Hotline


Вынесен на обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности».

 Версия для печати

 

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики выносит на широкое общественное обсуждение проект Постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Законе Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности».

В контексте выносимого на общественное обсуждение документа, необходимо отметить, что обеспечение эффективного противодействия организованной преступности в Кыргызской Республике является одной из важнейших государственных задач, направленных на борьбу с преступностью.

 

Борьба с криминогенными проявлениями организованных преступных групп, приобретающих в последнее время религиозно-экстремистский, национал-сепаратистский характер, направленные на дестабилизацию обстановки в республике, подрыв общественной безопасности в Кыргызской Республике, требует принятия закона, регулирующего правовые, организационные основы борьбы с организованной преступностью. В настоящее время органы, осуществляющие борьбу с организованной преступностью остро нуждаются в принятии такого закона.

Вступление в силу Закона Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности» позволит совершенствовать правоприменительную деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, значительно расширит возможности превентивного воздействия на организованную преступность, создаст правовые основания для привлечения к уголовной ответственности лиц, участвующих в создании преступных формирований, а также скоординировать основы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью.

Стоит отметить, что представленный к рассмотрению проект Закона Кыргызской Республики «О противодействии организованной преступности» не противоречит действующему законодательству Кыргызской Республики, а дополняет и конкретизирует деятельность по борьбе с организованной преступностью.

Также немаловажно, что принятие и реализация данного закона дополнительных финансовых затрат не потребует.

ПРОЕКТ

Постановление Правительства Кыргызской Республики “О проекте Закона Кыргызской Республики “О противодействии организованной преступности”

Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики “О противодействии организованной преступности”.

2. Направить проект Закона Кыргызской Республики “О противодействии организованной преступности” на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Назначить министра внутренних дел Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Премьер-министр
Кыргызской Республики А. Атамбаев

ПРОЕКТ

З А К О Н

К Ы Р Г Ы З С К О Й Р Е С П У Б Л И К И

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы противодействия организованной преступности.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Организованная преступность – форма преступности, создающая угрозу безопасности личности, обществу и государству, выражающаяся в создании организованных преступных формирований (преступных сообществ), деятельность которых направлена на постоянное получение доходов, материальных и иных выгод, благ для себя или третьих лиц, установление контроля над различными видами легального и нелегального предпринимательства и которыми для достижения противоправных целей используются насилие, повреждение или уничтожение имущества, открытые и скрытые угрозы совершения таких действий, шантаж, коррупция или иные незаконные методы.

противодействие организованной преступности – деятельность государственных органов Кыргызской Республики:
- по предупреждению организованной преступности, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих возникновению организованной преступности (профилактика организованной преступности);

- по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений с признаками организованного характера (борьба с организованной преступностью);

преступная деятельность — система преимущественно умышленных деяний, направленных на приготовление, покушение, совершение одного или более преступлений;

преступное формирование – устойчивая организованная преступная группа, банда, преступная организация (преступное сообщество), незаконное вооруженное формирование, а также организации, используемые организованной преступностью в качестве прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие другие вспомогательные функции;

организатор преступного формирования – лицо, которое организует и направляет усилия участников преступного формирования для достижения общих для них целей или согласовывает деятельность преступного формирования в преступном сообществе;

участник преступного формирования – лицо, умышленно принимающее участие в деятельности преступного формирования или оказывающее содействие в осуществлении такой деятельности либо в создании условий для ее поддержания и развития;

организованная преступная группа – устойчивая группа из двух и более физических лиц, заранее объединившихся и действующих согласованно для совершения одного или нескольких преступлений;

банда — вооруженная организованная преступная группа, созданная с целью нападения на физических или юридических лиц;

преступная организация — объединение лиц либо организованных преступных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций:
- по созданию преступной организации либо руководству ею;
- по непосредственному совершению преступлений, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- обеспечению иными формами создания и функционирования преступной организации;

преступное сообщество — устойчивое, сплоченное объединение двух и более лиц или групп (организаторов или руководителей, или других участников преступных формирований, или иных лиц) для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности преступных формирований или лиц, либо по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц, преступных формирований, а также по организации систематического совершения тяжких и особо тяжких преступлений в указанных целях;

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства, движимое и недвижимое имущество и иные объекты гражданских прав, приобретенные в результате совершения преступления, предусмотренного законодательством Кыргызской Республики;

легализация (отмывание) доходов — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем;

органы по борьбе с организованной преступностью — специализированные подразделения органов внутренних дел, национальной безопасности, по контролю наркотиков, прокуратуры (далее органы по борьбе с организованной преступностью);

официальное предупреждение — письменное требование уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью к лицу в обязательном порядке соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, не ограничивать права и свободы других лиц, не совершать правонарушения и ознакомление его с возможными юридическими последствиями;

оперативно-превентивный учет — это система информации, формируемая в органе по борьбе с организованной преступностью, о преступных формированиях и лицах, своими действиями представляющих угрозу общественной безопасности или могущих создать условия для возникновения и развития социальных и экономических предпосылок организованной преступности;

проверка финансового и имущественного положения — меры по проверке легальности имеющихся финансовых доходов и обоснованности приобретения имущества в целях закрепления результатов оперативно-розыскных мероприятий;

обоснование законности приобретенного имущества и доходов — это доказательство законности приобретения имущества и доходов посредством заключенных в установленной законами форме сделок или документов (правоустанавливающих и правоудостоверяющих), имеющих юридическую силу;

специальные меры — меры профилактического характера, направленные на предупреждение создания организованных преступных формирований, их разобщение, выявление, предупреждение, пресечение, разоблачение и раскрытие их преступной деятельности.

Статья 2. Цели и задачи противодействия организованной преступности

1. Основными целями противодействия организованной преступности являются:
- защита прав и свобод физических и юридических лиц, безопасности общества и государства от организованной преступности;
- установление контроля над организованной преступностью, ее локализация, нейтрализация и минимизация;
- устранение причин и условий, способствующих существованию (предупреждение) организованной преступности;
- пресечение организованной преступности.
2. Основными задачами противодействия организованной преступности являются:
- создание правовых и организационных основ противодействия организованной преступности, содействия ее предупреждению и минимизация;
- постановка на оперативно-превентивный учет руководителей (организаторов) и участников преступного формирования и применения к ним административных, гражданско-правовых и уголовно-правовых мер;
- обеспечение гарантий прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении мер по противодействию организованной преступности;
- определение системы государственных органов, осуществляющих противодействие организованной преступности, и их взаимоотношений;
- выявление и прекращение преступной деятельности руководителей и иных участников преступных формирований, а также воспрепятствование легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- установление полномочий специального государственного органа по борьбе с организованной преступностью и специальных мер, осуществляемых им;
- установление обязанностей других государственных органов в сфере противодействия организованной преступности;
- обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий, необходимых для противодействия организованной преступности;
- восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон предусматривает специальные меры по противодействию устойчивым организованным преступным формированиям.
2. Настоящий Закон не применяется в отношении общественных объединений, которые зарегистрированы в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, преступная деятельность членов которых не вытекала из целей и задач указанных объединений.

Статья 4. Применение настоящего Закона

1. Правом применения специальных мер, предусмотренных настоящим Законом, наделяется только орган по борьбе с организованной преступностью в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Судопроизводство по делам об организованной преступности определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.
3. Оперативно-розыскная деятельность по материалам и делам о преступных формированиях основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, сочетания гласных и негласных методов, а также осуществляется органом по борьбе с организованной преступностью в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, определяющим оперативно-розыскную деятельность, и настоящим Законом.

Статья 5. Правовые основы противодействия организованной преступности

1. Законодательство о противодействии организованной преступности основывается на Конституции Кыргызской Республики и включает настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также международные договоры и соглашения, участниками которых является Кыргызская Республика.
2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере противодействия организованной преступности устанавливают полномочия государственных органов, обязанности физических и юридических лиц в порядке действующего законодательства Кыргызской Республики.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие противодействие организованной преступности

Борьбу с организованной преступностью осуществляют специализированные подразделения органов внутренних дел, национальной безопасности, по контролю наркотиков, (далее органы по борьбе с организованной преступностью).
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с организованной преступностью, является Министерство внутренних дел Кыргызской Республики.
Специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью создаются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
Права и обязанности специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью определяются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 7. Государственные органы и иные организации, участвующие в противодействии организованной преступности

Правоохранительные и другие государственные органы обязаны оказывать содействие в противодействии организованной преступности.
К государственным органам, участвующим в противодействии организованной преступности относятся органы прокуратуры, таможенные органы, налоговой службы и финансовой полиции, финансовой разведки, исполнения наказания, обороны, местного самоуправления и местной государственной администрации, банки и небанковские кредитно-финансовые организации в пределах своей компетенции.
К государственным органам, участвующим в противодействии организованной преступности относятся и другие государственные органы, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 8. Координация деятельности государственных органов по противодействию организованной преступности

Координация деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие организованной преступности, государственных органов и иных организаций, участвующих в противодействии организованной преступности, осуществляется Генеральной прокуратурой и руководителями территориальных подразделений органов прокуратуры.

Статья 9. Участие судебных органов по материалам и делам об организованной преступности

Для реализации целей и задач противодействия организованной преступности предусматривается участие судебных органов в рассмотрении материалов, представляемых органом по борьбе с организованной преступностью в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

РАЗДЕЛ II. ПРОФИЛАКТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

ГЛАВА 3. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Статья 10. Принципы применения превентивных мер воздействия в противодействии организованной преступности

Превентивные меры воздействия против организованной преступности (далее — превентивные меры воздействия) применяются с соблюдением принципов законности, защиты личных прав и свобод, гуманности, а также принципа сочетания убеждения и принуждения.
Статья 11. Превентивные меры воздействия
При наличии предусмотренных статьей 12 настоящего Закона оснований могут применяться следующие превентивные меры воздействия:
1) официальное предупреждение;
2) постановка на оперативно-превентивный учет в органах внутренних дел;
3) возлагаемые судом обязанности;
4) проверка финансового и имущественного положения.

Статья 12. Основания для применения превентивных мер воздействия

1. Предусмотренные в статье 11 настоящего Закона превентивные меры воздействия могут применяться в целях обеспечения гарантии безопасности общества и государства, общественного порядка, личных прав и свобод граждан, в отношении лиц в случае, если на основании полученных в установленном законом порядке данных имеется достаточная информация (оперативные данные) о связях этих лиц с преступными формированиями либо с их членами и имеется достаточное основание полагать, что эти лица могут совершать тяжкие или особо тяжкие преступления.
2. Превентивные меры воздействия не могут заведомо определять виновность лица, к которому они применяются, в совершении преступлений, устанавливаемой не иначе как по решению суда.
3. При оценке достаточности оснований для применения превентивных мер воздействия используются сведения и информация, полученная в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 13. Порядок и последствия предъявления официального предупреждения

1. Руководитель органа по борьбе с организованной преступностью, с учетом указанных в статье 12 настоящего Закона данных, уполномочивает должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью выносить лицу, причастному к организованной преступности, официальное предупреждение, с уведомлением надзирающего прокурора копией постановления в течение двадцати четырех часов.
2. В процессе осуществления решения относительно применения официального предупреждения, уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью вправе вызвать лицо, причастное к организованной преступности, в органы по борьбе с организованной преступностью.
3. Решение по применению официального предупреждения в отношении лица, причастного к организованной преступности, оформляется путем вынесения постановления от имени руководителя органа по борьбе с организованной преступностью.
4. Официальное предупреждение объявляется лицу для ознакомления и подписания (вручением копии) с последующим исполнением.
5. В случае несоблюдения лицом, в отношении которого применяется официальное предупреждение, требований данного предупреждения, руководитель органа по борьбе с организованной преступностью может уполномочить должностное лицо принимать решение относительно применения иных мер превентивного воздействия к такому лицу.

Статья 14. Постановка на оперативно-превентивный учет

1. Лицо, которому было предъявлено официальное предупреждение и которое не прекратило действие, представляющее угрозу общественной безопасности, или лицо, в отношении которого полученные данные являются достаточными для применения более строгих, чем предупреждение, превентивных мер воздействия, постановлением руководителя органа по борьбе с организованной преступностью может быть поставлено на оперативно-превентивный учет сроком от шести месяцев до трех лет на основании постановления уполномоченного должностного лица с уведомлением прокурора копией постановления.
2. Оперативно-превентивный учет в органе по борьбе с организованной преступностью ведется в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и согласно формам, установленным Министерством внутренних дел Кыргызской Республики.
3. Организаторы преступных формирований и их участники ставятся на оперативно-превентивный учет путем включения их в Список лиц, причастных к организованной преступности, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
4. На оперативно-превентивный учет ставится также лицо, которому были назначены возлагаемые судом обязанности. О постановке на оперативно-превентивный учет лицу сообщается под расписку.
5. Постановка на оперативно-превентивный учет может быть обжалована лицом в суд, прокуратуру, в установленном законодательством Кыргызской Республики, порядке.
6. Решение о постановке на оперативно-превентивный учет принимается на основании постановления уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью с уведомлением прокурора копией постановления по территориальности.
7. Порядок рассмотрения прокурором материалов о постановке на оперативно-превентивный учет устанавливается нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 15. Субъекты, подлежащие постановке на оперативно-превентивный учет

Субъектами, подлежащими постановке на оперативно-превентивный учет в качестве лиц, причастных к организованной преступности, являются организаторы преступных формирований и их члены, достигшие совершеннолетия на момент постановки на учет.

Статья 16. Основания постановки на оперативно-превентивный учет

Основанием для постановки на оперативно-превентивный учет являются располагаемые органом по борьбе с организованной преступностью и иными государственными органами, наделенными правом производства оперативно-розыскной деятельности, сведения и информации, в том числе оперативные, которые свидетельствуют о принадлежности лица к организованным преступным формированиям и раскрывают активное участие этого лица в их незаконной деятельности или указывает на его руководящую роль в преступном формировании.
Информация, полученная иными государственными органами, наделенными правом производства оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке представляется в орган по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
Взаимодействие органа по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Кыргызской Республики с другими государственными органами, наделенными правом производства оперативно-розыскной деятельности,
осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
2. Источниками сведений и информации, указанных в настоящей статье, являются все средства, допускаемые действующим законодательством Кыргызской Республики в том числе законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 17. Сроки действия постановки на оперативно-превентивный учет

1. Сроки действия постановки на оперативно-превентивный учет составляют от шести месяцев до трех лет с момента вынесения постановления должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью, с уведомлением прокурора копией постановления о постановке лица на оперативно-превентивный учет.
После истечения установленного срока, лицо, поставленное на оперативно-превентивный учет, признается не состоящим на таком учете с вынесением постановления должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью с согласия прокурора.
2. Если в указанный период лицо, поставленное на оперативно-превентивный учет, продолжает оставаться участником преступного формирования, то оно подлежит повторной постановке на учет.
3. Если лицо, поставленное на оперативно-превентивный учет, подвергалось административному взысканию за нарушение мер административного ограничения либо осуждено к лишению свободы за совершение умышленного преступления, установленный срок начинает исчисляться с момента отбытия административного взыскания или уголовного наказания.

Статья 18. Права должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью, осуществляющего контроль за лицом, поставленным на оперативно-превентивный учет

1. Уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью, осуществляющее контроль за лицом, поставленным на оперативно-превентивный учет, вправе:
1) в установленном законом порядке осуществлять оперативно-розыскные действия;
2) требовать от лица явки и получать объяснения по поводу проверяемых обстоятельств;
3) требовать представления данных о получаемых доходах;
4) обращаться к руководителям предприятий, учреждений и организаций относительно представления входящей в их компетенцию информации о находящемся под контролем лице;
5) требовать от лица информировать орган об изменении места жительства или характера деятельности.
2. Лицо обязано выполнять законные указания и требования, осуществляющего контроль уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью.
За невыполнение законных указаний и требований данное лицо несет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
3. Уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью, осуществляющее контроль за лицом, обязано обеспечить охрану информации, составляющей государственную, военную, служебную, коммерческую и
банковскую тайну, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
За разглашение информации, составляющей государственную, военную, служебную, коммерческую и банковскую тайну, должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 19. Основания для снятия с оперативно-превентивного учета

1. Снятие лица с оперативно-превентивного учета осуществляется на основании постановления должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью с уведомлением прокурора копией постановления:
1) ранее установленного срока, если полученные данные свидетельствуют о том, что превентивными мерами воздействия достигнуты цели постановки на учет;
2) по истечении установленного срока при отсутствии основания для его продления;
3) в случае признания решением суда постановки на учет незаконной;
4) в случае смерти лица, поставленного на учет.
2. Решение о снятии с оперативно-превентивного учета сообщается лицу письменным уведомлением.

Статья 20. Виды возлагаемых судом обязанностей

1. Суд после получения ходатайства о назначении возлагаемых судом обязанностей и ознакомления со всем материалом, представленным уполномоченным должностным лицом органа по борьбе с организованной преступностью, может назначить лицу одно или несколько следующих обязанностей:
1) не менять постоянного места жительства без уведомления осуществляющего контроль уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью;
2) не поддерживать связь с конкретно перечисленными лицами непосредственно, через других лиц, с помощью технических и иных средств;
3) информировать уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью, осуществляющее контроль, обо всех ему известных сделках, стоимость которых превышает пятьсот расчетных показателей;
4) передать на временное хранение в органы внутренних дел Кыргызской Республики огнестрельное оружие, приобретенное законным путем, не иметь и не хранить другое оружие.
5) не выезжать без уведомления осуществляющего контроль уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью за границу Кыргызской Республики.
2. При назначении возлагаемых судом обязанностей, суд устанавливает их продолжительность от одного до шести месяцев и может продлить на срок до одного года на основании постановления уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью.

Статья 21. Порядок назначения возлагаемых судом обязанностей

1. Уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью, исполняя указание руководителя о целесообразности назначения лицу возлагаемых судом обязанностей, вправе вызвать лицо для опроса по выполнению судебного акта (решения суда).
2. Руководитель органа по борьбе с организованной преступностью уполномочивает должностное лицо подготовить мотивированное ходатайство о возложении судом обязанностей.
3. В ходатайстве о назначении лицу возлагаемых судебным актом обязанностей указываются:
1) фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного должностного лица, составившего мотивированное ходатайство;
2) фамилия, имя, отчество, место жительства, характер работы (занятия), основные источники доходов, семейное положение лица, которому предлагается назначить возлагаемые судом обязанности;
3) мотивы, на которых основывается необходимость применения возлагаемых судом обязанностей;
4) виды, продолжительность и условия возлагаемых обязанностей, предлагаемых для назначения;
5) прилагаемые к ходатайству материалы, свидетельствующие об общественной опасности лица.
4. Ходатайство о возложении судом обязанностей рассматривается судом при участии лица, которому предлагается назначить возлагаемые судом обязанности, и уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью.
5. Ходатайство о возложении судом обязанностей рассматривается судом в закрытом судебном заседании в течение 24 часов. Ознакомившись с материалом и выслушав объяснения, суд выносит решение о назначении лицу возлагаемых судом
обязанностей или выносит мотивированный отказ в их назначении.
6. Лица, участвующие при рассмотрении вопроса о назначении возлагаемых судом обязанностей, вправе давать суду объяснения. Суд имеет право ознакомиться со всеми представленными уполномоченным должностным лицом органа по борьбе с организованной преступностью материалами без оглашения.
Разглашение сведений о представленных материалах влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
7. Возлагаемые судебным актом обязанности могут назначаться на срок от одного до шести месяцев и могут быть продлены судом на срок до одного года на основании постановления уполномоченного должностного лица органа по борьбе с организованной преступностью.
8. Лицо, которому были назначены возлагаемые судом обязанности, и уполномоченное должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью вправе обжаловать судебный акт в вышестоящий суд.
9. Обжалование судебного акта не приостанавливает его исполнение.

Статья 22. Контроль за выполнением возлагаемых судом обязанностей

Контроль за выполнением назначенных судом обязанностей осуществляется органом по борьбе с организованной преступностью.

Статья 23. Последствия невыполнения возлагаемых судом обязанностей

1. Лицо, нарушившее установленные судом обязанности, несет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Основания и порядок проверки финансового и имущественного положения

1. Проверяемые лица обязаны представить документы, подтверждающие правомерность приобретения имущества и законность полученных доходов с участием лица, поставленного на оперативно-превентивный учет.
2. Орган по борьбе с организованной преступностью проверяет финансовое и имущественное положение лица, поставленного на оперативно-превентивный учет, его предпринимательскую деятельность за последние пять лет до постановки на оперативно-превентивный учет, а также в период всего срока постановки на оперативно-превентивный учет и возложенных судом обязанностей после вступления в силу судебного акта о включении лица в Список лиц, причастных к организованной преступности.
3. Проверке подлежат преступные связи этого лица, а также все физические и юридические лица, с которыми лицо, поставленное на оперативно-превентивный учет, занималось или занимается совместной предпринимательской деятельностью в течение указанного выше срока, а также обстоятельства владения имуществом, получения доходов лицом, поставленным на оперативно-превентивный учет через третьих лиц.
4. Решение о целесообразности осуществления проверки финансового и имущественного положения принимает руководитель органа по борьбе с организованной преступностью в соответствие с законодательством Кыргызской Республики.
5. Проверка финансового и имущественного положения осуществляется на основании судебного акта по мотивированному постановлению руководителя органа по борьбе с организованной преступностью, согласованного надзирающим прокурором, в котором указываются:
1) фамилия, имя и отчество должностного лица, вынесшего постановление;
2) фамилия, имя и отчество лица (или лиц), в отношении которого (которых) проводится проверка;
3) данные, свидетельствующие о необходимости и целесообразности проведения проверки;
4) за какой период времени необходимо провести проверку.
6. Проверку осуществляет должностное лицо органа по борьбе с организованной преступностью с привлечением специалистов из других соответствующих министерств и ведомств Кыргызской Республики.

Статья 25. Лица, в отношении которых может быть осуществлена проверка финансового и имущественного положения

К лицам, в отношении которых может быть осуществлена проверка финансового и имущественного положения, относятся:
1) лица, поставленные на оперативно-превентивный учет;
2) лица, на которых судом в соответствии с настоящим Законом возложены определенные обязанности;
3) иные лица, связанные с лицом, на которое судом возложены определенные обязанности, имевшие отношения по приобретению имущества и доходам, законность которых подлежит проверке в порядке установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 26. Последствия проверки финансового и имущественного положения

1. Незаконные сделки о приобретении имущества и полученные доходы в соответствии с требованиями гражданского законодательства Кыргызской Республики оспариваются в судебном порядке.
2. В отношении сделки по иску прокурора и признанной судом недействительной применяются последствия, предусмотренные гражданским законодательством Кыргызской Республики. Легализированные доходы от преступной деятельности конфискуются в установленном законом порядке.
3. Результаты проверки финансового и имущественного положения в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Кыргызской Республики обжалуются в судебных органах Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ III. БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Статья 27. Функции органа по борьбе с организованной преступностью

1. Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет оперативно-розыскную деятельность и является органом дознания, который принимает предусмотренные законодательством Кыргызской Республики меры по недопущению создания организованных преступных формирований, по разоблачению, разобщению их организаторов, руководителей, других участников, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию их преступной деятельности.
2. Следствие по делам об организованной преступности осуществляют специализированные следственные подразделения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 28. Право органа по борьбе с организованной преступностью на получение информации

1. Орган имеет право в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики по официальному письменному запросу получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) информацию в отношении конкретных лиц, предприятий или учреждений, необходимую ему для решения задач по борьбе с организованной преступностью.
2. Банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органом на основании судебного акта сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению преступлений организованными преступными формированиями.
3. Основанием для предоставления банковскими и коммерческими структурами документов о финансово-экономической деятельности, сведений о вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений организованными преступными формированиями, является мотивированное постановление следователя, на основании судебного акта по возбужденному уголовному делу.

Статья 29. Право органа по борьбе с организованной преступностью на осмотр зданий и транспортных средств

При наличии возбужденного уголовного дела уполномоченное должностное лицо на основании судебного акта и данных, свидетельствующих о нарушении законодательства Кыргызской Республики, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, с привлечением представителей органов финансовой полиции Кыргызской Республики имеет право:
1) беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательской деятельности;
2) проводить, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, с участием собственника имущества либо уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
3) проводить, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, выемки необходимых документов, материальных ценностей, денежных средств, документов кредитных и финансовых операций, а также образцов сырья и продукции;
4) опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
5) досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров;
6) требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
7) получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства Кыргызской Республики.

Статья 30. Полномочия органа по борьбе с организованной преступностью в отношении юридических лиц

При получении данных о создании либо функционировании юридического лица на средства, полученные от преступной деятельности, руководитель органа по борьбе с организованной преступностью в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызской Республики, вносит с согласия надзирающего прокурора ходатайство в суд о ликвидации этого юридического лица.

Статья 31. Взаимодействие деятельности государственных органов Кыргызской Республики в противодействии организованной преступности

1. Орган свою деятельность по противодействию организованной преступности осуществляет в рамках полномочий, определенных законодательством Кыргызской Республики, взаимодействуя со специализированными подразделениями других правоохранительных органов и с иными государственными органами Кыргызской Республики, общественными объединениями, средствами массовой информации и населением.
2. Государственные органы, общественные объединения и их должностные лица, а также граждане обязаны оказывать содействие органу по борьбе с организованной преступностью при решении возложенных на него задач.
3. Государственные органы, участвующие в противодействии организованной преступности, и их территориальные подразделения обязаны передавать органу по борьбе с организованной преступностью оперативную информацию и другие материалы, связанные с организованной преступностью, и оказывать содействие в выполнении поставленных перед ним задач.
4. Национальный банк Кыргызской Республики, фискальные органы в пределах своих компетенций оказывают содействие уполномоченному органу, в необходимых случаях участвуют в проведении проверок и ревизий.

Статья 32. Информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение органа по борьбе с организованной преступностью

1. С целью сбора и сохранения информации о фактах, свидетельствующих об организованной преступности, и лицах, имеющих к ней отношение, в органе по борьбе с организованной преступностью создается централизованный банк данных.
2. Информационная служба органа по борьбе с организованной преступностью взаимодействует с информационными службами соответствующих государственных органов Кыргызской Республики и службами по борьбе с преступностью иностранных государств и может обмениваться с ними необходимыми информациями об участниках преступных формирований и о проявлениях организованной преступности.
3. Финансовое и материально-техническое обеспечение органа по борьбе с организованной преступностью является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Конкретные размеры необходимых для этого средств ежегодно устанавливаются при утверждении республиканского бюджета.
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение органа по борьбе с организованной преступностью может осуществляться за счет иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

ГЛАВА 5. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ
БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Статья 33. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности органом по борьбе с организованной преступностью

Орган осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» для выявления преступных формирований, их экономических основ и пресечения преступной деятельности.

Статья 34. Предварительная проверка финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения физических и юридических лиц

1. При наличии достаточных данных, указывающих на причастность лица к организованному преступному формированию, коррупции или легализации (отмыванию) преступных доходов, сотрудниками органа по борьбе с организованной преступностью до возбуждения уголовного дела на основании судебного акта может быть начата предварительная проверка финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только данного лица, но и других физических и юридических лиц, имуществом, средствами или именем которых это лицо распоряжалось или пользовалось.
2. Орган по борьбе с организованной преступностью вправе привлекать к проведению предварительных проверок специалистов министерств, ведомств и других государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
3. При проведении предварительных проверок руководитель органа по борьбе с организованной преступностью имеет право по письменному требованию получать от министерств, ведомств и других государственных органов, а также от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые информации, документы и материалы, которые представляются незамедлительно.
4. Органу по борьбе с организованной преступностью предоставляется право до возбуждения уголовного дела на основании судебного акта опечатывать и брать под охрану на срок до десяти суток помещения (за исключением жилых) с документами, денежными и материальными средствами, находящимися в них, а также изымать предметы и документы с составлением и вручением соответствующего протокола.
5. По материалам проверки руководитель органа по борьбе с организованной преступностью вправе ходатайствовать перед прокурором о предъявлении иска в суд по отмене регистрации или прекращении деятельности хозяйствующих субъектов, а также о признании недействительными сделок или договоров.

Статья 35. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Основанием для проведения органом оперативно-розыскных мероприятий является одно из следующих обстоятельств:
1) наличие возбужденного уголовного дела в отношении лиц или фактов, имеющих отношение к организованной преступности;
2) ставшие известными органу по борьбе с организованной преступностью сведения:
- о признаках создания или функционирования преступного формирования, а также подготавливаемого, совершаемого или совершенного им или его представителями противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о лицах, имеющих отношение к организованной преступности и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- оперативного характера, полученные в порядке, установленном действующим законодательством Кыргызской Республики, в отношении лиц или фактов, имеющих отношение к организованной преступности;
3) поручения следователя, указания прокурора или определение суда по уголовным делам об организованной преступности, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Статья 36. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц, причастных к организованным преступным формированиям, не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных специально охраняемых законом сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного акта по постановлению руководителя органа по борьбе с организованной преступностью, с соблюдением других установленных законодательством Кыргызской Республики процедур, и при наличии предусмотренных настоящим Законом оснований.
3. Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органа по борьбе с организованной преступностью, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании санкционированного прокурором постановления с соблюдением определенных законодательством процедур.

Статья 37. Правомерность действий лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностными лицами органа по борьбе с организованной преступностью либо лицами, оказывающими им содействие, совершаемое при выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга в пределах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 38. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

1. Результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органом, в совокупности с другими данными могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению, разоблачению, разобщению и раскрытию деятельности преступных формирований, выявлению и установлению лиц, создающих преступные формирования, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также для розыска лиц, имеющих отношение к организованной преступности и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания.
2. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
3. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа по борьбе с организованной преступностью.
4. В случае использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам об организованной преступности, допросу в качестве свидетеля об их подлинности, происхождении и об обстоятельствах их получения подлежат должностные лица органа по борьбе с организованной преступностью, их получившие.

Статья 39. Защита сведений в сфере борьбы с организованной преступностью

1. Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных действий и мероприятий, силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, осуществивших внедрение в преступные формирования, конфидентах органа по борьбе с организованной преступностью и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и могут быть рассекречены только с соблюдением установленных законодательством Кыргызской Республики для этого оснований и процедур.
2. Предание гласности сведений о должностных лицах органа по борьбе с организованной преступностью и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, осуществивших внедрение в преступные формирования, допускается лишь с их согласия в письменной форме в случаях и с соблюдением оснований и процедур, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
3. Материалы, послужившие основанием для принятия прокурором решения о даче санкции на проведение оперативно-розыскного мероприятия хранятся только в органе, осуществляющем соответствующее оперативно-розыскное действие или мероприятие.
4. Оперативно-служебные документы органа по борьбе с организованной преступностью, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, прокурору, судье и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, только в порядке и случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 40. Соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц

1. Запрещается использовать должностных лиц и материально-технические средства органа по борьбе с организованной преступностью для выполнения задач, не отнесенных законами Кыргызской Республики к их компетенции и не связанных с осуществлением борьбы с преступностью.
2. Полученная органом информация, не связанная с совершением преступлений или иных правонарушений, не может быть разглашена и использована во вред правам и законным интересам физических и юридических лиц. Документы и другие материалы, содержащие такую информацию, уничтожаются не позднее чем через три месяца с момента их получения.
3. Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействия) органа по борьбе с организованной преступностью в суд, прокуратуру в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. Ущерб, нанесенный неправомерными действиями органа по борьбе с организованной преступностью, взыскивается с органа, ведущего борьбу с организованной преступностью, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 41. Ответственность руководителей государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций за неисполнение настоящего Закона

Руководители государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, не исполняющие настоящий Закон в пределах своей компетенции, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Статья 42. Контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью

Контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью осуществляют Президент, Жогорку Кенеш и Правительство Кыргызской Республики в пределах полномочий, определяемых Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Статья 43. Прокурорский надзор за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью

1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью осуществляет Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.
2. По требованию уполномоченного прокурора в связи с поступившими материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководитель органа по борьбе с организованной преступностью представляет оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий с соблюдением условий и в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
3. Сведения об организации, конспирированных лицах, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Статья 44. Ведомственный контроль

Руководитель органа по борьбе с организованной преступностью несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении предусмотренных настоящим Законом специальных мер и оперативно-розыскных мероприятий.

ГЛАВА 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Статья 45. Международное сотрудничество в противодействии организованной преступности

1. Сотрудничество в противодействии организованной преступности с соответствующими органами иностранных государств по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия организованной преступности осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на основании международных договоров и соглашений, вступивших в силу в установленном законом порядке.
2. Координация общих вопросов международного сотрудничества по противодействию организованной преступности осуществляется через Министерство иностранных дел Кыргызской Республики.

Статья 46. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент
Кыргызской Республики Р. Отунбаева


http://www.gov.kg/?p=3000