Hotline


Особенности экономической безопасности России в условиях перехода на инновационный тип развития.

 Версия для печати

 

Фирсов Владимир Александрович

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2011

 

Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологически-
ми системами Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Российская академия
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации».
Научный руководитель: - Фоломьев Александр Николаевич
доктор экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: - Гусаков Николай Павлович
доктор экономических наук, профессор
- Журавков Иван Александрович
кандидат экономических наук
Ведущая организация: - Институт экономики РАН
Защита состоится «27» сентября 2011 года в 14-00 часов на заседании
диссертационного совета Д 504.001.19 по экономическим наукам при Феде-
ральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего
профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу:
119606 г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд. _______.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Рос-
сийская академия народного хозяйства и государственной службы при Прези-
денте Российской Федерации».
Автореферат разослан и размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО
РАНХиГС в сети Интернет «26» августа 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,
Кандидат философских наук, доцент И.Е.Москалев
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется потребностью обеспе-
чения экономической безопасности России в условиях перехода ее экономики
на инновационный тип развития, наличием усложняющихся внешних угроз
экономической безопасности России, отсутствием в отечественной науке и
практике комплексных работ, посвященных решению проблем нейтрализации
вызовов развитию экономики России инновационного типа.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-
сийской Федерации на период до 2020 г., Стратегии национальной безопасно-
сти Российской Федерации до 2020 г. и др. документах не упоминается переход
экономики России на инновационный путь развития, и тем более механизмы
обеспечения экономической безопасности, которые не получили должного ос-
вещения и развития. Более того, множество и неоднозначность позиций, отсут-
ствие основополагающих законов, связанных с обеспечением национальной
безопасности России в меняющихся условиях обусловливают расхождение в
реализации системы экономической безопасности, что сказывается и на меха-
низмах её обеспечения.
В процессе перехода экономики России к инновационному производству,
усиления интеграции в мировое экономическое пространство, создании Тамо-
женного союза возникает объективная потребность в большем внимании к ди-
намике экономической безопасности государства и, соответственно, изучению
данной тематики.
Для инновационной модернизации экономики России предпринято госу-
дарством ряд шагов. Сформирована российская система институтов развития.
Создан ряд государственных высокотехнологичных корпораций. Разработан и
реализуется проект «Сколково», рассчитанный на большой приток частных ин-
вестиций, в том числе из-за рубежа. Созданы финансовые институты развития,
ориентированные на поддержку инноваций и развития высокотехнологичных
отраслей. Сформирована совокупность технопарков.
Однако со временем практика показала, что мощное государственное фи-
нансирование таких проектов без должного регулирования и контроля со сто-
роны государства оказалось недостаточно результативным с большой долей
коррупционной составляющей, в связи с чем, некоторые государственные кор-
порации были переведены в форму акционерных обществ.
Усилия государства по развитию инновационной активности не внесли
4
серьезных позитивных изменений в основные свойства национальной экономи-
ки, включая ее конкурентоспособность.
Проблема обеспечения экономической безопасности государства в усло-
виях перехода к инновационной экономике является недостаточно разработан-
ной в научных исследованиях, хотя интерес к отдельным ее аспектам стал про-
являться в отечественной и зарубежной научной литературе еще с середины 70-
х гг. XX в.
Вместе с тем, актуальность разработки данной проблемы усиливается не-
обходимостью формирования и последовательного внедрения рациональной
концепции успешного инновационного позиционирования России в мировом
сообществе. Достижению данной цели призваны способствовать механизмы
обеспечения экономической безопасности России, в том числе и в части ней-
трализации внешних угроз, что и обусловливает актуальность, научную и прак-
тическую значимость исследуемой проблематики.
Степень разработанности проблемы. Основные аспекты угроз эконо-
мической безопасности государства на международной арене, исследуются в
работах В.Г. Афанасьева, В.М. Вазагова, И.Б. Власовой, А.Л. Гапоненко,
Ю.А. Гонтаря, А.Г. Гранберга, Ю.М. Журавлева, В.А. Квартальнова,
Э.Н. Крылатых, А.П. Куцобина, И.М. Могилевкина, В.И. Назаренко,
В.Н. Овчинникова, И.Г. Ушачева, Л.Ф. Ходоркова, К.Е. Юдаевой и др.
Эти и другие исследователи отмечают, что экономическая безопасность
государства связана с повышением эффективности стратегического управле-
ния, совершенствованием механизмов государственного регулирования транс-
граничным взаимодействием различных сфер экономики.
Проблемы стратегического государственного регулирования рыночной
экономики, направленного на укрепление базисных свойств экономики, ее ус-
тойчивости рассматриваются в работах А.Н. Алисова, А.В. Быстрякова, Е.И.
Велесько, А.Л. Гапоненко, П.В. Забелина, Б.Н. Кузыка, В.И. Кушлина, А.М.
Марголина, Н.К. Моисеева, А.П. Панкрухина, В.В. Перской, Дж. Стиглица,
А.Д. Стрикленда, А.А. Томпсона, В.П. Чичканова, Ю.В. Яковца и др.
Среди работ по теме диссертации следует отметить научные разработки
В.С. Загашвили, В. К. Сенчагова, И.Я. Богданова, А.Е. Арменского,
В.С. Гусева, А.Е. Петрова, Г.С. Вечканова, М.Я. Корнилова и др.
Значительный вклад в изучение закономерностей управления экономиче-
скими процессами в условиях усиливающейся международной конкуренции,
5
перехода к экономике инновационного типа внесли отечественные исследова-
тели: Л.И. Абалкин, А.Д. Богатуров, М.Г. Делягин, В.А. Золотарев, В.А. Кашин,
Л.Н. Красавина, И.С. Королев, В.И. Кузнецов, А.П. Паршин, А.Б. Паскачев,
Ю.С. Пивоваров, Э.А. Позняков, В.К. Сенчагов, А.С. Смирнов, С.А. Ситарян,
Р.С. Гринберг, Г.Б. Клейнер, Д.С. Львов, И.Н. Петренко, А.Н. Фоломьев, И.П.
Фаминский, Ю.Е. Федоров, Ю.В. Шишков и др.
Объектом диссертационного исследования являются направления
обеспечения экономической безопасности России и их особенности в условиях
перехода к инновационной экономике.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в
процессе обеспечения экономической безопасности России в условиях перехо-
да к экономике инновационного типа.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выработка направлений
обеспечения экономической безопасности России, учитывающих специфику
переходного периода отечественной экономики к инновационному типу.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- исследование основных направлений стратегической инновационной
трансформации экономики России;
- исследование теоретико-методологических аспектов обеспечения эко-
номической безопасности внутри страны, внешнеэкономической безопасности
в условиях интеграции в мировую экономику, выявление закономерных тен-
денций в обеспечении национальной экономической безопасности;
- анализ экономической безопасности России с точки зрения выявления
основных национальных интересов России в сфере экономики, угроз, факторов
и источников нестабильности;
- выработка методологических подходов к разработке и реализации меха-
низма укрепления экономической безопасности Российской Федерации в усло-
виях инновационной модернизации экономики России;
Теоретико-методологической основой диссертационной работы по-
служили наработки современной экономической науки в области экономиче-
ских систем и их свойств, теории инновационного типа и его особенностей,
научные труды отечественных и зарубежных ученых в области национальной и
экономической безопасности, стратегического управления.
В качестве инструментария исследования использованы методы систем-
6
ного, логического, структурного и сравнительного анализа, методы декомпози-
ции и агрегирования, методы статистического анализа, сравнений и аналогий,
экстраполяции, экспертный анализ и синтез.
Информационной базой исследования служат научные и статистиче-
ские издания, нормативно-справочные материалы, регламентирующие обеспе-
чение экономической безопасности в России, указы Президента РФ, постанов-
ления Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, официальные материалы
Росстата, Минэкономразвития России, Организации экономического сотрудни-
чества и развития (ОЭСР), Организации Объединенных Наций, ВТО. В про-
цессе работы над диссертацией были изучены и обобщены материалы моно-
графий, текущих научных публикаций, научно-теоретических и научно-
практических конференций, семинаров по исследуемой проблематике.
Основные научные результаты заключаются в разработке направлений
обеспечения экономической безопасности, учитывающих специфические усло-
вия и факторы стратегического периода инновационной модернизации эконо-
мики России. Эти специфические условия и возможности для укрепления эко-
номической безопасности в целом и отдельных ее компонентов вытекают из
тенденции инновационного преобразования экономики и связанных с этим осо-
бенностей и изменений в экономической безопасности России, а также в меха-
низме мобильного эффективного государственного регулирования в условиях
возрастающего динамизма экономической безопасности и трансформации уг-
роз в ходе реализации стратегии масштабных инновационных преобразований
в экономике России.
В числе основных направлений повышения экономической безопасности,
обоснованных в диссертационном исследовании:
- усиление конкурентоспособности национальной экономики России, ее
регионов, сетевых корпораций, предприятий и укрепление такой важной со-
ставляющей экономической безопасности как научно-технологическая безо-
пасность;
- наращивание ресурсо и энергоэффективности и обеспечение, прежде
всего, на этой основе ресурсной безопасности страны;
- увеличение качественной инвестиционной подпитки за счет дифферен-
циации внутренних источников инвестиций, оптимизации сочетания привле-
каемых зарубежных и отечественных инвестиций в реальный сектор экономи-
ки, что должно снизить зависимость экономики страны от внешних угроз, свя-
7
занных с неустойчивостью мировых рынков;
- приоритетное укрепление и развитие кадрового отечественного потен-
циала, что, безусловно, будет способствовать повышению экономической безо-
пасности;
- стратегическая инновационная модернизация высокотехнологичного
комплекса России, включая ее машиностроительную подсистему, что призвано
создать фундаментальную основу для укрепления экономической безопасности,
а также для роста ее влияния на укрепление национальной безопасности в це-
лом.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состо-
ит в следующем:
1. Уточнено содержание экономической безопасности страны. В отличие
от распространённой в публикациях трактовки её как способности экономики
противостоять совокупности внутренних и внешних угроз и решать поставлен-
ные задачи в текущем и стратегическом плане, в данной работе эта безопасность
рассматривается как особое устойчивое состояние национальной экономики,
предопределяемое постоянно развивающейся целостной совокупностью её
свойств и способностей, позволяющие ей полноценно выполнять свои основные
объективные по своей природе социально-экономические функции в непрерывно
меняющихся внутренних и внешних условиях различного плана. Обосновано, что
структура экономической безопасности состоит из взаимосвязанных более кон-
кретных безопасностей. Приоритетную определяющую роль среди них в совре-
менных условиях перехода экономики России на инновационный тип развития
играет научно-технологическая и ресурсная безопасности.
2. Раскрыты особенности многих процессов в национальной экономике,
обусловленные её стратегическим поэтапным переходом на преимущественно
инновационный тип развития, формирующие специфичные черты, структуру и
динамику экономической безопасности. В числе этих особенностей: а) ускоряю-
щееся научно-технологическое обновление производственного аппарата эконо-
мики на основе инновационных сетей; б) нарастающий динамизм создания ка-
чественно новой продукции, в том числе и производственного назначения;
в) растущее число экологических и техногенных аварий с возрастающими нега-
тивными последствиями для экономики страны; г) существенное снижение ре-
зультативности и эффективности в использовании различных ресурсов в усло-
виях нарушения принципов последовательности и системности в создании и ис-
8
пользовании инноваций; д) увеличивающееся число и разновидность рисков и
неопределённостей в инновационно модернизируемой национальной экономике;
е) усложнение и ужесточение конкурентной борьбы на мировых и внутренних
инновационных товарных, инвестиционных и других рынках; ж) перестройка
значимости отдельных свойств национальной экономики и выход в приоритет-
ные среди них конкурентоспособности, ресурсоэффективности, пропорциональ-
ности, способности воспроизводить внутренние инновационные факторы само-
развития.
3. Выявлены основные специфичные черты экономической безопасности
и процессов её укрепления в стратегическом периоде перехода экономики России
на инновационный тип развития. В числе особенностей экономической безопас-
ности: её возрастающая уязвимость и потребность в постоянном обновлении
ввиду появления и постоянно растущего разнообразия деструктивных факто-
ров и условий инновационно активной экономики; усиливающаяся зависимость
от обновляющихся основных свойств национальной экономики; значительная
предопределённость состояния экономической безопасности конкурентоспособ-
ностью экономики страны и её гибкостью, оперативностью реакции на появле-
ние новых угроз и негативных факторов. Доказана пропорциональная зависи-
мость степени укрепления экономической безопасности от роста комплексного
свойства конкурентоспособности национальной экономики и от её возможно-
стей воспроизводить основные инновационные ресурсы. Данная пропорцио-
нальная зависимость проявляется в опережающем наращивании конкурентоспо-
собности по сравнению с ростом экономической безопасности.
4. Разработаны обновлённые концептуальные подходы к инструментарию
оценки состояния экономической безопасности. Они основаны на уточнении и
дополнении устанавливаемых экспертным путём пороговых значений, крите-
риями и показателями состояния основных свойств инновационно активной эко-
номики и их сопоставлением с аналогичными свойствами ведущих экономик в
мировом хозяйстве. В числе этих показателей, индикаторы состояния и развития:
конкурентоспособности и ресурсоэффективности, основных пропорциональных
зависимостей, наукоёмкости основных отраслей, прежде всего высокотехноло-
гичных, развитости интеллектуального потенциала и эффективности его ис-
пользования и др.
5. Разработаны основные обновленные процессы и базовые состав-
ляющие механизма развития экономической безопасности России в условиях её
9
инновационной модернизации. В числе процессов укрепления экономической
безопасности страны: а) повышение экономической безопасности предприятий
и корпораций, с выделением среди них «национальных чемпионов» в составе
высокотехнологичных госкорпораций и научно-производственных сетей на базе
технологических платформ; б) укрепление интеграции науки, образования, про-
изводства и бизнеса; в) повышение координирующей роли государства в разви-
тии таких базовых свойств национальной экономики, как конкурентоспособ-
ность, способность воспроизводить внутренние инновационные ресурсные фак-
торы; развитие интеграции крупных, средних и малых воспроизводственных
форм. В составе инструментов механизма: планирование и прогнозирование, по-
стоянный мониторинг, государственный заказ, передача интеллектуальной соб-
ственности на льготных условиях высокотехнологичному бизнесу, налоговые
инструменты, государственный протекционизм, льготная инвестиционная под-
питка со стороны государства сетевых воспроизводственных структур экономи-
ки.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в создании
обновленной теоретико-методологической базы обоснования путей и механиз-
ма обеспечения экономической безопасности в стратегическом развитии Рос-
сии.
Ряд теоретических положений и выводов вносит вклад в разработку кон-
цептуальных основ повышения эффективности деятельности органов государ-
ственной власти Российской Федерации по укреплению экономической безо-
пасности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
том, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций по обеспече-
нию экономической безопасности. Содержащиеся в диссертации научно-
теоретические выводы и практические предложения могут использоваться ор-
ганами государственной власти всех уровней при формировании систем обес-
печения экономической безопасности, выработке мер по повышению устойчи-
вости экономики и обеспечению политической стабильности общества, при
разработке Государственной стратегии экономической безопасности России,
преподавании курсов «Государственного регулирования обеспечения экономи-
ческой безопасности», а также в научно-исследовательской работе.
Апробация работы. Изложенные в диссертации положения и выводы от-
ражены в опубликованных работах общим объемом 5,6 п.л. Основные положе-
10
ния диссертации излагались автором в виде докладов на научно-практических
конференциях: «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 17 – 19 де-
кабря 2007 г.); «Власть и управление в современном мире» (Санкт-Петербург,
23 – 24 мая 2008 г.); «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 10 – 12
декабря 2008 г.); «Власть и управление в современном мире» (Санкт-
Петербург, 29 – 30 мая 2009 г.).
Структура работы. Диссертационная работа имеет структуру, обуслов-
ленную целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных литературных источников, приложения.
Текст диссертации проиллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются актуальность и степень разработанности
темы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования; характе-
ризуется теоретико-методологическая и эмпирическая базы диссертации; рас-
крываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апро-
бация основных научных результатов.
В первой главе «Основные направления стратегической инноваци-
онной трансформации экономики России» в соответствии с целью и задача-
ми данной работы рассматриваются вопросы перехода национальной экономи-
ки на инновационный тип воспроизводства, в т.ч. ее особенности и структурная
модернизация, а также необходимое для этого ресурсное обеспечение. Именно
особенности стратегического периода перехода экономики России на иннова-
ционный путь развития предопределяют специфику направлений повышения
экономической безопасности. Методологической основой для анализа нарабо-
ток экономической науки в области изучения комплексного ресурсного обеспе-
чения инновационной модернизации экономики страны явились системный и
воспроизводственный подходы. При таком подходе комплексное ресурсное
обеспечение гарантируется не только совокупностью различных ресурсов, но и
сочетанием различных факторов и условий, предопределяющих экономиче-
скую безопасность России.
Важную роль в обеспечении экономической безопасности России играет
развитая национальная инновационная система. Ее структура состоит из сле-
дующих блоков, гарантирующих возможность перехода России на инноваци-
онный тип развития и усиливающих при этом экономическую безопасность в
11
условиях такого перехода.
Первый блок – «инновационно-воспроизводственный блок». В него сле-
дует включить инновационно-активные фирмы, предприятия, корпорации; вен-
чурные инновационные компании; учебные, научно-инновационные комплексы
высшей школы и отдельные университеты, т. к. они формируют реальный
спрос на долгосрочные инновационные инвестиции, используют их в качестве
фактора собственного развития, а также формируют значительную часть рынка
инноваций.
Важной особенностью периода перехода национальной экономики на ин-
новационный тип развития в современных условиях является эффективное
взаимодействие крупных, средних и малых предпринимательских структур и
высшего, специального образования в Российской Федерации.
Второй блок – «венчурный». Равноценными с инновационно-
воспроизводственными подразделениями в национальной инновационной сис-
теме можно считать структуры, обеспечивающие полноценное предложение
венчурного капитала. Такая равнозначность объясняется рядом теоретико-
методологических обстоятельств. Прежде всего, диалектическим единством
спроса и предложения на рынках. Эти рыночные категории показывают на-
сколько пропорционально развивается венчурный блок инновационного инве-
стирования в экономике. Из опыта отечественной и зарубежной практики ис-
пользования венчурного капитала – основными его источниками являются бан-
ки, страховые компании, пенсионные и благотворительные фонды, государст-
венные бюджеты, венчурные фирмы.
Составной частью национальной инновационной системы следует счи-
тать инфраструктурно-институциональный блок. Данный подход вытекает из
анализа наиболее успешно работающих рынков различной продукции в США,
Великобритании, Канаде, Германии. Отметим основные формы данного блока:
научные и научно-технологические парки, бизнес – инкубаторы, а также их ас-
социации; консалтинговые фирмы по маркетингу наукоемкой продукции, ин-
формационной поддержке, обучению и переподготовке кадров, управлению
проектами и программами, финансовому планированию, защите и управлению
интеллектуальной собственностью, коммерциализации техники и технологий,
юридическим вопросам и т. д.; совокупность академических, образовательных
центров по подготовке, переподготовке кадров и повышению их квалификации
во всем разнообразии специальностей и специализаций для инновационно ак-
12
тивной индустрии.
Перспективный состав и результативность деятельности организаций в
рамках указанных блоков национальной инновационной системы зависит от
эффективности внимания к ним государства, так и самих инновационно ориен-
тированных организаций. В этих условиях очень важна органическая связь и
взаимодействие элементов национальной системы с эффективным ее управле-
нием в целом. Важной особенностью является государственное регулирование
развития многосубъектных отношений на основе интеграции науки, образова-
ния и бизнеса.
Развертывание информационно-технологической (информационно-
телекоммуникационной) революции, а именно переворот в средствах телеком-
муникаций на базе микроэлектроники, кибернетики, спутниковых и цифровых
систем связи, появление всемирной сети «Интернет» позволило обеспечить но-
вый, качественно более высокий уровень «сцепления» различных хозяйствую-
щих субъектов в рамках национальной экономики, придав процессу воспроиз-
водства совершенно другой уровень динамики. Из этого следует проявление
другой особенности как зависимости протекания стадий процесса воспроизвод-
ства от информационного обеспечения и обслуживания процесса принятия
управленческих решений при выборе вариантов реализации инновационных
проектов и программ.
В обеспечении экономической безопасности очень важны природные ре-
сурсы. Их значимость в современной экономике характеризуется следующими
данными: минеральное сырье служит источником получения почти 95 % энер-
гии, 90 % товарной продукции тяжелой металлургии, 17 % предметов потреб-
ления. Взаимосвязь уровня потребления сырья с уровнем развития экономики, а
именно ее инновационной составляющей является также особенной.
При этом необходимо помнить, что и в XXI в. нефть остается важнейшим
мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной
торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся
относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспе-
ченность нефтью составляет, по крайней мере, порядка 40-50 лет. Самые боль-
шие запасы нефти - около 25 % всех мировых запасов находятся на территории
Саудовской Аравии. Доказанные запасы нефти в России составляют примерно
5,5 % мирового - около 8 млрд. т, в США - около 4 млрд. т (2,2% общемиро-
вых). По некоторым оценкам, сделанным на основании сопоставления разве-
13
данных запасов и объемов ежегодной добычи, исчерпание основной части запа-
сов большинства видов полезных ископаемых прогнозируется к 2075 году.
Поэтому, безусловно, важным основанием перехода на инновационный
путь развития экономики является ограниченность ресурсов особенно энерге-
тических, и чем быстрее понимание этого процесса будет достигнуто, тем
стремительнее будет осуществляться переход на инновационный вектор разви-
тия. На основании этого можно обозначить следующую особенность – чем
больше экономика ограничена в потреблении природно-сырьевых ресурсов,
тем быстрее она пытается впитывать инновации, наращивать инновационные
свойства и свойства технико-технологической, интеллектуальной конкуренции,
но при созданных соответствующих экономических условиях со стороны госу-
дарства.
Недостаточность такой взаимосвязи на практике проявилась в растущем
отставании в конкуренции от других стран, выпускающих в ряде случаев более
совершенную технику и технологии, производящих более конкурентоспособ-
ные товары. Как свидетельствует практика, что до 80 % годового прироста ВВП
в условиях постиндустриального развития обеспечивается использованием
именно научно-технического, интеллектуального потенциала в различных об-
ластях экономики.
Оценка типа воспроизводства осуществляется по преобладанию воздей-
ствия на него той или иной группы факторов, условий, а также и приоритетов
развития экономики. Поэтому следующая особенность связана с приоритетами
социально-экономического развития регионов как структурных элементов на-
циональной экономики.
В целом, экономическая безопасность объективно проявляет себя как
комплексное свойство, обусловленное особенностями периода перехода эконо-
мики России на инновационный путь развития.
Тип ее воспроизводства предопределяется формой проявления его ре-
сурсного обеспечения и системой внутренних и внешних связей. Качество та-
ких связей зависит от эффективности системы управления и ролью в мировой
экономике.
В научных и инвестиционных возможностях страны заложены способы
создания достаточно действенных и гибких институциональных предпосылок
современной научно-технологической модернизации производственной дея-
тельности в экономике России. Современные научные и инвестиционные воз-
14
можности научно-технологической модернизации производственной деятель-
ности в экономике проявляют себя, прежде всего, во влиянии на комплексное
свойство экономической безопасности и, как следствие, на период перехода на
инновационную траекторию развития национальной экономики. При этом ин-
вестирование, как целостный процесс вложения различных ресурсов в научно-
технологическую модернизацию производственной деятельности приобретает
специфику, т. к. это связано с их источниками, а значит и с состоянием общест-
венного воспроизводства.
В современных условиях трансформации необходимо не просто финан-
сирование в определенном количестве, достаточном для такой модернизации, а
нужны научно-обоснованные инвестиции нового качества с возрастанием в них
доли венчурных, интеллектуальных и квалифицированных ресурсов, новой
техники и технологий, научных достижений.
Важной составляющей активизации могут стать региональные центры
концентрации научно-технического, инновационного потенциала. Речь идет не
только о наукоградах или ОЭЗ, обладающих определенным правовым и эконо-
мическим статусом в России, необходимо создать такую совокупность условий,
при которых будет эффективно формироваться несущий каркас их научно-
технического и инновационного развития. В целом он должен проявиться как
комплекс эффективных связей и взаимоотношений между наукой, образовани-
ем, властью, бизнесом, обществом в стратегическом контексте.
Изменения в структуре инвестиций по источникам финансирования в це-
лом нельзя расценить как положительные. Такая их структура не в состоянии
обеспечить переход национальной экономики на инновационный тип воспроиз-
водства. Допуская оправданность уменьшения инвестиций за счет федерально-
го и региональных бюджетов, нельзя недооценивать опасности, связанной со
снижением объемов государственного инвестирования, т. к. это затруднит вы-
бор и реализацию приоритетных направлений структурных преобразований в
экономике, отвечающих национальным интересам. Подавляющее большинство
фирм и предприятий испытывает финансовые трудности, роль привлеченных
средств в активизации инновационного развития реального сектора является
ключевой.
Для подъема российской экономики необходимы и иностранные инве-
стиции, сочетаемые с трансформационными преобразованиями при активном
участии и контроле со стороны государства. Но они несут с собой и определен-
15
ные угрозы.
Для оценки эффективности инвестиционных решений (а эффективное ин-
вестирование – абсолютно необходимая предпосылка устойчивого роста эко-
номики и обеспечения экономической безопасности России), нужна комплекс-
ная методика. Она должна предусматривать выявление эффективности проек-
тов и программ для каждого их участника, расчеты народнохозяйственной, ре-
гиональной, отраслевой, коммерческой и бюджетной эффективности инноваци-
онных, инвестиционных решений при полном учете совокупности влияющих
факторов.
Рассмотренные особенности инновационного периода в трансформации
российской экономике явились основой для выявления особенностей экономи-
ческой безопасности страны, в числе которых: инновационное обновление
производственного аппарата экономики, создание качественно новой продукции,
увеличение экологических и техногенных аварий, снижение ресурсоэффектив-
ности, количественное и качественное увеличение рисков в национальной эко-
номике, ужесточение конкурентной борьбы на мировых и внутренних рынках,
увеличение значимости конкурентоспособности, ресурсоэффективности, про-
порциональности и способности воспроизводить внутренние инновационные
факторы саморазвития.
Во второй главе «Экономическая безопасность как комплексное
свойство национальной экономики» рассматривается сущность и состав-
ляющие экономической безопасности. Уточнено содержание экономической
безопасности страны, выявлена ее двойственная структура (см. схему 1). С одной
стороны, экономическая безопасность являет собой сложное системное явление,
состоящие из различных подсистем, а точнее видов взаимосвязанных более кон-
кретных безопасностей, в числе которых научно-технологическая, энергетиче-
ская, финансовая, продовольственная и прочие безопасности. Приоритетную оп-
ределяющую роль среди них в современных условиях перехода экономики Рос-
сии на инновационный тип развития играет научно-технологическая и ресурс-
ная безопасности.
С другой стороны, экономическая безопасность это особое устойчивое со-
стояние национальной экономики, предопределяемое постоянно развивающей-
ся целостной совокупностью её свойств и способностей, позволяющие ей пол-
ноценно выполнять свои основные объективные по своей природе социально-
экономические функции в непрерывно меняющихся внутренних и внешних ус-
ловиях различного плана. При этом состояние экономической безопасности в
16
значительной степени определяется рядом свойств экономики, а именно конку-
рентоспособностью, ресурсоэффективностью, пропорциональностью, способно-
стью воспроизводить внутренние факторы саморазвития, которые можно рас-
сматривать как составные части современной экономической безопасности стра-
ны.
Значимость экономической безопасности в становлении инновационной
экономики в России трудно переоценить. Нельзя говорить о наличии в той или
иной стране развитой экономики в тот период, когда все технологические и
производственные новации приходят в эту страну извне. Только с обретением
экономической безопасности посредством финансовой независимости, энерге-
тической стабильности и технологического прогресса преимущественно за счет
собственной науки, экономика может позиционироваться как претендующая на
переход к инновационному укладу.
На сегодняшний день выявленные тенденции международного эко-
номического развития позволяют сделать вывод: существует ряд проблем, уг-
рожающих национальной экономической безопасности страны. Это становится
сигналом не только для противодействия угрозам на внутригосударственном,
но и на международном уровне. Стирание в определенной степени границ на-
циональных рынков, образование единых мировых рынков товара и капитала,
международная стандартизация правил, механизмов регулирования, функцио-
нирование трансграничных конгломератов, глобальных инвесторов, транс-
граничных потоков капитала - это можно воспринимать не только как «здоро-
вые» тенденции мировой экономики, но и как угрозу собственной экономике.
Интересы экономического роста обуславливают поиск новых практических
подходов к принятию долгосрочных решений по стратегическим направлениям
развития государств, их национальных экономик. На сегодняшний день разви-
тие экономики России позволяет выделить следующие направления совершен-
ствования ее уровня внешнеэкономической безопасности:
· увеличение количественной и качественной доли в отечественном
экспорте товаров неэнергетического сектора, обработанной продукции, услуг (в
том числе финансовых), повышение качества вывозимой продукции. Следует
выбирать более грамотный подход к определению рынков сбыта, где отечест-
венная продукция способна вытеснить конкурентов;
· достижение благоприятного торгового режима в отношениях с за-
рубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
· долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во
взаимоотношениях как со странами и международными организациями-
кредиторами, так и с государствами-должниками. Укрепление финансовых
17
рынков и повышение ликвидности банковской системы;
· обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых
мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных
различий, включая совершенствование миграционного учета, а также обосно-
ванное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потреб-
ностей регионов в трудовых ресурсах;
· формирование системы научного и технологического прогнозиро-
вания и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление инте-
грации науки, образования и производства, развитие индустрии информацион-
ных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники,
радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного
обеспечения;
· создание условий для развития конкурентоспособной отечествен-
ной фармацевтической промышленности;
· развитие национальной инновационной системы в целях реализа-
ции высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высоко-
технологичных секторов экономики.
Выявлены национальные интересы Российской Федерации в сфере эко-
номики, которые следует учитывать при анализе и обеспечении экономической
безопасности. Определены следующие национальные интересы России:
· независимость России на стратегически важных направлениях на-
учно-технического прогресса;
· сохранение единого экономического пространства;
· существование обоснованной доли государственного регулирова-
ния, отвечающей критериям эффективности и социальной направленности раз-
вития экономики;
· наличие экономических и правовых условий, исключающих крими-
нализацию общества;
· рост конкурентоспособности государства;
· повышение благосостояния и качества жизни личности;
· устойчивость финансово-банковской системы России;
· рациональная структура внешней торговли, доступ отечественной
продукции перерабатывающей промышленности на внешние рынки, макси-
мально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет
импорта.
18
Состояние научно-
исследовательских и
конструкторских
организаций
Инновацион-
ная
активность
Конкурентоспо-
собность
Способность к вос-
производству внут-
ренних факторов
саморазвития
Квалификация
кадров
Схема 1. Зависимость экономической безопасности от конкурентоспособности экономики.
Научно-
технологическая
безопасность
ЭКОНОМИ-
ЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Энергетическая
безопасность
Продовольствен-
ная безопасность
Безопасность
внешнеэконо-
мической
деятельности
Безопасность
предприятий
и предприни-
мательства
Финансовая
безопасность
Региональная
безопасность
Информацион-
ная безопасность
Оборонно-
промышленная и
оборонная
безопасность
Конкурентоспособ-
ность отраслей
Конкурентоспособ-
ность предприятий
Конкурентоспособ-
ность продукции
Конкурентные пре-
имущества технологи-
ческой базы
Конкурентные пре-
имущества продукции
Состояние ТЭК
Энергообеспе-
ченность
Энергоэффек-
тивность
Энергоемкость
Структура
армии
Качество
вооружения
Качество
оборонных
сооружений
Состояние бан-
ковской системы
Состояние финан-
сового рынка
Состояние пла-
тежного баланса
Финансы пред-
приятий и домаш-
них хозяйств
Эффективность
систем защиты
информации
Контроль конфи-
денциальности
Устойчивость эконо-
мики регионов
Состояние экономи-
ческого районирова-
ния страны
Качество продуктов
питания
Самообеспечен-
ность продуктами
питания
Устойчивость
бизнеса
Эффектив-
ность исполь-
зования
ресурсов
Качество
менеджмента
Экспорт-
ный
потенциал
Импорт-
ный
потенциал
19
В главе третьей «Механизм укрепления экономической безопасности
России в условиях ее инновационной модернизации» рассматриваются ос-
новные угрозы экономической безопасности инновационно активной экономи-
ке, роль пороговых параметров и государственных инструментов в обеспечении
экономической безопасности России.
Основным элементом механизма укрепления экономической безопасно-
сти в условиях перехода к инновационной экономике является использование
методов усиления конкурентоспособности национальной экономики России, ее
регионов, сетевых корпораций предприятий и укрепление такой важной со-
ставляющей экономической безопасности как научно-технологическая безо-
пасность.
При переходе России к инновационному типу экономики сохраняются, а
в некоторой степени и преумножаются, некоторые виды угроз экономической
безопасности. Среди них особо отметим:
· долларизацию экономики (из-за притока инветиций в иностранной
валюте);
· большое влияние рынка среди ТНК, которые закрепились как ос-
новные собственники на рынке;
· монополизированность экономики;
· отток капитала за границу;
· сокращение внутренней инвестиционной активности;
· наличие инфляции.
Спрогнозировать и количественно определить угрозы экономической безо-
пасности России помогает система пороговых параметров. На наш взгляд из всего
множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо вы-
делить те, которые реально отражают критические «болевые» точки в развитии эко-
номики. Именно эти индикаторы должны использоваться в качестве пороговых зна-
чений экономической безопасности. Они должны характеризуют предельные значе-
ния, игнорирование которых приводит к формированию разрушительных тенденций
в области управления и производства.
Опираясь на работы ряда научно-исследовательских учреждений и групп
ученых, в диссертации исследовано соотношение пороговых значений эконо-
мической безопасности с основными показателями социально-экономического
развития Российской Федерации и по многим основным параметрам экономи-
ческой безопасности Россия находится в зоне риска, что объективно обуслав-
20
ливает необходимость принятия мер по нейтрализации угроз экономической
безопасности.
Уровень состояния экономической безопасности, определяемый грани-
цами пороговых значений показателей, представляющих собой предельные ве-
личины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу раз-
вития различных элементов воспроизводства, ведет к формированию негатив-
ных, разрушительных тенденций в области экономики во многом связан с про-
цессами глобализации. Будь то: уровень и качество жизни; темпы инфляции;
безработица; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг;
встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; дея-
тельность теневой экономики и т.д.
В инновационной экономике, по нашему мнению, пороговым индикато-
рам будет уделяться большее внимание ввиду удобства при прогнозировании
узловых показателей развития, чем на сегодняшний день. Хоть и они возникли
не в самый лучший для России момент времени (в конце прошлого века), когда
на них ориентировались как на элемент спасения страны от очередного коллап-
са, однако, они зарекомендовали себя эффективными и чрезвычайно полезны-
ми.
Таблица 1. Индикаторы экономической безопасности, учитывающие особенности стра-
тегии развития по инновационному пути и их пороговые значения.
Показатели пороговые
значения
1. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности. 70%
2. Доля в промышленном производстве машиностроения 20%
3. Объемы инвестиций в % к ВВП 25%
4. Расходы на научные исследования в % к ВВП 2%
5. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции машиностроения 6%
6. Расходы на образование в % к ВВП 10%
7. Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени 20%
8. Объем внешнего долга в % к ВВП 25%
9. Дефицит бюджета в % к ВВП 5%
10. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте 10%
11. Доля импорта во внутреннем потреблении, всего 30%
в том числе продовольствие 25%
12. Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 40%
13. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции 10-15%
14. Доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2%
15. Доля продукции высокотехнологичного комплекса в ВВП 20-25%
16. Инновационная продукция, в % в общем объеме промышленной продукции 40%
17. Доля иностранных инвестиций в инновационных проектах 15-25%
18. Удельный вес России в мировом выпуске инновационной продукции 5-7%
21
Развитие экономической безопасности России в условиях её инновацион-
ной модернизации должно быть связано, прежде всего, с повышением экономи-
ческой безопасности предприятий и корпораций, с выделением среди них «на-
циональных чемпионов» в составе высокотехнологичных госкорпораций и на-
учно-производственных сетей на базе технологических платформ, это должно
происходить на фоне усиления взаимодействия науки, образования, производст-
ва и бизнеса.
Укрепление экономической безопасности на современном этапе связано и
с активизацией государства в развитии базовых свойств национальной экономи-
ки таких как конкурентоспособность, способность воспроизводить внутренние
инновационные ресурсные факторы, интеграция крупных, средних и малых вос-
производственных форм.
Минимизация возникающих угроз экономической безопасности России
связана с обеспечением экономической безопасности на основе технологий
стратегического управления со стороны государства. Под стратегическим
управлением в сфере обеспечения экономической безопасности мы будем рас-
сматривать совокупность механизмов, методов, способов, технологий, мер и
средств достижения стратегических целей. Объектом стратегического управле-
ния является стратегический процесс, которые объединяет под своим началом
совокупность элементов, каждый из которых выполняет крайне важную функ-
цию в своей области.
Инвестиционное регулирование рассматривается в качестве подсистемы
экономического регулирования. Оно обеспечивает экономически безопасное
обновление и воспроизводство основного капитала и интеллектуального чело-
веческого капитала с ориентацией на рост экономических результатов, на по-
вышение эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг,
уровня жизни населения. Между инвестициями и экономической динамикой
существуют прямые и обратные системные связи: рост инвестиций в реальную
хозяйственную деятельность способствует экономическому росту и, наоборот,
снижение инвестиций может обусловить экономический спад.
Стратегический форсайт, рассматривается как систематический процесс,
попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества позво-
ляет формулировать рекомендации, меры и предложения относительно буду-
щих действий.
Стратегическое моделирование должно быть нацелено на выработку
22
стратегии глобальной конкурентности (СГК) России, поскольку именно этот
момент наиболее важен в системе угроз экономической безопасности государ-
ства в экономике инновационного типа.
Стратегическое планирование (программирование) включает в себя опре-
деление миссии и выработку стратегических целей, анализ среды (СВОТ-
анализ, матрица возможностей, матрица угроз, профиль среды), разработка аль-
тернативных стратегий, оценка альтернатив, выбор. Стратегическое планиро-
вание (программирование) наиболее рационально посредством инновационного
программирования операционно-итеративного планирования.
Стратегический бенчмаркинг – поиск и определение системы, организа-
ции и технологии управления, показывающий наивысшую эффективность. Его
использование будет способствовать укреплению технологической безопас-
ности России на первом этапе перехода к экономике инновационного типа. При
этом предполагается оценка качества работы государственных организаций,
выполняемая независимыми комиссиями или общественными организациями.
Общественные оценки, рейтинги, делающие процесс государственного управ-
ления более прозрачным и эффективным.
Бенчмаркинг позволяет повысить уровень знаний в отношении показате-
лей конкурентоспособности в отношении других субъектов экономической
деятельности.
Стратегический контроль направлен на выяснение того, правильно или
неправильно осуществляется реализация политики по обеспечению экономиче-
ской безопасности экономики инновационного уклада. Его основной задачей
является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению по-
ставленных целей. Стратегический контроль предполагает регулярный монито-
ринг количественных и качественных индикаторов.
Стратегическое партнерство (альянс) особая часть стратегического
управления. Динамичное развитие приграничного сотрудничества является ха-
рактерной особенностью современного этапа международных отношений.
Опыт стран Евросоюза, США, Канады, а в последние годы, особенно, Китая
свидетельствует, что приграничное положение является одним из наиболее
мощных и эффективных факторов социально-экономического развития пригра-
ничных территорий. Российское приграничье в экономическом смысле пока
выполняет скорее барьерные, чем контактные функции.
23
В заключении, наряду с обобщенными выводами, подведена итоговая
оценка проделанной работы. Подчеркивая основную цель предпринятого дис-
сертационного исследования, автор выделяет его наиболее важные результаты.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы сле-
дующие научные работы:
1. Фирсов В.А. Приоритетные направления обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Вестник ГУУ.
– 2008. – № 7. – 0,5 п.л. (издание, рекомендованное ВАК России).
2. Фирсов В.А. Глобализация как фактор усиления традиционных и воз-
никновения новых вызовов и угроз экономической безопасности государства //
Бизнес в законе. – 2009. – № 5. – 0,5 п.л. (издание, рекомендованное ВАК Рос-
сии).
3. Фирсов В.А. Взаимосвязь экономической безопасности России и кон-
троля движения капитала // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное
издание). – 2007. – № 4. – регистрационный номер статьи 0420700043/0068. –
0,7 п.л.
4. Фирсов В.А. Национальные интересы России в контексте угроз миро-
вой экономики // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное издание). –
2007. – № 4. – регистрационный номер статьи 0420700043/0069. – 0,6 п.л.
5. Фирсов В.А. Экономическая безопасность Российской Федерации в ус-
ловиях глобализации // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное изда-
ние). – 2008. – № 1. – регистрационный номер статьи 0420800043/0024. – 0,7
п.л.
6. Фирсов В.А. Воздействие глобализации на обеспечение экономической
безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ
(электронное издание). – 2008. – № 1. – регистрационный номер статьи
0420800043/0025. – 0,7 п.л.
7. Фирсов В.А. Механизмы обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации // Россия: ключевые проблемы и решения: сборник на-
учных статей. Выпуск 7. Часть 4. – М.: РАГС, 2008. – 0,4 п.л.
8. Фирсов В.А. О некоторых теоретических аспектах проблемы обеспече-
ния экономической безопасности государства // Россия: ключевые проблемы и
решения: сборник научных статей. – М.: РАГС, 2009. – 0,5 п.л.
9. Фирсов В.А. Формы проявления нарушений экономической безопасно-
сти в условиях глобализации // Россия: ключевые проблемы и решения: сбор-
24
ник научных статей. – М.: РАГС, 2009. – 0,6 п.л.
10. Фирсов В.А. Основные угрозы экономической безопасности России в
современных условиях // Вестник РАГС при Президенте РФ (электронное изда-
ние). – 2009. – № 4. – регистрационный номер статьи 0420900043/0061. – 0,5
п.л.
11. Фирсов В.А. Система мирохозяйственных связей: проблемы обеспе-
чения экономической безопасности // Ученые записки РАГС. – М.: РАГС, 2009.
– 1 п.л.
25
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Фирсов Владимир Александрович
Особенности экономической безопасности России в условиях
перехода на инновационный тип развития
Научный руководитель
д.э.н., профессор Фоломьев Александр Николаевич
Изготовление оригинал-макета
Фирсов Владимир Александрович
Подписано в печать 26.08.2011 г. Тираж 80 экз.
Усл. п.л. 1,1
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации»
Отпечатано ОПМГ РАГС. Заказ № ____
119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д.84.