Hotline


Антикоррупционная политика РФ и ее субъектов: состояние и перспективы развития.

 Версия для печати

 

antikorruptsionnaya_politika.docx (0 байт)  

Материалы научно-практического семинара г. Владивосток, 26 февраля 2010 г. В сборнике представлены тезисы выступлений и статьи о проблемах реализации антикоррупционной политики в России. При этом особое внимание уделено состоянию и мерам противодействия коррупции в Приморье.

 

Согласно п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности. В этой связи главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией (п. 38).

В настоящее время коррупция представляет реальную угрозу национальной безопасности России, так как:
- тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, а также само развитие государства в целом;
- расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления, делает неэффективным использование бюджетных средств;
- негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;
- увеличивает имущественное неравенство граждан;
- формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
- является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;
- приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;
- оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
К общим причинам коррупции относятся:
- непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;
- кардинальное изменение государственного устройства;
- необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
- неэффективность управления (незавершенность административной реформы);
- пробельность и неадекватность действующего законодательства;
- состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;
- правовая неграмотность подавляющей части населения страны;
- неэффективность функционирования большинства институтов власти;
- кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию коррумпированным структурам всех уровней власти;
- отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций;
- низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.
Специфика отечественной коррупции состоит в:
- наличии широко разветвленной теневой экономики и значительных незаконных доходах, большая часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;
- неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
- неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
- сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;
- наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
- слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;
- отсутствии парламентского и общественного контроля;
- минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.);
- исключительной, по сравнению с другими государствами, монополии чиновничества на принятие решений;
- большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;
- широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;
- вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
- постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений;
- коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;
- международной направленности российской коррупции;
- беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления российского государства – институте кормления. В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем. По данным опроса ФОМ, 29% россиян хотя бы раз взятку давали, а 44% - готовы дать ее, если попросят .
По мнению экспертов, коррупция наиболее распространена в тех субъектах РФ, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества хозяйствующих субъектов. К числу наиболее коррумпированных территорий страны относятся: мегаполисы, прибрежные и приграничные регионы.
Озабоченность масштабами данной проблемы разделяют также эксперты международной организации «Transparency International» (TI). Согласно их расчетам, на протяжении последних лет рейтинг России на фоне других стран СНГ неуклонно снижался, в результате чего она оказалась в перечне самых коррумпированных стран мира. По итогам 2009 г. в списке из 180 стран Россия занимала 146-е место с показателем в 2,2 балла.
* Индекс восприятия коррупции (ИВК) ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований коррупции, проводимых независимыми организациями и институтами.
* Балл ИВК отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции).
Не менее критично оценивает ситуацию в России и американская организация «Global Integrity» (GI). Согласно ее исследованиям, РФ входит в число стран, успехи которых в борьбе с коррупцией можно назвать «слабыми». В группе стран со «слабым» индексом она уступает лишь Аргентине и Турции. Ниже нас располагаются Кения, Бангладеш, Молдавия, Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан и ряд других стран .
Конечно, можно было бы заподозрить перечисленные организации в предвзятости и упрекнуть в антироссийской риторике, если бы не выводы «GRECO» – международной организации, созданной Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-членов антикоррупционным стандартам СЕ. Согласно ее докладу, коррупция в России представляет собой системное явление, затрагивающее все общество в целом, государственное управление, в том числе и органы, призванные бороться с ней, а также бизнес .
Несмотря на принятие соответствующего законодательства, деятельность правоохранительных органов РФ по борьбе с коррупцией пока не соответствует масштабам данного явления. Так, в 2009 г. было зарегистрировано 46,2 тыс. (2008 г. – 43,5 тыс.) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Гл. 30 УК РФ), в том числе 13,1 тыс. (2008 г. – 12,5 тыс.) фактов взяточничества. При этом выявлено всего 18,4 тыс. (2008 г. – 17,4 тыс.) лиц, их совершивших .
Из 15,5 тыс. уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, возбужденных в 2009 г. следователями СКП РФ, лишь 1,5 тыс. касались лиц с особым правовым статусом. В их числе 900 депутатов и выборных глав органов местного самоуправления и 55 депутатов региональных законодательных органов, 55 членов избиркомов, 23 судьи, 55 прокуроров, около 200 следователей различных органов .
Не способствует усилению превентивного действия закона и судебная практика. Так, в 2009 г. за совершение коррупционных преступлений было осуждено 17 тыс. человек. Из них 3 тыс. - за дачу взятки и 2,3 тыс. - за ее получение. Среди осужденных за взяточничество каждая пятая – женщина, 70% подсудимых получили условный срок. В 10,5% случаев суды выносили приговоры по делам о взятках, сумма которых не превышала 500 рублей; 29 % - от 500 до 3 тыс.; 30 % - от 3 до 10 тыс.; 14 % - от 10 до 30 тыс.; 11 % - от 30 до 150 тыс.; 1,5 % - свыше 1 млн. рублей .

Сухаренко А., Директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при ПИГМУ