласие местных органов власти с конкретной кандидатурой, предлагаемой ГТК РФ, является серьезным препятствием к назначению на должность. При прочих равных условиях это является серьезным аргументом в вопросах взаимодействия местной власти с таможней. А поскольку первые в тех или иных формах осуществляют покровительство отдельным участникам ВЭД региона (основным товаропроизводителям и предприятиям - налогоплательщикам и др.), в таможенные органы часто поступают ходатайства о применении адресных индивидуальных льгот по конкретным поставкам, контрактам, лицам и т.п., то есть ходатайства, не подлежащие удовлетворению в соответствии с нормами таможенного законодательства. Иногда такое воздействие осуществляется и в нелегальных формах, на основе местничества, покровительства, а иногда завуалированного участия должностных лиц местных органов власти в деятельности коммерческих структур, включая их внешнеэкономическую деятельность. Если руководство таможни "идет на поводу" у таких руководителей, образуются местные коррупционные связи на высшем уровне, преодолеть давление которых на следствие по конкретному делу - крайне сложная задача.
К подобным формам воздействия прибегают и заинтересованные руководители контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона. Постоянно ищут возможность распространить свое влияние на таможенные органы и главари криминальных структур. Обобщенные данные ГТК России указывают на ежегодный рост числа нападений и другого незаконного воздействия и противодействия в отношении должностных лиц таможенных органов. "Преступные группы проявляют значительную заинтересованность в части внедрения своих людей в таможенные органы. Например, были попытки внедриться в работу подразделений, связанных с использованием вычислительной техники. За большие взятки таможенникам предлагали совершить незаконный съем информации и ее продажу. В этом нередко были заинтересованы и сами коррумпированные таможенные чиновники. Так, попадания в таможенную статистику избежать невозможно, если "некто" украл слишком много. Самый простой способ уйти от ответственности - уничтожить всю базу данных, затеять, например, реорганизацию и заняться созданием новых компьютерных центров, более "продвинутых", но без старой статистики". Характерно, что источники наиболее достоверной и полной информации в этой сфере находятся в руках именно транспортных прокуроров, осуществляющих надзор за таможенными органами. Проводимые прокуратурой проверки позволяют получить полные и объективные данные о работе таможенных органов и их клиентов - участников ВЭД и в сочетании с оперативно - розыскными и следственными мероприятиями образуют наиболее эффективный механизм борьбы с коррупцией в таможенных органах.
Для сравнения можно привести статистические данные в сфере борьбы с коррупцией в таможне по России. Они выглядят следующим образом. За 2011 год возбуждено 284 уголовных дела, из которых по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения – 161. В отношении 82 должностных лиц таможенных органов по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 152 уголовных дела. По материалам других правоохранительных органов в отношении должностных лиц таможенных органов по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 9 уголовных дел. Осуждено 34 должностных лиц таможенных органов. Проводились мероприятия по защите должностных лиц таможенных органов от попыток вовлечения их в противоправную деятельность. В результате проведенных мероприятий по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 26 уголовных дел в отношении взяткодателей, по которым привлечено к уголовной ответственности 23 взяткодателей.
Состояние законности в таможенных органах Приморского края в 2011 году остается сложным и характеризуется значительным числом преступлений и правонарушений в таможенной сфере, в том числе фактами совершения сотрудниками таможенных органов преступлений по службе. На порядок возросли показатели надзорной деятельности. Отмечается рост числа выявленных нарушений закона. Количество внесенных прокурорами актов реагирования увеличилось в среднем на 20%. В истекшем году выявлено 6700 нарушений закона. Руководителям таможенных органов, предприятий околотаможенной инфраструктуры, участникам внешнеэкономической деятельности внесено 387 представлений об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих. Принесено 1095 протестов на незаконные правовые акты. По результатам рассмотрения представлений 323 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Предостережены о недопустимости нарушения закона 139 должностных лиц. В суды направлено 182 исковых заявления. По требованию прокуроров к административной ответственности привлечено 222 лица. По выявленным в ходе надзорных проверок фактам преступлений на основании постановлений прокуроров органами предварительного расследования возбуждено 73 уголовных дела. Основное внимание уделялось вопросам исполнения в таможенных органах законодательства о таможенном контроле и оформлении, о взыскании таможенных платежей, о противодействии коррупции, бюджетного законодательства, законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, выявлению фактов незаконной деятельности при оказании платных услуг таможенными брокерами, владельцами складов временного хранения и таможенных складов, вопросам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, участников внешнеэкономической деятельности в ходе осуществления таможенного контроля и при применении мер административной ответственности. Вместе с тем необходимо объективно оценивать реальную ситуацию - тот высокий уровень криминализации сферы ВЭД и, прежде всего, коррупции в таможенных органах, свидетельствует все же о недостаточном внимании власти и контролирующих органов к указанной проблематике. В 2011 году по материалам надзорных прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов о преступлениях, совершенных по службе. Принимаются дополнительные меры к укреплению работы на этом направлении. Принятием в 2008 году Национального плана противодействия коррупции, а также Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определена общая концепция противодействия коррупции в Российской Федерации. Необходимо констатировать тот факт, что коррупция в таможенных органах препятствует повышению эффективности национальной экономики, вызывает недоверие к государственным институтам и создает негативный имидж России во внешнеэкономической деятельности. В 2010 году транспортными прокурорами выявлены 1212 нарушений законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. За подобные нарушения по представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 51 должностное лицо таможенных органов. Проверками установлено, что имеют место нарушения условий прохождения государственной службы, не соблюдаются установленные законом ограничения. Выявлены факты регистрации должностных лиц в качестве учредителей коммерческих предприятий, индивидуальных предпринимателей, искажения сведений о принадлежащем им имуществе. Допускаются многочисленные нарушения при проведении конкурсов на замещение должностей государственной службы. Имеют место нецелевое использование бюджетных средств, необоснованное завышение затрат по государственным контрактам, нарушения порядка их заключения.
Органами следствия в 2010 году в отношении сотрудников таможенных органов в Дальневосточном регионе возбуждено 5 уголовных дел только о преступлениях коррупционной направленности. Осуждено за совершение коррупционных преступлений 5 должностных лиц таможенных органов.
Вместе с тем, в настоящее время особое внимание в своей деятельности сотрудники собственной безопасности Дальневосточного таможенного управления также уделяют предотвращению фактов коррупционных проявлений среди должностных лиц таможни. Среди основных мероприятий, проведенных отделом собственной безопасности как самостоятельно, так и совместно с другими правоохранительными органами Дальнего Востока можно выделить следующие. Так, в феврале 2010 года отделом собственной безопасности таможни совместно с ОЭБ УФСБ РФ по Приморскому краю были выявлены факты совершения должностных преступлений тремя должностными лицами таможенного поста А*. В частности, был установлен факт оказания ими помощи недобросовестным участникам ВЭД в контрабанде товаров (автозапчастей), путем составления фиктивных документов, за что получили денежное вознаграждение в размере 700 тысяч рублей. По переданным материалам были возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 188, ст.ст. 285, 292, ч.2 ст.290 УК РФ. В ходе проводимых оперативно – розыскных мероприятиях было установлено, что два должностных лица таможенного поста при проведении досмотра составили фиктивный акт, в котором указали недействительные данные о товаре, с целью освобождения недобросовестного участника ВЭД от административного и уголовного наказания. Стоимость контрабандного товара составила более 1
6 миллионов рублей. Чтобы избежать привлечения к административной и уголовной ответственности, участник ВЭД перечислил через банк денежные средства в сумме 700 тысяч рублей на счет одного из сотрудников таможни. В настоящее время уголовное дело готовится к передаче в суд.
Кроме этого, для того, чтоб у граждан и участников внешнеэкономической деятельности была возможность осуществлять содействие таможенным органам в борьбе с коррупцией, Дальневосточным таможенным управлением предпринимаются определенные меры. Например, в Дальневосточном таможенном управлении круглосуточно работает телефон доверия, на официальном сайте Дальневосточного таможенного управления размещена вся информация о таможне (номера телефонов, графики приема граждан руководством таможни и другое), здесь же на сайте предоставлена возможность сообщить об известных фактах коррупции.
Как поясняет руководство Дальневосточного таможенного управления чтобы держать соблазны в узде, руководство таможни, служба собственной безопасности и кадровая служба проводят планомерную работу с сотрудниками. Условно ее можно разделить на три части: отбор кандидатов, профилактика правонарушений и «мотивация на честное отношение к исполнению служебных обязанностей». Вместе с тем, указанная практика была заимствована из западных регионов России.
Так, например, руководство таможенных органов Дальневосточного региона поясняет, что «….таможенная служба не случайно отнесена к службе с повышенным коррупционным риском. Этот риск выше на таможенных постах, потому что там идет прямое взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). И многое зависит от нас, от того, как мы предугадаем и устраним эти риски. Просто рассказывать людям, что брать взятки плохо, — бесполезно. Мы реализуем целый комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией. Фронт работ широк. Имеется план по борьбе с коррупцией, основанный на перспективных планах Федеральной таможенной службы 2010-2012 годы.»
Одной из составляющих такой работы, говорят специалисты, являются мероприятия, направленные на «минимизацию личных контактов должностных лиц и участников ВЭД». Для этого на территории Дальнего Востока введена электронная форма таможенного декларирования. Сейчас в электронном формате, на который сторонники радикальной борьбы с коррупцией возлагают все больше надежд, оформляется более 30% деклараций. Рассмотрение деклараций уже не растягивается на неопределенный срок по усмотрению инспектора — подобное теперь возводится в ранг чрезвычайного происшествия. Соблюдение сроков выпуска деклараций контролируется строго — с еженедельным анализом на оперативных совещаниях у начальника таможни.
Сегодня кадровая политика таможенных органов направлена на осуществление строгого отбора при поступлении на службу. Прием на работу — конкурсная процедура, как говорят представители Дальневосточного таможенного управления, они могут выбрать лучших. В первую очередь у претендентов на должность проверяется пакет документов. Это длительный и трудоемкий процесс: делаются запросы в МВД РФ, ФСБ, ГУВД по Приморскому краю. Кроме этого, с прошлого года в таможенных органах началась проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на государственную службу. После предоставления сведений о доходах претендент проходит психологическое обследование. Специалист-психолог тестирует его на такие показатели, как, например, лживость. Выявляются факторы риска: алкогольная и игровая зависимости, склонности к «коррупционной составляющей» и антиобщественным проступкам.
Процедуру обследования на полиграфе — «детекторе лжи» — проходят кандидаты на руководящие должности, должности отдела собственной безопасности и правоохранительного блока. После приема кандидата на работу начинается профилактическая работа, причем с первого рабочего дня. Проводится беседа, ознакомление с федеральным законом «О противодействии коррупции», с указом президента об общих принципах служебного поведения, вручается под роспись памятка об ограничениях и запретах на государственной службе, кодекс служебного поведения и этики. После этого сотрудник предупрежден и знает, за что может понести ответственность за совершение коррупционных правонарушений и преступлений. Молодежь воспринимает это серьезно и адекватно реагирует на предъявляемые требования.
Во всех подразделениях проходят занятия в рамках профессиональной учебы на рабочих местах, готовятся материалы, которые направляются в подразделения и на таможенные посты для изучения.
Ежемесячно проводятся семинары-совещания с начальниками таможенных постов и начальников структурных подразделений — тех руководителей среднего звена, которые непосредственно реализуют антикоррупционную политику.
Вышеуказанную программу можно назвать ноухау в Дальневосточном регионе. Руководители познают нюансы управленческой деятельности, получают методическую помощь при работе с подчиненными.
Вместе с тем, представляется необходимым ввести со временем в систему еще одно нововведение, касаемое так называемой группы риска. В нее не должны включаться люди, которые на данный момент находятся в затрудненных жизненных обстоятельствах. (тяжелая болезнь близких родственников, кредиты на большие суммы и т.д.). Одним словом, серьезные житейские испытания. Вместе с тем, следует учесть и то, что данная информация строго конфиденциальна, к ней может иметь доступ узко ограниченный круг лиц.
Федеральная таможенная служба стала одним из первых ведомств, которое в 2006 году разработало и приняло программу мероприятий по противодействию коррупции в таможенных органах. И в течение последних трех лет борьба с этим негативным явлением проводилась на основе аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009гг.» и перспективного плана работы Федеральной таможенной службы по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы в борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации на 2007 - 2009 годы. В настоящее время реализация этих документов практически завершена. За это время удалось провести обстоятельный анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, определить круг проблем, требующих оперативного решения, заложить нормативно-правовые основы противодействия коррупции по всем направлениям таможенной деятельности, уделив особое внимание ее профилактике. Работа по пресечению преступлений коррупционной направленности, является приоритетной в деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов, которыми и выявляется основная часть таких преступлений. В течение последних 5 лет подразделениями собственной безопасности таможенных органов выявляется свыше 80 процентов преступлений коррупционной направленности от общего количества выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в таможенной сфере. Особое внимание уделяется вопросам комплектования кадров и проверки кандидатов на работу в таможенные органы. Только за 9 месяцев текущего года подразделениями собственной безопасности и кадровой службы таможенных органов проведена проверка около 13,5 тысячи кандидатов на службу и претендентов на вышестоящие должности, из которых по негативным обстоятельствам отведен 471 человек, в том числе 41 человек за связь с криминальными структурами.
Все кандидаты на службу в таможенные органы проходят также психологическое обследование. Претенденты на руководящие должности и должности подразделений правоохранительного блока подвергаются углубленному психофизиологическому обследованию с использованием полиграфа. В 2009 году в таможенных органах проведены более 600 исследований с применением полиграфа. Соблюдение должностными лицами Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также общих принципов служебного поведения учитывается при заключении контрактов, в служебных характеристиках, при проведении аттестаций, рассмотрении вопросов продвижения по службе и поощрения.
В должностные инструкции и регламенты должностных лиц таможенных органов внесены требования, обязывающие их представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также уведомлять начальника таможенного органа обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Проведена работа по совершенствованию механизма мотивации таможенников к эффективному исполнению должностных обязанностей с использованием методов морального и материального поощрения, создания условий для занятий творчеством и спортом. В результате выявлены десятки случаев отказа должностных лиц от получения взяток. Программный подход к организации мероприятий по борьбе с коррупцией и ее профилактике сказался на укреплении служебной дисциплины. За последние три года число нарушителей служебной дисциплины уменьшилось на 10 процентов.
Примечательным можно отметить и тот факт, что приказом ФТС России от 14 августа 2007 года № 977 утвержден Кодекс Этики и Служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который предполагает в частности, то что должностные лица таможенных органов Российской Федерации обязаны при осуществлении своей деятельности должностные лица таможенных органов должны быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, участников ВЭД, не использовать свое служебное положение для достижения личных интересов.
Кроме этого сотрудники таможенных органов обязаны:
- не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;
- уведомлять начальника таможенного органа (представителя нанимателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких либо лиц в целях склонения к свершению коррупционных правонарушений;
должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.
Вместе с тем, в 2011 году на примере таможни г. Владивостока имел место интересный факт нарушения кодекса этики сотрудника таможенных органов. Сопряженный с коррупционными проявлениями. Так, Любительский видеоролик, посвященный развлечениям людей, называющих себя сотрудниками владивостокской таможни, вызвал интерес как руководства ведомства, так и транспортной прокуратуры. Видеоролик снят по мотивам известного музыкального клипа и размещен на популярном видеохостинге Youtube. Персонажи клипа шикарно и дорого развлекаются в кабинетах и номерах отелей благодаря службе в таможенном управлении, сообщает газета "Взгляд", пьют шампанское и танцуют.
О том, что все они имеют непосредственное отношение к таможенной службе, говорится как в титрах, с которых начинается ролик, так и в некоторых кадрах, запечатлевших помещения, похожие на терминалы управления, и даже вывески на служебных кабинетах с указанием фамилий сотрудников.
По данному факту сотрудниками Приморской транспортной прокуратуры, осуществляющей надзор за таможенными органами была проведена проверка, участники клипа вызывались для дачи объяснений. В клипе показали дорогие машины, украшения, в связи с чем возникает вопрос откуда у должностных лиц на это деньги? Поэтому всех снявшихся в клипе проверят на предмет коррупционных проявлений. По результатам проведения проверки коррупциогенные факторы своего и подтверждения не нашли, вместе с тем сотрудники, принимающие участие в создании клипа были подвергнуты дисциплинарным взысканиям за нарушение кодекса этики сотрудника таможенных органов.
Понимая опасность коррупции и необходимость профилактики и борьбы с ней в таможенных органах, руководством ФТС России еще в 2005 году было принято решение о создании в Управления собственной безопасности отдела по защите таможенных технологий, в функции которого входит проведение экспертизы проектов отдельных решений таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля на коррупциогенность. Сегодня антикоррупционная экспертиза действующих и вновь принимаемых ведомственных нормативных правовых актов является значительным направлением работы по профилактике коррупции. В настоящее время этим занимается специально созданная рабочая группа из числа наиболее подготовленных должностных лиц структурных подразделений ФТС России.
Нельзя не затронуть еще один важный документ, изданный Федеральной таможенной службой в РФ – приказ от 28 октября 2010 г. N 1983 «Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах РФ на период 2010-2012 г.г.» (см. Приложение №2). Указанный документ представляет собой специализированную программу по борьбе с коррупцией в таможенных органах. Следует отметить, что она носит более четкий, конкретизированный и структурированный комплекс мер, направленный на борьбу с коррупцией в таможенных органах.
Указанная программа предусматривает несколько разделов, в частности: повышение эффективности механизмов урегулирования конфликтов интересов, обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими таможенных органов ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственность за их нарушение;
взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности таможенных органов;
мероприятия, направленные на противодействие коррупции в Федеральной таможенной службе с учетом специфики ее деятельности.
Вместе с тем, в самое ближайшее время в Федеральной таможенной службе (ФТС) России появится новая структура – Управление по противодействию коррупции. Соответствующий приказ накануне подписал глава ФТС Андрей Бельянинов. Управление будет по-настоящему «боевым». Его сотрудникам не придется просиживать штаны в кабинетах. Новоявленные борцы с коррупцией займутся оперативной и розыскной деятельностью. Им дано право ловить не только коррупционеров, но и обычных контрабандистов. Возглавит структуру теперь уже бывший советник Бельянинова генерал-майор таможенной службы Игорь Морозов.
Помимо этого, как было указано выше, в структуре ФТС есть служба собственной безопасности, в задачу которой также входит борьба с коррупционерами в таможенных рядах.
Таким образом, необходимо отметить, что борьба с коррупцией может быть только комплексной. Она должна включать в себя дальнейшее совершенствование системы оплаты труда, материального стимулирования, социальных льгот и гарантий, медицинского обслуживания, позволяющей добиться большей привлекательности честной и добросовестной государственной службы по сравнению с перспективой вступления в коррупционные связи для извлечения сиюминутной выгоды. Кроме сдерживания негативной активности государственных служащих необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности, направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства. В частности, необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки кадров для работы в системе таможенной инфраструктуры, внедрение административных процедур организации таможенных операций, создание механизмов внутреннего аудита, совершенствование правовых и организационных основ службы собственной безопасности, поощрение граждан за информацию о коррупционных правонарушениях сотрудников таможенной службы, а также облегчение доступа субъектов внешнеэкономической деятельности к ведомственным нормативным правовым актам таможенной службы и др.
Реализация этих предложений будет способствовать разрыву неформальных, коррупционных связей государственных гражданских служащих и представителей бизнеса, позволит сбалансировать интересы государства в лице администрации и работника (государственного служащего), более активно задействовать профилактические рычаги. Работать на предотвращение преступлений.
Решить проблему коррупции в таможенных органах можно с учетом того, что она будет решаться в обществе в целом. Для этого нужна политическая воля государства, законы, которые бы регламентировали весь механизм борьбы с коррупцией, социальная стабильность, гласность и ряд других факторов.

II. Организация обмена информацией с представителями бизнес-сообщества о случаях коррупционных проявлений в таможенных органах

В июне текущего года в Дальневосточном таможенном управлении проведена в рамках настоящего проекта акция по анкетированию участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью оценки уровня должностных злоупотреблений и проявления коррупции в подчиненных Дальневосточном таможенному управлению таможенных органах.
В процессе проведения мероприятия в каждом таможенном органе в местах таможенного оформления были размещены бланки с вопросами и специальные ящики для заполненных анкет. Следует отметить, что анкетирование было анонимным.
Участники ВЭД через анкетирование могли выразить свое мнение о состоянии коррупции в таможенной системе региона, отметить наиболее проблемные моменты при осуществлении таможенных операций, оценить качество работы таможенных органов.
Всего в акции приняли участие более 300 участников ВЭД. В первую очередь это предприятия, оказывающие услуги, и организации, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью (23,3%), производственные предприятия (20,4%) и таможенные брокеры (25,37%).
Большинство участников акции, а именно 52,3%, выразили полное доверие к должностным лицам таможенных органов, но при этом отметили, что все-таки таможенники нарушают их права и законные интересы, либо незаконно возлагают какую-либо обязанность. Наиболее ярко этот момент, по мнению опрошенных, проявляется на этапах принятия декларации и при контроле таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей (28% и 24% соответственно).
В свою очередь 4,2% респондентов выказали полное недоверие к должностным лицам таможни. У 1,8 % участников акции постоянно возникают конфликтные ситуации при совершении таможенных операций. А 3,9% опрошенных считают приемлемым "вознаграждением" для должностного лица таможенного органа - установленную сумму денег в конверте или "цену вопроса, как договоримся". Четверть респондентов (24,2%) ограничиваются "сердечным спасибо". Но все же половина опрошенных уверена в том, что единственным вознаграждением для таможенника является заработная плата, потому что он исполняет обязанности, возложенные государством.
Почти 50% респондентов считают, что в таможенных органах вообще не имеют места такие негативные явления как мздоимство, вымогательство, коррумпированность и превышение должностных полномочий, хотя 5,8% выражают мнение, что данный показатель имеет очень высокий уровень.
Любопытно, что 92% участников ВЭД отрицательно ответили на такие е вопросы как «Провоцируют ли Вас должностные лица таможенных органов на получение ими от Вас каких-либо видов вознаграждений и как часто?» и «Как часто Вы подвергаетесь надуманным обвинениям, угрозам, психологическому давлению со стороны должностных лиц таможенных органов?».
В качестве основных внутренних причин коррупции в таможенных органах участники ВЭД отмечают, в первую очередь, несовершенство действующего таможенного законодательства (30,8%) и нестабильность социального положения должностных лиц таможенных органов (25,2%), хотя слабость системы контроля и моральная неустойчивость отдельных таможенников, по их мнению, тоже имеет место (13,9% и 14,3% ответов соответственно).
По мнению респондентов, условиями, способствующими проявлению коррупции среди должностных лиц таможенных органов, является, в первую очередь, незнание участниками ВЭД своих прав (27,3%), во вторую - низкий уровень заработной платы должностных лиц (24,2%), а также стремление руководства обеспечить высокие показатели любой ценой (14,4%).
18,3% участников ВЭД считают, что устранению коррупции в рядах таможенников поможет ротация кадров внутри ведомства, 21,3% - ратуют за внесение изменений в нормативные документы, направленные на усиление и ужесточение контроля за действиями должностных лиц таможенных органов. Но все же 43% респондентов настаивают на такой мере как введение дополнительного материального стимулирования должностных лиц таможенных органов со стороны государства.
59% опрошенных выразили свою готовность в случае возникновения при таможенном оформлении «критической ситуации» обратиться в подразделение собственной безопасности таможенных органов или другие правоохранительные органы с заявлением об имевшем место со стороны таможенника предложения решить или ускорить решение проблемы путем передачи ему денежного вознаграждения. И только 10% предпочли бы ускорить решение проблемы с помощью взятки.
Немаловажен и тот факт, что 67,6% опрошенных знают порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, принятых, совершенных в сфере таможенного дела. А 72,4% обжалуют решения, действия (бездействия) принятые или совершенные в сфере таможенного дела, нарушающие их права.
Также участникам ВЭД предлагалось по 5-бальной системе оценить степень собственной защищенности при взаимодействии с таможенными органами. Оценку в «5» баллов поставило 13% респондентов, «4» балла - 42%, удовлетворительную оценку «3» балла - 18%, «2» балла поставили 14% опрошенных и «1» – 13%.
На поставленные в анкете вопросы 87% респондентов ответило искренне, 12% - отчасти, и только один участник ВЭД, по его признанию, ответил неискренне.
В рамках настоящего проекта по результатам анкетирования должностными лицами таможен будет проведен анализ, а кадровой службой таможни будут сделаны соответствующие выводы, разработаны рекомендации и приняты меры по искоренению коррупционных проявлений в таможенных органах региона. Результаты проведенной акции будут сообщены через средства массовой информации в конце сентября текущего года.
Большинство участников акции, а именно 68,3%, выразили полное доверие к должностным лицам таможенных органов, но при этом отметили, что все-таки таможенники нарушают их права и законные интересы, либо незаконно возлагают какую-либо обязанность. Наиболее ярко этот момент, по мнению опрошенных, проявляется на этапах принятия декларации и при контроле таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей (31% и 25% соответственно).
В свою очередь 4,4% респондентов выказали полное недоверие к должностным лицам таможни. У 1% участников акции постоянно возникают конфликтные ситуации при совершении таможенных операций. А 4,4% опрошенных считают приемлемым «вознаграждением» для должностного лица таможенного органа – установленную сумму денег в конверте или «цену вопроса, как договоримся». Четверть респондентов (25,3%) ограничиваются «сердечным спасибо». Но все же половина опрошенных уверена в том, что единственным вознаграждением для таможенника является заработная плата, потому что он исполняет обязанности, возложенные государством. Половина респондентов (почти 50 процентов) считают, что в таможенных органах вообще не имеют места такие негативные явления как мздоимство, вымогательство, коррумпированность и превышение должностных полномочий, хотя 5,8% опрошенных выражают мнение, что данный показатель имеет очень высокий уровень.
Любопытно, что все участники ВЭД отрицательно ответили на такие провокационные вопросы как «Провоцируют ли Вас должностные лица таможенных органов на получение ими от Вас каких-либо видов вознаграждений и как часто?» и «Как часто Вы подвергаетесь надуманным обвинениям, угрозам, психологическому давлению со стороны должностных лиц таможенных органов?».
В качестве основных внутренних причин коррупции в таможенных органах участники ВЭД отмечают, в первую очередь, несовершенство действующего таможенного законодательства (30,8%) и нестабильность социального положения должностных лиц таможенных органов (25,2%), хотя слабость системы контроля и моральная неустойчивость отдельных таможенников, по их мнению, тоже имеет место (13,9% и 14,3% ответов соответственно). По мнению респондентов, условиями, способствующими проявлению коррупции среди должностных лиц таможенных органов, является, в первую очередь, незнание участниками ВЭД своих прав (28,4%), во вторую - низкий уровень заработной платы должностных лиц (26,6%), а также стремление руководства обеспечить высокие показатели любой ценой (15,9%).
Почти двадцать процентов участников ВЭД (19,8%) считают, что устранению коррупции в рядах таможенников поможет ротация кадров внутри ведомства, чуть больше двадцати (22,8%) – ратуют за внесение изменений в нормативные документы, направленные на усиление и ужесточение контроля за действиями должностных лиц таможенных органов. Но все же большинство респондентов (47%) настаивают на такой мере как введение дополнительного материального стимулирования должностных лиц таможенных органов со стороны государства.
Кроме того, шестьдесят два процента опрошенных выразили свою готовность в случае возникновения при таможенном оформлении «критической ситуации» обратиться в подразделение собственной безопасности таможенных органов или другие правоохранительные органы с заявлением об имевшем место со стороны таможенника предложения решить или ускорить решение проблемы путем передачи ему денежного вознаграждения. И только 10% предпочли бы ускорить решение проблемы с помощью взятки.
В настоящее время с целью изучения уровня коррупции в таможенных органах проведено еще одно исследование среди участников ВЭД и физических лиц (Все вопросы анкеты представлены в приложении № 1).
Результаты данного исследования выглядят следующим образом.
Основную информацию по вопросам деятельности таможенных органов участники ВЭД получают из консультирования вне таможенных органов (32%) и служебном общении с должностными лицами таможенных органов (26%), физические лица напротив – из средств массовой информации (52%). Физические лица, равно как и участники ВЭД оценивают работу Дальневосточной таможни неудовлетворительно (64% против 44%). На вопрос об отношении к должностным лицам таможни физические лица высказали недоверие (63% против 42% у участников ВЭД) распространенным ответом на поставленный вопрос стали также – «с недоверием и ожиданием неправомерных действий» - 53% у физических лиц и 62% у участников ВЭД. На вопрос каких качеств, по Вашему мнению, не достает сотрудникам таможенных органов, участники ВЭД и физические лица были солидарны – из наиболее распространенных ответов можно обозначить «компетентности», «честности» - 73 %.
Интересным, на наш взгляд, кажется тот факт, что больше всего, по мнению физических лиц и участников ВЭД, склонны к совершению коррупционных правонарушений инспектора, начальники таможенных постов (84% и 56%). Кроме того, участники ВЭД сообщили, что им проще использовать возможности «вознаграждения» нежели соблюсти все таможенные процедуры (43%). В основе коррупционных проявлений в таможенной сфере лежит несовершенство законодательства (58%), морально-нравственные качества отдельных должностных лиц (62%), низкий контроль за деятельностью таможни со стороны вышестоящих инстанций и правоохранительных органов (34%). На вопрос что Вы считаете более действенным в борьбе с коррупцией - большинство высказались за ужесточение наказания (44%), кроме этого среди участников ВЭД – самым распространенным оказался ответ – упрощение таможенных процедур – 67%.
Полагаем, что можно считать это экспериментом, целью которого ставилось получить обратную связь от участников ВЭД и физических лиц, затем проанализировать полученные результаты и выработать конкретные рекомендации для улучшения качества таможенного обслуживания. Ведь задача заключается в том, чтобы люди, вступившие в контакт с таможней, при безусловном соблюдении ими действующего законодательства не испытывали чувства страха и боязни, а напротив – попадали в обстановку доброжелательности и высокой культуры обращения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АНКЕТА
1. Кем Вы являетесь:
А) Участником ВЭД
В) Физическим лицом, пересекающим таможенную границу Таможенного союза в пунктах пропуска таможни

2. Из каких источников Вы получаете основную информацию по вопросам деятельности таможенных органов (выбор количества вариантов не ограничен):
А) Из СМИ
В) На семинарах для участников ВЭД
С) служебном общении с должностными лицами таможенных органов
D) неформальном общении с должностными лицами таможенных органов
E)Консультирование в правовых подразделениях таможни
F) Консультирование в коммерческих организациях (вне таможенных органов)
J) Иное

3. Как Вы оцениваете в целом деятельность Дальневосточной таможни на сегодняшний день?
А) неудовлетворительно
B) удовлетворительно
C) как успешную
D) затрудняюсь ответить

4. Ваше отношение к должностным лицам таможни (выбор количества вариантов не ограничен):
А) С доверием, как представителям власти, защищающим интересы государства
B) Как к равным партнерам в решении проблем
C) Осторожно, с опасением
D) Отрицательно. По разным причинам
E) С ожиданием возможных проявлений грубости и непонимания
F) С недоверием, ожиданием неправомерных действий
J) Ваш вариант

5. Как должностные лица относятся к Вам как к участнику ВЭД/физическому лицу, пересекающему таможенную границу (выбор количества вариантов не ограничен):
А) внимательно и заинтересованно
B) официально и тактично
C) официально, но не тактично
D) недоброжелательно
E) с проявлением грубости и непонимания
F) с недоверием, ожиданием неправомерных действий
J) Ваш вариант

6.По Вашему мнению, каких качеств недостает должностным лицам таможни:

7. Как Вы считаете, кто больше подвержен коррупции?
А) инспектор
B) начальник отдела
C) начальник поста
D) зам. начальника таможни
E) начальник таможни

8. Чем, как правило, вызваны проблемные ситуации в процессе Вашей работы с подразделениями таможни?

9. В процессе таможенного оформления Вам проще:
А) Соблюсти все формальные требования законодательства
B) Использовать возможности «вознаграждения»

10 Как Вы считаете, что является «вознаграждением» для должностного лица таможенного органа?
A) установленная сумма денег в конверте;
B) «цена вопроса», как договоримся;
C) «сердечное спасибо»;
D) сумма денег, чисто символическая;
E) коробка конфет, бутылка спиртного;
F) должностное лицо таможенного органа исполняет обязанности, возложенные на него государством, и единственным вознаграждением является заработная плата;
J) Ваш вариант ответа.

11. Как часто возникают конфликтные ситуации в процессе общения с должностными лицами таможенных органов?
А) постоянно
B) редко
C) никогда

12. Что чаще всего, по Вашему мнению, является причиной конфликтных ситуаций с должностными лицами таможенных органов?

13. Как вы считаете, что, прежде всего, лежит в основе таких негативных явлений как мздоимство, вымогательство, коррумпированность, злоупотребление служебным положением (возможно несколько вариантов):
А) Несовершенство законодательства
B) Низкий уровень зарплаты и социальной защищенности таможенника
C) Морально-нравственные качества отдельных должностных лиц
D) Низкий контроль за деятельностью таможни со стороны вышестоящих инстанций и правоохранительных органов
E) Недостаточный контроль со стороны непосредственного руководителя
F) Ваш вариант ответа

14. При пересечении границы или оформлении документации по ВЭД, сталкиваясь с работой смежных государственных служб и ведомств (транспортная инспекция; ветеринарный и фитоконтроль, миграционная служба, Федеральная пограничная служба и т.д.) больше всего сложностей возникает:

А) В процессе взаимодействия с Федеральной таможенной службой
B) в процессе взаимодействия с другими государственными службами и ведомствами (указать с какими)
C) Затрудняюсь ответить

15. На сегодняшний день, с Вашей точки зрения, наиболее проблемным во взаимодействии с Федеральной таможенной службой для участников ВЭД, физического лица пересекающего таможенную границу в пункте пропуска является вопрос:

16. Ваши предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов:

17. Как часто Вы обращаетесь в таможенные органы?
А) ежедневно
B) несколько раз в неделю
C) несколько раз в месяц
D) несколько раз в полугодие
E) впервые

18. Что Вы считаете более действенным в борьбе с коррупцией?
А) Ужесточение наказания
B) Воспитание морально-нравственных принципов
C) Ваш вариант ответа

19. Нужно ли бороться с коррупцией?
А) Обязательно нужно
B) Не нужно, коррупция сама исчезнет, когда экономика выправится
C) Бесполезно

Приложение № 3

Принят решением Коллегии ФТС России,
утвержден приказом ФТС России от 14 августа 2007 года № 977

Кодекс Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее – КОДЕКС) определяет морально-этические принципы и правила поведения. Гражданин России, избравший профессию таможенника, добровольно возлагает на себя ответственность и обязанность неукоснительно выполнять положения КОДЕКСА, профессионально и честно, в соответствии с высокими моральными принципами поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы.
1. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации:
должны быть преданны своему Отечеству, защищать его экономические интересы и безопасность, сохранять верность Конституции, Любовь к Родине, верность долгу, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
обязаны быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности, осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации; профессионализм, компетентность, честность, порядочность и безупречная репутация – основы доверия общества, граждан, представителей делового сообщества к должностному лицу таможенного органа.
2. Таможенник - представитель Российской Федерации. По культуре его речи и поведения, интеллекту, манерам, внешнему виду, форме одежды судят о таможенной службе и в целом о государстве. Таможенник обязан оправдывать эту высокую честь.
3. С целью обеспечения высокого уровня выполнения своих должностных функций и для улучшения качества представляемых услуг должностные лица таможенных органов обязаны быть тактичны, корректны, внимательны к гражданам и участникам ВЭД, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
4. При осуществлении своей деятельности должностные лица таможенных органов должны быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, участников ВЭД, не использовать свое служебное положение для достижения личных интересов. При этом, должностным лицам следует использовать все законные средства, чтобы обеспечить участникам ВЭД условия для исполнения их обязательств и реализации предоставленных им законом прав.
5. При исполнении служебных полномочий должностные лица таможенных органов должны соблюдать политическую нейтральность. Не способствовать и не допускать деятельности по созданию в Федеральной таможенной службе отделений политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением разрешенных законодательством). В рамках своей служебной деятельности не допускать публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, их руководителей.

6. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации:
призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;
обязаны:
- не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;
- уведомлять начальника таможенного органа (представителя нанимателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких либо лиц в целях склонения к свершению коррупционных правонарушений;
должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.
7. Все должностные лица таможенных органов должны принимать активное участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе, свободной от дискриминации и насилия, в укреплении взаимного доверия и корпоративного духа.
8. Для каждого должностного лица таможенного органа Российской Федерации должно быть нормой безусловное соблюдение этических норм и правил поведения, представленных в настоящем Кодексе.