Hotline


Международный терроризм как фактор мировой политики.

 Версия для печати

 

Шарбатулло Содиков, к.ю.н.
Екатерина Резникова, к.и.н.

Актуальность проблемы обусловлена самими национальными интересами России, обеспечение которых в мировом сообществе сталкивается с новыми вызовам и особенно угрозами.

 

Многие последователи окрестили терроризм «чумой XXI века», помня о небывалых темпах его развития, мощной научно-технологической базе и растущем количестве участников террористических акций. Но данный подход является несколько пессимистичным, поскольку он не отслеживает пределов терроризма во времени и пространстве, а выдвигает эту глобальную угрозу в число непобедимых. Мы с этой оценкой не согласны, и наши последующие рассуждения будут посвящены обоснованию тезиса о конечности терроризма как политического явления.

В 1991 г. распался СССР, и с ним кончилась эпоха биполярности в международных отношениях; наступила эра постмодерна. Мощнейшие цивилизационные потоки хлынули на территорию бывшей второй половины мира, пребывавшей под тоталитарным влиянием Советского Союза. Именно тогда (до событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке) стал ощущаться избыток информации и еще преобладал внутренний терроризм. Информационное поле стало менее напряженным после терактов в США 11 сентября 2001 г., когда глобализация уже прошла известный путь, и стал ощущаться недостаток информации, в том числе и о международном терроризме, который, на наш взгляд и определяет современную эпоху, эпоху глобализации. Известная разряженность информационного поля определяет сегодня иллюзию потери контроля над международным терроризмом и мнение о его непобедимости. Восстановление информационного поля возможно в случае победы в первую очередь над кибертерроризмом: путем укрепления гуманистической идеологии среди населения Земного шара, чтобы совместными усилиями отслеживать террористов. Механизм и алгоритм этой будущей работы: неприятие террористических сайтов, отвлечение молодежи от идей международного терроризма, массовое антитеррористическое выступление в Интернете.

Особенностями терроризма до 11 сентября 2001 г. в этом контексте можно считать: его преимущественно внутренний характер, целеполагание международного терроризма – завоевание власти в отдельно взятой стране, насилие с его самодовлеющей, немотивированной ролью, слабое присутствие сетевых принципов организации, идеологические лозунги, лишенные тезиса о борьбе против глобализации. Международный терроризм развивался и тогда, с 1991 г., эпохи начала глобализации, когда принципы глобализма только-только стали очевидны с их экономической, политической и культурной унификацией и сменили мир модерна. К этому периоду относится и проникновение сети Интернет во все уголки мира и начало освоения ею ментальности, сложившейся к концу XX в. в человеческих общностях. К этому же времени относится появление и первого недовольства этими процессами, а именно унификацией национальных черт и особенностей в существующих нациях-государствах. В целом сейчас можно говорить о том, что ответом стали качественные изменения в характере международного терроризма, который стал приобретать и некоторые глобальные черты: сетевой принцип организации, идеология сопротивления глобализации, разветвленная сеть финансовых поступлений за счет незаконных заработков, сращивание с организованной преступностью, организационное укрупнение.

Международный терроризм эпохи победы глобализации характеризуется также и ростом государственного терроризма (Ирак С. Хуссейна, талибский Афганистан и др.). Такая террористическая деятельность нашла поддержку в других государствах (в частности, характеризующихся идеологией исламского фундаментализма, как, например, Саудовская Аравия), что приводит прежде всего к поставке в ряды террористов совсем молодых людей, представителей уже новой эпохи, эпохи глобализации. Международный терроризм из пределов таких государств распространяется наподобие ядерной реакции, неся угрозу всему мировому сообществу, и только победа принципов гуманизма в области международного права и внешней политики может привлечь к участию в борьбе с ним все население планеты, которое может в будущем подвергнуться в будущем воздействию и ядерного терроризма.

Существует мнение, что в эпоху после крушения биполярности в международных отношениях терроризм вообще вместо формирования «нового мирового порядка» (С. Хантингтон) спровоцировал «новый мировой беспорядок». На наш взгляд, это мнение ошибочно, поскольку, если обратиться к феномену глобализации, то ее организующая роль в процессе становления новых национальных и транснациональных структур власти, экономики и др. очевидна. Но, тем не менее, из числа угроз терроризм (и международный терроризм) не выбывает.

К характеристике международного терроризма можно отметить, что его социальная ниша – не в сетях, а в институциях. Но, поскольку терроризм не оформляет себя государственно, то он имеет самодовлеющее значение, сам себя уничтожая. На практике это отражается в зонировании (районировании) изучаемого нами международного терроризма: «серые зоны» мировой политики возникают и пропадают. Проверено, что единого террористического центра не существует, поэтому терроризм вообще стоит оценивать как явление, ограниченное во времени и пространстве. Геополитическая судьба международного терроризма – это поглощение его государственными институтами, а затем сетями (в частности, спецслужб). Повышение уровня глобализации является рецептом против терроризма, поскольку: последний процветает в основном в мафиозных государствах, наследниках колониальных режимов, носителями идеологии терроризма являются там потомки компрадоров, не заинтересованных в инвестициях – чтобы занять все население в экстенсивной экономике жаркого климата и не потерять власть над этими людьми, жаркие страны с низко производительностью труда в экстенсивной экономике – очаги терроризма, поскольку пенсионный возраст не может быть 60 лет и для женщин, и для мужчин, и невыносимые условия труда и «отсталость» людей 45 – 60 лет от участия от строительства демократии только способствуют развитию фундаменталистских течений и затем, во многих случаях, терроризма.

Терроризм представляет собой прежде всего политическое явление со многими формами проявления, каждая из которых обладает специфическими отличиями. Проблема нахождения единого определения феномену терроризма на международном уровне является одной из сложных проблем, стоящих на пути эффективного противодействия угрозе.

Тем не менее, государствам трудно сойтись на едином понимании данного явления, поскольку иногда предложенные на рассмотрение определения не приемлемы для тех или иных государств. Чаще всего они не совпадают с национальными интересами отдельных стран, ведь каждое из них защищает свою власть, национальную безопасность и суверенитет. Несмотря на то, что значение термина "терроризм" изменилось за несколько веков, некоторые особенности "режима террора" характерны и для современного терроризма:

во-первых, терроризм - это глубоко продуманное, целенаправленное, организованное в систему и повторяющееся действие;

во-вторых, цель террористической деятельности, как правило, политическая;

в-третьих, террор служит средством к достижению поставленных задач, а не самоцелью.

Понятие террора ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения. Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидности театра, побеждающего террор через закон. Доктрина превращение страха в орудие власти принадлежит якобинцам и подробно изложена в сочинениях Марата1.

Международный терроризм можно определить как терроризм, несущий угрозы за пределы страны своего происхождения.

В российском законодательстве (ФЗ "О борьбе с терроризмом" и УК РФ19) существует два определения терроризма, которые также говорят о действиях террористов в целях "нарушения общественной безопасности, устрашения населения" или же "оказания воздействия на принятие решений органами власти".

Сравнительный анализ национальных законодательств помогает выявить возможную степень сотрудничества в вопросе выработки общего определения. Очевидно, что потенциально оно возможно. Однако, как свидетельствует опыт Специального комитета ООН по международному терроризму, серьезные разногласия между государствами сохраняются. Это обусловлено существованием среди политических элит различных стран серьезных расхождений в понимании международной и национальной безопасности, наличием многочисленных национальных школ права, противоречиями между национальными интересами многих государств, различным положением последних в системе международных отношений. Некоторые исследователи полагают, что отдельные крупные страны не желают связывать себя заранее некими твердыми обязательствами, а малые боятся произвольного применения против них санкций и военной силы.

После событий 11 сентября 2001 г. сотрудничество проходит в рамках международных организаций на двусторонней и многосторонней основе по различным направлениям (сотрудничество спецслужб, финансовых институтов, законотворческих органов, научных центров и организаций). Поскольку вопрос эффективности борьбы с терроризмом зависит от координации действий и хорошей организации процесса по всем направлениям, то политическая составляющая представляется важнейшим компонентом в данном вопросе.

Несомненно, говорить о существенных результатах в борьбе с терроризмом еще слишком рано. Некоторые инициативы международных организаций принесут желаемые результаты, некоторые будет сложно осуществить и они, по всей видимости, останутся на бумаге. Тем не менее, уже сейчас ясно, что сотрудничество на международном уровне в рамках международных организаций необходимо, поскольку в одностороннем порядке невозможно противостоять угрозе терроризма. В настоящий момент можно уже говорить о наличии достаточно большой международной базы по борьбе с терроризмом, которую необходимо систематизировать и проанализировать для определения тех недоработок, которые важно устранить.

Ярким примером регионального сотрудничества является СНГ. Сотрудничество государств - участников Содружества по борьбе с терроризмом осуществляется как в рамках уставных органов СНГ, таких как Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров внутренних дел, Совет министров обороны, так и на уровне внутренних органов государств2.

В качестве примера можно привести ряд мер по борьбе с терроризмом, предпринятых в рамках СНГ.

В июне 1999г. был подписан Договор о сотрудничестве государств- участников СНГ в борьбе с терроризмом, который является правовой основой осуществления взаимодействия стран Содружества в вопросах предупреждения, выявления пресечения и расследования актов терроризма.

В июне 2000 г. была принята Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма до 2003 года.

Правоохранительными органами государств-участников СНГ были проведены согласованные оперативно-профилактические и специальные операции, направленные на принятие превентивных мер и пресечение актов терроризма и деятельности транснациональных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия, наркотиков и нелегальной миграцией.

С 1 декабря 2000 г. начал функционировать Антитеррористический центр государств-участников СНГ.

Стоит напомнить, что недавно правительство США исключило из списка террористических организаций революционное движение МЕК, а по сообщениям некоторых СМИ — еще и оказывает ему серьезную поддержку3.

В 1997 году США занесли МЕК в список террористических организаций наряду с Аль-Каидой и ХАМАС, а ее деятельность официально стала одной из причин вторжения в Ирак.

Иран и Ирак сегодня по-прежнему считают МЕК террористической группировкой. А вот позиция США резко поменялась. Таким образом, можно сказать, что США и НАТО нарушали нормы международного права, а именно резолюцию Совета Безопасности ООН 1566 (2004 г.).

Следует отметить, что борьба с международным терроризмом, если будет продолжаться в двойном международном стандарте, то терроризм будет победить сложно.

1 См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / М.; Изд-во ЭКСМО. / Пресс, 2001 / С.170.

2 Нагиева А.А. Сотрудничество государств - участников СНГ в области борьбы с терроризмом//JUSTICEMAKER.RU. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=1874 (дата обращения: 16.03.2013).

3Иранские террористы стали для США «оппозиционерами»//RUSSIAN.RT.COM: ежедн. интернет-изд. URL: http://russian.rt.com/Politics/2470 (дата обращения: 11.03.2013).

http://nasledie.ru/node/1676