Hotline


Совет по правам человека. Доклад по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми.

 Версия для печати

 

Двадцать третья сессия.
Пункт 3 повестки дня.
Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,
включая право на развитие.

 

Доклад Специального докладчика по
вопросу о торговле людьми, особенно
женщинами и детьми, Джой Нгози Эзейло
Резюме
В настоящем докладе Специальный докладчик представляет обзор своей
деятельности за период с 1 августа 2012 года по 28 февраля 2013 года.
Доклад содержит проведенный Специальным докладчиком тематический
анализ интеграции правозащитного подхода и мер, направленных на противо-
действие спросу, который порождает эксплуатацию людей, особенно женщин и
детей, во всех ее формах и ведет к торговле людьми. В нем рассматривается
значение такого спроса в процессе усиления эксплуатации и торговли людьми и
излагается обзор различных международных и региональных правовых и поли-
тических рамок и инициатив, а также различных подходов и мер, осуществляе-
мых государствами и другими заинтересованными сторонами. Кроме того, Спе-
циальный докладчик обращает внимание на ряд нерешенных проблем в контек-
сте интеграции правозащитного подхода и формулирует свод рекомендаций для
их решения.
Организация Объединенных Наций A/HRC/23/48
Генеральная Ассамблея Distr.: General
18 March 2013
Russian
Original: English
A/HRC/23/48
2 GE.13-12284
Содержание
Пункты Стр.
I. Введение .................................................................................................... 1 3
II. Деятельность Специального докладчика ................................................. 2–9 3
A. Участие в конференциях и консультациях ....................................... 3–8 3
B. Посещения стран ............................................................................... 9 4
III. Интеграция основанного на правах человека подхода в осуществление
мер, направленных на противодействие спросу, который порождает
эксплуатацию людей, особенно женщин и детей, во всех ее формах
и ведет к торговле людьми ........................................................................ 10–82 4
A. Введение ............................................................................................ 10–11 4
B. Значение спроса как фактора, усиливающего эксплуатацию
и торговлю людьми, особенно женщинами и детьми ...................... 12–19 5
C. Существующие международные и региональные правовые рамки
и инициативы по противодействию спросу ..................................... 20–34 8
D. Обзор существующих подходов и мер, осуществляемых
государствами и другими заинтересованными сторонами .............. 35–60 12
E. Усвоенные уроки и сохраняющиеся проблемы в деле интеграции
подхода, основанного на правах человека ....................................... 61–82 19
IV. Выводы и рекомендации ........................................................................... 83–85 24
A/HRC/23/48
GE.13-12284 3
I. Введение
1. Настоящий доклад представляется во исполнение резолюции 17/1 Совета
по правам человека. В нем содержится краткий обзор деятельности Специаль-
ного докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и деть-
ми, за период с 1 августа 2012 года по 28 февраля 2013 года и излагается тема-
тический анализ интеграции основанного на правах человека подхода и мер,
направленных на противодействие спросу, который порождает эксплуатацию
людей, особенно женщин и детей, во всех ее формах и ведет к торговле людьми.
II. Деятельность Специального докладчика
2. Что касается деятельности, осуществленной в период с 1 марта 2012 года
по 31 июля 2012 года, то Специальный докладчик ссылается на свой последний
доклад, представленный Генеральной Ассамблее (A/67/261). Ее деятельность в
период с 1 августа 2012 года по 28 февраля 2013 года кратко описывается ниже.
А. Участие в конференциях и консультациях
3. 28 февраля 2013 года в ходе двадцать второй сессии Совета по правам че-
ловека Специальный докладчик приняла участие в параллельном мероприятии
на тему "Доступ женщин к правосудию: модели, стратегии и практика на мес-
тах", которое было организовано Международной организацией по праву раз-
вития.
4. 12−13 ноября 2012 года Специальный докладчик созвала в Анкаре двух-
дневное экспертное совещание по вопросам, касающимся торговли людьми и
каналов поставок, в частности чтобы подробнее обсудить стандарты, которые
применимы в отношении предприятий в рамках борьбы с торговлей людьми в
контексте каналов глобальных поставок. В ходе этих консультаций междуна-
родные эксперты из различных групп заинтересованных сторон обменялись
информацией о современных тенденциях, оптимальных видах практики и усво-
енных уроках в рамках борьбы с торговлей людьми в контексте каналов гло-
бальных поставок и обсудили элементы возможных стандартов и показателей в
целях обеспечения каналов поставок, свободных от торговли людьми. Краткий
отчет о работе экспертного совещания содержится в добавлении к настоящему
докладу.
5. 26 октября 2012 года в качестве участника дискуссии на тему о торговле
людьми и незаконном ввозе мигрантов в контексте международного права Спе-
циальный докладчик приняла участие в Семинаре по торговле людьми и неза-
конному ввозу мигрантов, который организовал в Сантьяго Национальный ин-
ститут прав человека Чили.
6. 18 октября 2012 года Специальный докладчик приняла участие в Конфе-
ренции "Совместные усилия по искоренению торговли людьми: путь вперед",
которая была организована в Брюсселе Кипром, председательствующим в Сове-
те Европейского союза, и Европейской комиссией в связи с проведением Меж-
дународного дня борьбы с торговлей людьми.
7. 16 октября 2012 года она приняла участие в шестой сессии Конференции
участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснацио-
нальной организованной преступности в Вене. Она выступила на сессии с заяв-
A/HRC/23/48
4 GE.13-12284
лением, в котором выделила значение многостороннего и регионального со-
трудничества для смягчения факторов, делающих людей уязвимыми для тор-
говли; затронула вопросы о разработке и эффективном осуществлении страте-
гий по предотвращению торговли людьми и о принятии соответствующих стан-
дартов; а также описала потенциальную роль частного сектора в борьбе с тор-
говлей людьми.
8. 28−30 сентября 2012 года Специальный докладчик выступила с докладом
на "Атлантических диалогах" − ежегодной встрече лидеров государственного и
частного секторов из стран бассейна Атлантического океана, которая проводит-
ся для обсуждения межрегиональной тематики, начиная с проблемы безопасно-
сти и заканчивая вопросами экономики и миграции.
В. Посещения стран
9. По приглашению правительств соответствующих стран Специальный
докладчик 11−17 апреля 2012 года посетила Объединенные Арабские Эмираты,
14−18 мая 2012 года − Габон и 5−9 ноября 2012 года − Филиппины. Полные
доклады об этих визитах содержатся в добавлениях к настоящему докладу.
III. Интеграция основанного на правах человека подхода
и мер, направленных на противодействие спросу,
который порождает эксплуатацию людей, особенно
женщин и детей, во всех ее формах и ведет
к торговле людьми
А. Введение
10. В своем первом докладе Совету по правам человека (A/HRC/10/16) Спе-
циальный докладчик подчеркнула сохранение крайне высокого спроса и пред-
ложения в контексте торговли людьми, а также необходимость проведения тща-
тельного исследования спроса. Специальный докладчик отметила, что различ-
ные эксперты Организации Объединенных Наций приходили к разным выводам
в отношении того, какие меры являются адекватными для противодействия
спросу, особенно спросу на сексуальные услуги1.
11. В течение последнего десятилетия те, кто ведет борьбу с торговлей
людьми, обсуждают, какие меры необходимо принять для противодействия
спросу и какие действия доказали свою эффективность. Ответы на эти вопросы
найти, как оказалось, довольно сложно. Одна из причин заключается в том, что
термин "спрос" до сих пор толкуется по-разному: некоторые государства и ор-
ганизации делают акцент на мерах, направленных на противодействие эксплуа-
тации, связанной с оказанием услуг, особенно сексуальных, и эксплуатации
проституции другими, считая необходимым побуждать мужчин и мальчиков не
оплачивать коммерческие сексуальные услуги при любых обстоятельствах, не-
зависимо от того, были или нет предметом торговли женщины, девочки или
1 Промежуточный доклад Специального докладчика Генеральной Ассамблее, A/65/288,
пункты 32–34.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 5
мужчины и мальчики, которым они платят за секс2. Другая причина кроется в
том, что решение проблемы спроса требует признания приоритетности мер в
тех местах, где подвергаются эксплуатации ставшие предметом торговли люди3,
а не в местах (и государствах), где взрослых и детей вербуют для последующей
продажи, а эксплуатируют в иных местах. Это было проблемой для государств,
которые либо вообще не осознают масштабы осуществляемых на их террито-
рии торговли и эксплуатации людей, либо отказываются признать масштабы та-
ких противоправных действий (следовательно, они не считают меры по преду-
преждению торговли людьми приоритетными). Это также требует анализа и
прояснения факторов, позволяющих удовлетворять спрос посредством эксплуа-
тации ставших предметом торговли людей, в том числе экономических, соци-
альных и культурных факторов.
В. Значение спроса как фактора, усиливающего эксплуатацию
и торговлю людьми, особенно женщинами и детьми
12. В предыдущем докладе Специального докладчика (A/HRC/10/16, пунк-
ты 51–52) отмечалось:
«Определение спроса, который является экономическим термином,
можно адаптировать для контекста торговли людьми, охарактеризовав его
как стремление использовать "труд, который является эксплуататорским,
или услуги, которые нарушают права человека лица, предоставляющего
такие услуги". Сюда относится спрос на сексуальную эксплуатацию; на
дешевый труд и домашнюю прислугу; на извлечение и продажу органов;
на незаконное усыновление/удочерение и принудительные браки; на пре-
ступные виды деятельности или попрошайничество, либо на эксплуата-
цию в период прохождения службы в вооруженных силах…". Связанный
со спросом аспект проблемы торговли людьми затрагивает характер и
масштабы эксплуатации лиц, ставших объектами торговли, после их при-
бытия в место назначения, а также социальные, культурные, политиче-
ские, экономические, правовые и относящиеся к развитию факторы, ко-
торые формируют спрос и содействуют процессу торговли людьми". По-
этому под ним не следует подразумевать "лишь спрос на проституцию,
труд или услуги жертв торговли людьми. Спрос, скорее, должен толко-
ваться расширительно как любой акт, который поощряет эксплуатацию в
любой ее форме, что в свою очередь ведет к торговле людьми"».
13. Глобальная инициатива Организации Объединенных Наций по борьбе с
торговлей людьми (ГИБТЛ-ООН) определила три уровня спроса, связанного с
торговлей людьми: спрос работодателей (хозяев, административных работников
или субподрядчиков); потребительский спрос на услуги проституток (в секс-
индустрии), корпоративных потребителей (в обрабатывающем секторе), членов
2 См. добавление к докладу Специального комитета по разработке Конвенции
против транснациональной организованной преступности о работе его
первой−одиннадцатой сессий, A/55/383/Add.1, пункт 64.
3 См. Рекомендуемые принципы и руководящие положения по вопросу о правах
человека и торговле людьми: комментарий (публикация Организации Объединенных
Наций, в продаже под № R.10.XIV.1), стр. 115.
A/HRC/23/48
6 GE.13-12284
домохозяйств (труд домашней прислуги); и спрос третьих сторон, вовлеченных
в процесс4.
14. В контексте спроса, усиливающего эксплуатацию людей и приводящего к
торговле людьми, можно провести различия между прямым и производным
спросом. Прямой спрос − спрос на какую-либо услугу, которая конкретно ока-
зывается тем или иным лицом, подвергаемым одной из форм эксплуатации, пе-
речисленных в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми,
особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности (Протоколе о торговле людьми). Спрос является также прямым,
когда речь идет о спросе на товары, производимые каким-либо лицом, которое
становится предметом торговли и подвергается одной из форм упомянутой вы-
ше эксплуатации. Среди примеров прямого спроса можно назвать спрос на до-
машнюю прислугу или спрос на осуществляющих медицинский уход лиц, у ко-
торых нет никакой иной альтернативы, кроме как повиноваться. Таким спросом
является, как правило, спрос либо на мигрантов, либо на детей в условиях, ко-
гда соответствующие работники не могут (или не вправе) уйти от своего рабо-
тодателя, − в условиях, которые иногда прямо определяются в действующем за-
конодательстве соответствующего государства-участника, и для которых иногда
характерно отсутствие мер защиты, особенно детей, − спрос на конкретные
коммерческие сексуальные услуги, которые нельзя получить от иных лиц, кро-
ме тех, кто стал предметом торговли. "Производный спрос" является не прямым
спросом на услуги лица, ставшего предметом торговли или эксплуатации, или
на товар, который они помогают производить, а спросом на нечто иное, как
правило, спросом на исключительно дешевые продукты или услуги. В то же
время, в ряде случаев представляется очевидным, что такую услугу или такой
товар вряд ли можно получить от лиц, не ставших предметом торговли. Среди
примеров "производного спроса" можно назвать спрос работодателя на деше-
вую и послушную рабочую силу; спрос предприятий или учреждений на про-
дукты или услуги других (в частности, в рамках того, что называется "каналом
поставки"), иногда в других странах; спрос потребителя на дешевые товары или
какие-либо конкретные услуги5.
15. На основе результатов исследования, проведенного в пяти азиатских
странах (в шести секторах приносящей доход деятельности), в докладе Между-
народной организации труда (МОТ) был сделан вывод о том, что "торговля
людьми является чаще всего результатом неоспариваемой способности работо-
дателей создавать их собственные − зачастую приводящие к эксплуатации − ус-
ловия труда для женщин и детей в неформальных "скрытых" секторах, где они
могут легко извлекать пользу из изъянов законодательства6. В том же докладе
отмечается, что "факторы спроса и предложения тесно взаимосвязаны… Нище-
та и надежда на получение лучшего заработка побуждают тысячи людей… миг-
рировать и искать работу в нерегулируемых и неформальных секторах, где они
крайне уязвимы с точки зрения эксплуатации. Такое избыточное предложение
рабочей силы… повышает уровень спроса, которого в противном случае не бы-
ло бы"7.
4 Сборник методических пособий по вопросам борьбы с торговлей людьми (публикация
Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.08.V.14), стр. 457.
5 См. Рекомендуемые принципы и руководящие положения по вопросу о правах человека
и торговле людьми: комментарий, стр. 110.
6 Demand Side of Human Trafficking in Asia: Empirical Findings (Bangkok, 2006), p. 3.
7 Ibid., pp. 2–3.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 7
16. Предприятия, которые используют лиц, ставших предметом торговли,
стремятся свести к минимуму производственные издержки и максимально уве-
личить свои доходы посредством отказа от выплаты адекватной заработной
платы, введения излишне продолжительного рабочего дня или иных действий,
идущих вразрез с соблюдением основополагающих санитарных норм и правил
безопасности в условиях, которые неизбежно становятся "грязными", сложны-
ми или опасными. Законно действующие предприятия могут также извлекать
максимум выгоды, поручив наем своих работников поставщику рабочей силы,
который использует методы, связанные с торговлей людьми, такие как долговая
кабала или запугивания.
17. Что же касается услуг, которые оказывают лица, ставшие предметом тор-
говли, то тот, кто покупает или использует такие услуги, как сексуальные услу-
ги, уход за престарелыми или больными либо труд домашней прислуги, вступа-
ет обычно в непосредственный контакт с эксплуатируемым лицом. В то же вре-
мя потребители, стремящиеся купить дешевые товары, как правило, не имеют
никаких личных контактов и зачастую вообще находятся в другой стране. Од-
нако в обоих случаях можно представить, что пользователи предоставляемых
услуг не знают о том, что лица, участвовавшие в изготовлении товаров или ока-
зывающие им услуги, были предметом торговли или подверглись противоза-
конному насилию или принуждению.
18. В ряде регионов есть конкретный спрос на детей для работы в условиях,
которые противоречат международно признанным стандартам и зачастую на-
рушают национальное законодательство. Так, работодатели специально ищут
детей для работы в частных домах в качестве домашней прислуги: такие дети
слишком молоды, чтобы оказывать им сопротивление или создавать угрозу. Хо-
тя не все подобные случаи связаны с торговлей людьми или принудительным
трудом, в некоторых из них дело обстоит именно так. В различных регионах
мира, включая промышленно развитые страны, "хозяева" попрошаек также соз-
нательно ищут подходящих детей8.
19. В целом ряде случаев за последнее десятилетие высказывалось беспокой-
ство по поводу того, что массовые спортивные мероприятия порождают спрос
на услуги лиц, являющихся предметом торговли, и, соответственно, требуют
принятия превентивных мер, конкретно направленных на противодействие это-
му спросу. Такое беспокойство побудило различные учреждения оповещать пе-
ред спортивными мероприятиями средства массовой информации о том, что в
сети торговцев людьми может попасть значительное число женщин или детей.
Некоторые кампании, проведенные недавно с целью противодействовать спро-
су, связанному со спортивными мероприятиями, вышли на новый уровень, об-
ратив внимание на то, что организаторы спортивных мероприятий несут ответ-
ственность не только за предотвращение оказания ставшими предметом торгов-
ли лицами сексуальных услуг болельщикам, но и за предотвращение торговли
людьми в рамках строительства или производства товаров для продажи во вре-
мя подобных мероприятий.
8 См. Terre des Hommes and United Nations Children’s Fund (UNICEF), Action to prevent
child trafficking in South Eastern Europe: A preliminary analysis (2006).
A/HRC/23/48
8 GE.13-12284
С. Существующие международные и региональные правовые
рамки и инициативы по противодействию спросу
1. Международные правовые и политические рамки и инициативы
20. Основополагающим международным документом, содержащим конкрет-
ные положения о спросе, является Протокол о торговле людьми. В пункте 5 ста-
тьи 9 Протокола устанавливается, что государства-участники принимают или
совершенствуют законодательные или другие меры, например в области обра-
зования, культуры или в социальной области, в том числе путем двустороннего
и многостороннего сотрудничества, направленные на противодействие спросу,
порождающему эксплуатацию людей, особенно женщин и детей, во всех ее
формах, поскольку это ведет к торговле людьми. В Протоколе также упомина-
ются меры предупреждения общего характера, которые необходимо предпри-
нимать для противодействия спросу9, но не говорится ничего более конкретно-
го. В Руководстве, опубликованном для консультирования государств относи-
тельно того, какие меры надлежит принимать для осуществления Протокола,
подчеркивается, что "ослабление спроса… можно достичь частично за счет за-
конодательных или иных мер, направленных против тех, кто сознательно поль-
зуется или не упускает возможности воспользоваться услугами жертв эксплуа-
тации"10.
21. Роль отдельных потребителей в поощрении эксплуатации детей, в том
числе в случаях, когда дети становятся предметом торговли, признается в Фа-
культативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли
детьми, детской проституции и детской порнографии. В этом Протоколе сфор-
мулирована необходимость повышения уровня осведомленности населения в
целях снижения потребительского спроса на торговлю детьми, детскую прости-
туцию и детскую порнографию. Помимо того что Факультативный протокол
обязывает государства-участники карать определенные деяния и действия с по-
мощью криминального или уголовного права, он предусматривает, что государ-
ства-участники "содействуют повышению осведомленности широких кругов
общественности, включая детей, путем обеспечения информирования с исполь-
зованием всех соответствующих средств, просвещения и обучения в отношении
превентивных мер и вредных последствий преступлений, указанных в настоя-
щем Протоколе", и "принимают надлежащие меры, направленные на обеспече-
ние действенного запрещения производства и распространения материалов,
пропагандирующих преступления, указанные в настоящем Протоколе" (пунк-
ты 2 и 5 статьи 9).
22. В Рекомендуемых принципах и руководящих положениях по вопросу о
правах человека и торговле людьми Верховный комиссар Организации Объеди-
ненных Наций по правам человека рекомендовал ряд принципов и руководящих
положений, с тем чтобы права человека ставших предметом торговли лиц нахо-
дились в центре всех усилий, направленных на предотвращение и пресечение
торговли людьми, а также на обеспечение защиты, помощи и восстановления
прав жертв. В этом документе излагаются конкретные рекомендации в отноше-
нии противодействия спросу в рамках превентивных стратегий. В нем подчер-
кивается важное значение противодействия спросу как одной из коренных при-
9 Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности
(ЮНОДК), Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности и протоколов к ней (2004 года), часть 2, пункт 74.
10 Там же.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 9
чин торговли людьми и повышения эффективности соблюдения законодатель-
ства в целях противодействия спросу, а также рекомендуется провести анализ
факторов, порождающих спрос на эксплуатируемую в коммерческих целях про-
ституцию и эксплуатируемый труд, а также принять решительные законода-
тельные, стратегические и другие меры для решения этих проблем. Принцип 2
предусматривает, что государства обязаны по международному праву действо-
вать с должной заботливостью в целях предупреждения торговли людьми, про-
ведения расследований и судебного преследования торговцев людьми и оказа-
ния помощи и защиты людям, ставших предметом такой торговли.
23. В 2010 году Управление Верховного комиссара Организации Объединен-
ных Наций по правам человека (УВКПЧ) опубликовало комментарий к Реко-
мендуемым принципам и руководящим положениям по вопросу о правах чело-
века и торговле людьми, где излагается более подробная информация об осно-
ванном на правах человека подходе к предупреждению торговли людьми, вклю-
чая меры по противодействию спросу.
24. Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе
с торговлей людьми содержит несколько положений о мерах, которые надлежит
принять для снижения спроса, в том числе положение о необходимости приня-
тия "на национальном уровне конкретных мер для борьбы с торговлей людьми
в целях трудовой эксплуатации, а также для принятия мер по просвещению по-
требителей об этих мерах" (пункт 22).
25. В 2011 году в своей резолюции 66/141 Генеральная Ассамблея вновь при-
звала государства "бороться с существованием рынка, который поощряет такую
преступную практику [все формы торговли людьми, в том числе в целях пере-
дачи детских органов ради получения прибыли, детского рабства, сексуальной
эксплуатации детей в коммерческих целях, детской проституции и детской пор-
нографии], и принимать меры для ликвидации спроса, который служит для это-
го питательной средой".
26. В основном международном своде норм об агентствах занятости, в при-
нятой МОТ Конвенции № 181 (1997) о частных агентствах занятости говорится,
что "частные агентства занятости не взыскивают с работников прямо или кос-
венно, полностью или частично никакие гонорары или другие сборы" (пункт 1
статьи 7). Соблюдение этого положения призвано прекратить практику вовле-
чения работников в долговую кабалу агентствами занятости; однако эта Кон-
венция еще не ратифицирована многими государствами11. Конвенция также обя-
зывает государства принимать "все необходимые и надлежащие меры… для
обеспечения адекватной защиты и недопущения злоупотреблений в отношении
трудящихся-мигрантов, набор или трудоустройство которых производились на
их территории частными агентствами занятости" (статья 8). Упоминаемые меры
предусматривают наказание тех частных агентств занятости, которые практи-
куют обман и допускают злоупотребления, включая их закрытие.
27. Ответственность государств по отношению к деятельности предприятий,
работающих на их территории и/или под их юрисдикцией, была в общих чертах
определена в 2011 году в Руководящих принципах предпринимательской дея-
тельности в аспекте прав человека (A/HRC/17/31), которые были разработаны
Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о правах че-
ловека и транснациональных корпорациях и других предприятиях. В них под-
черкивается, что государства обязаны делать все необходимое для обеспечения
11 По состоянию на июль 2012 года принятую МОТ Конвенцию № 181 ратифицировали
23 государства.
A/HRC/23/48
10 GE.13-12284
соблюдения того, что называется "базовым принципом", т.е. "государствам сле-
дует четко заявить, что они ожидают от всех предприятий, домицилированных
на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией, соблюдения прав
человека в рамках своей деятельности" (принцип 2). Там также отмечается, что
государствам, в частности, следует "представлять предприятиям эффективные
руководящие указания относительно методов соблюдения прав человека в рам-
ках их деятельности" и "поощрять и, при необходимости, требовать от пред-
приятий представления информации о том, каким образом они устраняют ока-
занное ими воздействие на права человека" (пункты с) и d) принципа деятель-
ности 3).
2. Региональные правовые рамки и инициативы
28. В целом ряде региональных правовых актов есть положения о противо-
действии спросу. Статья 5 Хартии Европейского союза об основных правах
прямо запрещает торговлю людьми. Директива 2011/36/EU Европейского пар-
ламента и Совета от 5 апреля 2011 года о предотвращении и пресечении тор-
говли людьми и защите ее жертв содержит конкретные положения о противо-
действии спросу. Кроме того, пункт 1 статьи 18 Директивы гласит, что "госу-
дарства-члены принимают надлежащие меры, в частности в сферах образова-
ния и подготовки, для противодействия спросу и снижения спроса, который по-
рождает эксплуатацию, связанную с торговлей людьми, во всех ее формах", а
пункт 4 статьи 18 гласит, что "в целях более эффективного предотвращения и
пресечения торговли людьми посредством противодействия спросу государст-
вам-членам следует рассмотреть вопрос о принятии мер для признания в каче-
стве уголовного преступления пользование услугами, которые являются объек-
тами эксплуатации, упоминаемыми в статье 2, при осведомленности о том, что
данное лицо является жертвой преступления, упоминаемого в статье 2".
29. Стратегия Европейского союза по искоренению торговли людьми на
2012−2016 годы содержит конкретные положения о противодействии спросу.
Предусматривается, что в 2014 году будет создана коалиция европейских пред-
приятий против торговли людьми в целях расширения сотрудничества предпри-
ятий и других заинтересованных сторон, реагирования на возникающие вызовы
и обсуждения мер по предупреждению торговли людьми, в частности в облас-
тях высокого риска. В 2016 году Европейская комиссия планирует разработать
совместно с этой коалицией модели и руководящие принципы по вопросу о
снижении спроса на услуги, оказываемые жертвами торговли людьми, в част-
ности в таких областях высокого риска, как секс-индустрия, сельское хозяйст-
во, строительство и туризм.
30. Несколько соответствующих положений содержится также в Конвенции
Совета Европы о противодействии торговле людьми. Например, ее статья 6 гла-
сит:
"В целях противодействия спросу, порождающему эксплуатацию
людей, особенно женщин и детей, во всех ее формах, поскольку это ведет
к торговле людьми, каждая Сторона принимает или совершенствует зако-
нодательные, административные, образовательные, социальные, культур-
ные или другие меры, включающие в том числе:
а) изучение передового опыта, методов и стратегий;
b) меры, направленные на осознание ответственности и важной
роли средств массовой информации и гражданского общества в воспри-
A/HRC/23/48
GE.13-12284 11
ятии спроса в качестве одной из первопричин, порождающих торговлю
людьми;
с) адресные информационные кампании с участием, в том чис-
ле, в надлежащих случаях, публичных властей и лиц, ответственных за
разработку и принятие политических решений;
d) превентивные меры, включающие школьные просветитель-
ские программы в отношении мальчиков и девочек с особым упором на
недопустимости и пагубных последствиях дискриминации по признаку
пола, важности обеспечения равенства между мужчинами и женщинами,
а также достоинства и неприкосновенности каждого человека".
31. В принятом в 2003 году Организацией по безопасности и сотрудничеству
в Европе Плане действий по борьбе с торговлей людьми рекомендуется "при-
нимать или совершенствовать меры в области законодательства, образования,
культуры или в социальной области, а также, где это применимо, в сфере уго-
ловного права, в том числе путем двустороннего и многостороннего сотрудни-
чества, направленные на противодействие спросу, порождающему эксплуата-
цию людей, особенно женщин и детей, во всех ее формах и ведущему к торгов-
ле людьми". Кроме того, в своем решении № 8/07 о борьбе с торговлей людьми
в целях трудовой эксплуатации Совет министров Организации настоятельно
призвал государства-участники "разработать программы по ограничению ис-
пользуемого некоторыми агентствами по трудоустройству обманного найма, ко-
торый может привести к повышению для людей риска стать объектом торговли
людьми" (пункт 16).
32. В 2004 году в рамках Координируемой меконгской инициативы на уровне
министров против незаконной торговли людьми был принят Меморандум о
взаимопонимании, в котором государства-члены признают "связь между спро-
сом на торговлю людьми и растущим спросом на эксплуатируемый труд и экс-
плуатируемые сексуальные услуги". Там также подчеркивается важное значе-
ние двусторонних соглашений для "стимулирования безопасной, упорядочен-
ной и эффективно регулируемой миграции, поскольку она содействует сниже-
нию спроса на связанные с нелегальной миграцией услуги, из которых могут
извлекать выгоду торговцы людьми", и для побуждения стран назначения,
включая страны вне субрегиона Большого Меконга, к эффективному соблюде-
нию соответствующих национальных законов в целях снижения уровня согла-
сия с эксплуатацией людей, которая стимулирует спрос на труд тех, кто стал
предметом торговли".
33. Резолюция о роли парламента в борьбе с торговлей женщинами и детьми
в регионе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), принятая в
2004 году Межпарламентской организацией АСЕАН, призывает правительства
государств АСЕАН "усилить действующее законодательство и механизмы осу-
ществления, особенно для наказания тех, кто создает спрос на нелегальные сек-
суальные услуги или кто использует силу либо обман для вовлечения женщин и
несовершеннолетних в международную секс-торговлю в контексте защиты прав
жертв торговли людьми".
34. Первоначальный план действий Экономического сообщества западноаф-
риканских государств (ЭКОВАС) (на 2002−2003 годы) предусматривал, что го-
сударства-члены, в партнерстве с НПО, другими группами гражданского обще-
ства, а также с населением и частными средствами массовой информации,
должны готовить и распространять информационно-пропагандистские мате-
риалы, в которых сделан акцент на повышение уровня осознания населением
A/HRC/23/48
12 GE.13-12284
того, что торговля людьми является преступлением, поощряется противодейст-
вие спросу, приводящему к торговле людьми, и особое внимание уделяется тем,
кто, возможно, эксплуатирует жертв торговли людьми, например детей, рабо-
тающих домашней прислугой, или сельскохозяйственных рабочих.
D. Обзор существующих подходов и мер, осуществляемых
государствами и другими заинтересованными сторонами
35. Хотя и сложился широкий консенсус о том, что противодействие спросу
на труд и услуги, которые предоставляют лица, ставшие предметом торговли,
имеет важнейшее значение для предотвращения торговли людьми, в ныне дей-
ствующих правовых актах термин "спрос" не определяется достаточно точно, и
толкование этого термина порождает много споров.
36. Хотя государства, представляя информацию о мерах, принимаемых для
противодействия этому спросу, сообщают об использовании широкого круга
методов − некоторые из них направлены на ограничение предложения12, − Спе-
циальный докладчик признает, что не все превентивные меры, даже конкретно
затрагивающие места, где ставшие предметом торговли лица подвергаются экс-
плуатации, следует рассматривать в качестве мер по противодействию спросу.
Кроме того, в дискуссиях о том, что следует сделать для противодействия спро-
су, многие заинтересованные стороны сосредоточивают свое внимание исклю-
чительно на спросе на сексуальную эксплуатацию в коммерческих целях, осо-
бенно женщин и девочек, не обращая внимания на другие формы спроса, такие
как спрос на эксплуатируемый труд и человеческие органы.
37. Рабочая группа по торговле людьми Конференции участников Конвенции
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности рассмотрела ряд мер, которые государства принимают для проти-
водействия спросу. На шестой сессии Конференции участников Конвен-
ции (15−19 октября 2012 года) была представлена подробная информация о ме-
рах, осуществляемых 33 государствами. Помимо общих мер по борьбе с тор-
говлей людьми, несколько государств представили информацию об их трудовом
законодательстве и кодексе, которые, по их мнению, содействуют сокращению
масштабов торговли людьми в целях использования их принудительного труда.
Одни государства подчеркнули, что они приняли специальное законодательст-
во, регулирующее условия труда, особенно иностранных работников. Другие
сослались на специальное законодательство, направленное на решение пробле-
мы спроса посредством установления ответственности работодателей за управ-
ление их каналами поставок. Несколько государств сообщили о том, что они
решали проблему спроса посредством принятия законодательства, запрещаю-
щего рекламу сексуальных услуг, и введения уголовной ответственности за по-
купку сексуальных услуг. Эти государства отмечали, что такое законодательст-
во призвано ликвидировать основные "факторы стимулирования" торговли
людьми в целях сексуальной эксплуатации. Ряд государств сообщили о созда-
нии механизмов мониторинга с уделением особого внимания: условиям труда
женщин, молодежи и иностранных рабочих, нанятых на временной основе;
оценке подлинности предложений о найме, особенно для иностранных рабочих,
как на временной, так и на постоянной основе; а также обеспечению обязатель-
12 См. доклад Секретариата Конференции участников Конвенции Организации
Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о
передовой практике по решению проблемы сокращения спроса на труд, услуги и
товары, порождающего эксплуатацию других людей, CTOC/COP/2012/4.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 13
ного соблюдения работодателями установленных правил и нормативных поло-
жений, касающихся трудоустройства13.
38. После состоявшегося в 2010 году второго совещания Рабочей группы по
торговле людьми Конференция участников Конвенции Организации Объеди-
ненных Наций против транснациональной организованной преступности ее
Председатель отметила, что государствам-участникам следует принять целый
ряд мер:
"Государствам-участникам следует вводить и активизировать виды прак-
тики, направленные на сокращение спроса на услуги, оказываемые в ус-
ловиях эксплуатации, в том числе рассмотреть меры по регулированию,
регистрации и лицензированию частных кадровых агентств; знакомить
работодателей с этой проблематикой для обеспечения того, чтобы их ка-
налы поставок были свободны от торговли людьми; обеспечить соблюде-
ние норм труда посредством проведения инспекций условий труда и ис-
пользования других соответствующих средств; обеспечить соблюдение
нормативных актов об условиях труда; усилить защиту прав трудящихся-
мигрантов и/или принять меры по сокращению пользования услугами,
оказываемыми жертвами торговли людьми"14.
39. Учреждения Организации Объединенных Наций также обобщили меры,
которые, по их мнению, необходимо принять для противодействия спросу, и
отметили, что:
"В качестве примеров мер по решению проблемы спроса можно привести
меры, направленные на повышение уровня осведомленности; на уделение
внимания и на проведение с учетом гендерных аспектов исследования
всех форм эксплуатации и принудительного труда, а также факторов, ко-
торые поощряют спрос на них; на повышение уровня информированно-
сти населения о товарах и услугах, которые производятся посредством
эксплуатируемого и принудительного труда; на регулирование, лицензи-
рование и мониторинг деятельности частных агентств по трудоустройст-
ву; на побуждение работодателей не допускать в их каналы поставок
жертв торговли людьми или принудительного труда, будь то субподряды
или непосредственно работа на производстве; на обеспечение соблюде-
ния трудовых норм посредством проведения трудовых инспекций и ис-
пользования других соответствующих средств; на поддержку организа-
ции работников; на усиление защиты прав трудящихся-мигрантов и/или
введение уголовной ответственности за пользование услугами жертв тор-
говли людьми или принудительного труда"15.
40. Во время ее посещений стран и из других источников Специальный док-
ладчик получала информацию о самых разных иных мерах, принимаемых госу-
дарствами для противодействия спросу. Она узнала, что меры, необходимые для
противодействия прямому и производному спросу, бывают, как правило, раз-
ными. В случае с прямым спросом (спросом, по сути, на услуги лиц, ставших
предметом торговли) адекватными являются законодательные или иные меры,
13 Там же, пункты 9−11 и 16.
14 Доклад, представленный Председателем Рабочей группы об ее деятельности,
CTOC/COP/2010/6, пункт 66.
15 OHCHR, Office of the United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR),
UNICEF, UNODC, UN-Women and ILO, Prevent, Combat, Protect – Human Trafficking:
Joint UN Commentary on the EU Directive – A Human Rights-Based Approach, (2011)
p. 97.
A/HRC/23/48
14 GE.13-12284
которые непосредственно влияют на решения покупателей. Однако, когда лишь
некоторые из идентичных услуг или товаров, доступных для покупателей, име-
ют отношение к эксплуатации людей, адекватен иной подход: перенос акцента с
конечных покупателей на всех, кто принимает ключевые решения о покупке на
любых предыдущих стадиях движения товара или услуги и способен опреде-
лять, какие товары или услуги связаны либо не связаны с торговлей людьми.
Подобный подход, ориентированный на оказание влияния на решения таких
посредников о покупке с помощью законодательства или иных мер, зачастую
вводит элемент регулирования оказания услуг или поставки товаров. Другие
государства приняли законодательство или политику по регулированию найма и
приема на работу в секторах, в которых в отсутствие такого регулирования тор-
говля людьми представляется вероятной.
1. Предупреждение
41. Как отмечается в Протоколе о торговле людьми, факторы, обусловли-
вающие уязвимость людей с точки зрения торговли людьми и спроса, должны
учитываться в стратегиях, направленных на предупреждение торговли людьми.
Это нашло свое дальнейшее подтверждение в Рекомендуемых принципах и ру-
ководящих положениях по вопросу о правах человека и торговле людьми.
Принципы 4 и 5 и руководящее положение 7 предусматривают, что стратегии по
предупреждению торговли людьми должны рассматривать спрос в качестве од-
ной из первопричин, а государствам следует обеспечить, чтобы их меры учиты-
вали такие факторы, повышающие уязвимость с точки зрения торговли, как не-
равноправие, нищета и другие формы дискриминации. На государства может
быть возложена юридическая ответственность за непринятие адекватных мер
по предупреждению торговли людьми, в том числе мер по противодействию
спросу16. Государства, в которых имеет место или, как предполагается, осуще-
ствляется эксплуатация людей, несут особую ответственность за принятие мер
по противодействию спросу.
42. Меры в области образования предусматривают предоставление учащимся
школ и высших учебных заведений информации о торговле людьми и о равен-
стве мужчин и женщин. Государства также поддерживают инициативы по по-
вышению уровня осведомленности для информирования общественности в це-
лом и отдельных групп населения. В одних информационных материалах для
общественности речь идет о торговле людьми в целом, в других − основное
внимание уделяется конкретно риску того, что покупка определенных услуг
(особенно сексуальных) или товаров будет способствовать эксплуатации людей,
ставших предметом торговли. Таким образом, цель распространения информа-
ции − повлиять на касающиеся расходования средств решения тех, кто получает
эту информацию. Для того чтобы информация действительно содействовала
снижению соответствующего спроса, необходимо распространять ее среди кон-
кретных групп населения, которые были признаны образующими один из фак-
торов спроса или способными повлиять на спрос, а содержание информации
должно быть таким, чтобы оказывать желаемое воздействие. Посещая страны,
Специальный докладчик узнавала о случаях, когда информация не являлась
четко сформулированной или адресной (и, следовательно, не достигала плани-
руемого эффекта). Она пришла к выводу о том, что при разработке, мониторин-
16 Рекомендуемые принципы и руководящие положения: комментарий, стр. 89−93.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 15
ге и оценке таких усилий необходимо, как правило, проводить консультации с
людьми, ставшими предметом торговли17.
43. Целый ряд социальных мер и мер по защите детей направлены на облег-
чение тяжелых социальных и экономических условий, которые также могут по-
ощрять спрос. Государства разных регионов мира сообщают об осуществлении
мер, которые конкретно затрагивают мигрантов, работающих домашней при-
слугой в частных домашних хозяйствах, особенно когда их работодатели поль-
зуются привилегиями, иммунитетами и льготами. В подобных случаях государ-
ства, как правило, делают вывод о том, что мигранты, работающие домашней
прислугой, должны заключать официальный договор, который определяет их
минимальную заработную плату и устанавливает для них максимальное коли-
чество рабочих часов в неделю, а также иные условия18.
44. Сообщалось о некоторых мерах, прямо затрагивающих виды культурной
практики, которые порождают спрос, поощряющий эксплуатацию. Так, напри-
мер, согласно полученным сообщениям, в течение нескольких десятилетий де-
тей продавали в государства Залива из других стран, чтобы использовать их в
качестве наездников на верблюжьих бегах. С 2005 года ряд стран данного ре-
гиона запретили использовать детей как наездников верблюдов.
45. Подаяние нищим характерно для культуры и религиозных верований лю-
дей из многих регионов мира. Когда этим пользуются торговцы людьми (на-
пример, поставляя детей "хозяевам" попрошаек либо нанося увечья детям или
взрослым, чтобы те вызывали больше жалости и зарабатывали больше денег
для "хозяев", отбирающих у них выручку), необходимо реагировать посредст-
вом мер, которые уважают моральные ценности и чувства подающих и одно-
временно содействуют защите нищих, которые стали предметом торговли, и не
поощряют подаяния, которые частично или в значительной степени уходят в
карманы торговцев людьми и/или "хозяев" попрошаек.
46. В подготовленном ею в 2012 году докладе Генеральной Ассамблее
(А/67/261) Специальный докладчик проанализировала проблему торговли
людьми в цепочках поставок предприятиям, включая корпоративную ответст-
венность за предупреждение и пресечение торговли людьми в их цепочках по-
ставок. В этом докладе она отметила, что в условиях глобализации в современ-
ном мире риск торговли людьми в цепочках поставок значителен во всех секто-
рах экономики, и ни государство, ни сами предприятия не принимают адекват-
ных мер для снижения этого риска (там же, пункт 48).
47. Согласно полученным сообщениям, некоторые предприятия принимают
целый ряд мер для предотвращения использования детского труда в целом и
сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях в частности. Предпри-
ятия и другие организации, покупающие у других услуги или товары, могут
осуществлять широкий круг мер по противодействию спросу на эксплуатацию
людей в плане противодействия любому спросу, который они могут порождать
сами (например, стремясь снизить свои производственные издержки за счет
урезания заработной платы), и противодействия спросу других, с кем они со-
трудничают. Многие из этих мер являются добровольными обязательствами
(включая ряд мер, побуждающих то или иное предприятие заключать юридиче-
ски обязательные соглашения с другими предприятиями в его цепочке поставок
или производства). Такие соглашения принимают обычно форму кодексов пове-
17 Доклад Специального докладчика о ее миссии в Таиланд, А/HRC/20/18/Add.2,
пункт 77 с).
18 CTOC/COP/2012/4, пункт 28.
A/HRC/23/48
16 GE.13-12284
дения (соблюдать которые предприятие обязывает своих поставщиков) или до-
кументов о принципах закупочной деятельности. Лишь в некоторых из них ак-
цент делается на прекращении торговли людьми: во многих часто упоминаются
конкретные формы эксплуатации, такие как принудительный труд или детский
труд, в контексте других корпоративных социальных обязательств. Какие-то со-
глашения сопровождаются процедурами имплементации или проверки, которые
призваны контролировать выполнение обязательств всеми заинтересованными
сторонами, но независимость и качество такого контроля бывают разными, что
ставит под сомнение эффективность подобных обязательств.
48. Потребители и инвесторы играют важную роль в оказании давления на
предприятия, с тем чтобы они принимали надлежащие меры. Однако они зави-
сят от точности информации, предоставляемой другими. В этом контексте важ-
ную роль играют журналисты и НПО, изучающие цепочки поставок и произ-
водства, а точную информацию вполне могут представить организации, пред-
ставляющие эксплуатируемых работников или оказывающие им помощь.
49. Есть свидетельства, что, когда предприятия сотрудничают в целях пре-
кращения торговли людьми, они могут добиться значительных результатов.
Так, десять продовольственных корпораций из Соединенных Штатов Америки,
которые занимаются продажей продуктов быстрого приготовления, оказанием
связанных с питанием услуг и реализацией бакалейных товаров, подписали в
2010 году так называемые "справедливые продовольственные соглашения" с
организацией, представляющей интересы сельскохозяйственных рабочих-
мигрантов19. Предприятия розничной торговли, покупающие помидоры в боль-
ших количествах, согласились взять на себя юридическое обязательство "пре-
кращать закупки в случае выявления аспектов рабства в их канале поставки".
Они так поступили после того, как потребители одного из розничных торговцев
стали его бойкотировать вследствие кампании, проведенной организацией сель-
скохозяйственных рабочих-мигрантов. Бойкот потребителей был вызван сооб-
щениями о том, что в нескольких хозяйствах, поставлявших помидоры крупным
предприятиям розничной торговли, допускалась практика принудительного
труда.
50. Другой пример, приведенный Специальным докладчиком по вопросу о
современных формах рабства, включая его причины и последствия, касается
Бразилии, где в целях ликвидации формы эксплуатации, известной как "раб-
ский труд" в сельском хозяйстве, правительство инициировало целый ряд мер, в
частности осуществление принятого в 2005 году Национального пакта за иско-
ренение рабского труда, присоединиться к которому было предложено предпри-
ятиям. Пакт был дополнен кодексом поведения, соблюдать который обязались
все стороны, подписавшие Пакт. Специальный докладчик рекомендовала рас-
пространить действие Национального пакта на текстильную промышленность
Бразилии, поскольку там были выявлены случаи использования принудительно-
го труда (А/HRC/15/20/Add.4, пункт 123). На веб-сайте Пакта сообщалось, что к
2011 году его поддержали более 220 предприятий, деловых организаций и орга-
низаций гражданского общества, общий оборот которых составляет более 20%
валового внутреннего продукта страны. Однако, несмотря на очевидность того,
что многие компании прекратили сотрудничество с поставщиками в соответст-
вии с их обязательствами по Пакту, отмечалось бездействие тех компаний, спе-
циализирующихся на производствах, исключительно тесно связанных с раб-
ским трудом, таких как скотоводство и производство мяса, сои и хлопка.
19 Более подробную информацию о справедливых продовольственных соглашениях
см. на сайте www.ciw-online.org/FFP_FAQ.html.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 17
51. Что касается всех государственных организаций, которые действуют или
осуществляют сделки вне национальной территории, то они также обязаны
принимать меры по противодействию спросу, хотя нанятые государством лица и
работают в другой стране. В этом случае государство должно не только контро-
лировать политику закупок соответствующих учреждений; но и влиять на ин-
дивидуальное поведение государственных служащих, которые могут сами ис-
пользовать или оплачивать услуги лиц, ставших предметом торговли.
2. Защита
52. Государства обязаны обеспечивать защиту от нарушений прав человека
(включая торговлю людьми и эксплуатацию людей), совершаемых третьими
сторонами, в том числе предприятиями и преступными сообществами, посред-
ством осуществления надлежащей политики, регулирования и судебного кон-
троля. Государствам следует четко заявить, что они ожидают от всех предпри-
ятий, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрис-
дикцией, соблюдения прав человека в рамках их деятельности как внутри стра-
ны, так и за границей, а также принятия надлежащих мер по прекращению тор-
говли людьми или эксплуатации людей независимо от размера, сектора, сферы
деятельности, режима собственности и структуры предприятия20.
53. Специальный докладчик отметила, что вариант саморегулирования рынка
труда в условиях, когда значительное число людей подвергается эксплуатации в
неформальных, незащищенных и низкостатусных секторах приносящей доход
деятельности, создает вакуум в правовых нормах, которым могут воспользо-
ваться беспринципные работодатели и уголовники. Доводы в поддержку этой
гипотезы получены из нескольких регионов, где торговля людьми и эксплуата-
ция людей признаются несоразмерно распространенными в секторах экономи-
ки, которые были созданы относительно недавно, в которых не укоренились
процедуры заключения коллективных договоров или которые, по различным
причинам, выпали из поля зрения инспекции труда или правоохранительных
органов. Среди недавних примеров возникновения секторов, в которых выявле-
ны случаи торговли людьми и эксплуатации людей, можно назвать швейное
производство, выращивание и сбор грибов и другой сельскохозяйственной про-
дукции в различных регионах Европы, а также сбор дикорастущих ягод для
косметических фирм.
54. Тот факт, что государства не признают некоторые виды приносящей до-
ход деятельности, в частности проституцию и попрошайничество, легитимны-
ми или приемлемыми, не служит для государств оправданием игнорирования
злоупотреблений, с которыми сталкиваются занятые в таких видах деятельно-
сти лица, как и невыделения государствами надлежащих ресурсов для защиты
взрослых и детей, продаваемых в этом контексте. Кроме того, тот факт, что ряд
государств не могут позволить себе финансировать все правоохранительные
мероприятия, необходимые для обеспечения соблюдения трудового законода-
тельства, не служит для них оправданием игнорирования нарушений такого за-
конодательства (и прав человека).
20 Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека,
принципы 1, 11, 13–15, 17, 22 и 24.
A/HRC/23/48
18 GE.13-12284
3. Судебное преследование и наказание
55. В попытках повлиять на спрос на какие-либо конкретные услуги или то-
вары и иногда ввести процедуры урегулирования или иные административные
процедуры целенаправленно применяются нормы законодательства.
56. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми преду-
сматривает "установление уголовной ответственности за пользование услугами
жертвы". Не обязывая государства-участники признавать в качестве преступле-
ния покупку кем-либо услуг лица, которое, как известно, было предметом тор-
говли, Конвенция предлагает государствам-участникам рассмотреть возмож-
ность принятия таких мер (статья 19). Согласно докладам Группы экспертов
Совета Европы по противодействию торговле людьми, некоторые государства
Совета Европы ввели уголовную ответственность за установленное пользова-
ние услугами лиц, ставших предметом торговли.
57. Ряд государств предпочли поощрять саморегулирование среди агентств
по трудоустройству. Таким был подход в ряде европейских стран, которые поз-
же установили более жесткий контроль и систему лицензирования агентств, в
частности после трагических инцидентов, связанных с торговлей людьми21.
4. Поощрение международного сотрудничества
58. В статье 9 Протокола о торговле людьми отмечается важное значение
двустороннего и международного сотрудничества в деле противодействия спро-
су, порождающему эксплуатацию людей, особенно женщин и детей, во всех ее
формах, который ведет к торговле людьми. Поскольку глобализация повышает
спрос на дешевую рабочую силу и услуги, а также на секс-туризм, потребность
в международном сотрудничестве как для государств, так и для негосударст-
венных образований становится все более насущной.
59. После проведения в Стокгольме в 1996 году первого Всемирного кон-
гресса против сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях усилия по
предотвращению сексуальной эксплуатации детей на курортах были сосредото-
чены на определении мер, которые надлежит принимать гостиницам и туристи-
ческим агентствам, а не на простом распространении среди общественности
информации, с тем чтобы побудить туристов не оплачивать сексуальные услуги
детям. В 2001 году был принят Кодекс поведения туристических агентств в ин-
тересах защиты детей от сексуальной эксплуатации в сфере путешествий и ту-
ризма с целью обеспечить защиту детей от секс-туризма. Как сообщается, на
конец 2012 года этот Кодекс обязались соблюдать более 1 030 компаний из
42 стран.
60. Состоявшийся в Бразилии в ноябре 2008 года третий Всемирный кон-
гресс против сексуальной эксплуатации детей и подростков привел к принятию
Декларации и Плана действий Рио-де-Жанейро по предотвращению и прекра-
щению сексуальной эксплуатации детей и подростков, в которых намечена про-
грамма международных действий в этой области.
21 См., например, принятый в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной
Ирландии Закон 2004 года о (лицензировании деятельности) посредниках по найму
рабочей силы; более подробную информацию см. в Gangmasters Licensing Authority
Annual Report and Accounts: 1 April 2011 to 31 March 2012 (London, The Stationery
Office, 2012).
A/HRC/23/48
GE.13-12284 19
E. Усвоенные уроки и сохраняющиеся проблемы в деле
интеграции подхода, основанного на правах человека
1. Проблемы с осуществлением существующих основных документов
61. На глобальном уровне необходимо еще более усилить механизмы, при-
званные обеспечивать соблюдение обязательств, предусмотренных в статье 9
Протокола в плане предупреждения торговли людьми, включая противодейст-
вие "спросу, который порождает эксплуатацию людей, особенно женщин и де-
тей, во всех формах и приводит к торговле людьми". В то время как за осущест-
влением аналогичных международных договоров, таких как Конвенция о лик-
видации всех форм дискриминации в отношении женщин и Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, следит специаль-
ный комитет, наделенный исключительно широкими полномочиями и обеспе-
чивающий соблюдение обязательств по этим конвенциям, аналогичного коми-
тета, который бы следил за соблюдением положений Протокола, нет.
62. Исследователи и эксперты подчеркивали, что росту числа инцидентов,
связанных с торговлей людьми, способствует политика миграции, ограничи-
вающая доступ к легальным каналам миграции, политика торговли, поощряю-
щая либерализацию передвижения денежных средств, товаров и услуг, но не
рабочей силы, а также "взрывной рост" международной секс-индустрии. Госу-
дарствам следует предпринять целенаправленные меры в отношении этих более
масштабных процессов, ибо все они подпитывают спрос на торговлю людьми и
повышают уязвимость людей для такой торговли.
2. Трудовые права
63. Государства также несут ответственность за принятие надлежащих мер
по обеспечению международно признанных трудовых прав по всем категориям
рабочих мест, особенно "ключевых трудовых прав, закрепленных, в частности,
в двух принятых МОТ Конвенциях о принудительном труде22, а также в конвен-
циях МОТ, направленных на обеспечение права на свободу ассоциации и на за-
прещение детского труда и дискриминации. В то же время Специальный док-
ладчик и ее предшественник в ходе посещений стран отмечали, что государст-
венные власти нередко делают исключения в законодательстве и на практике,
создавая условия для безнаказанного нарушения трудовых прав работодателя-
ми.
64. Для обеспечения трудовых прав государствам необходимо формировать и
готовить надлежащий контингент профессиональных сотрудников по вопросам
соблюдения трудового законодательства − так называемых "трудовых инспек-
торов". Действительно, государства, в которых не создана трудовая инспекция,
обладающая надлежащими специалистами и соответствующими ресурсами для
выполнения своих функций, по сути дела потворствуют нарушениям трудовых
прав. Вместе с тем даже обладающая всеми ресурсами трудовая инспекция мо-
жет сталкиваться с проблемами при охвате тех многочисленных мест, где имеет
место эксплуатация людей.
65. Собранная за последние десятилетия информация свидетельствует о том,
что значительную долю работников, которые становятся предметом торговли и
подвергаются принудительному труду, составляют лица, работающие по кон-
22 Принятые МОТ Конвенция № 29 (1930) о принудительном или обязательном труде
и Конвенция № 105 (1957) об упразднении принудительного труда.
A/HRC/23/48
20 GE.13-12284
трактам, не нанятые или не завербованные непосредственно предприятием, на
которое они работают (в частности, речь идет о сельскохозяйственных фермах и
строительных участках). Они же были наняты каким-либо агентством или по-
средником. В таких условиях государствам следует рассмотреть вопрос о регу-
лировании деятельности агентов и агентств по найму. Если государства решат
не вводить какую-либо регулирующую систему, они будут и далее нести ответ-
ственность за обеспечение того, чтобы агенты и агентства по найму не потвор-
ствовали торговле людьми, используя для этого контроль за эффективностью
любой системы саморегулирования, используемой агентствами по трудоустрой-
ству, а также обеспечение надлежащей подготовки сотрудников правоохрани-
тельных органов для расследования всех выявляемых злоупотреблений.
3. Предпринимательская деятельность в аспекте прав человека
66. Как отмечается в Руководящих принципах предпринимательской дея-
тельности в аспекте прав человека, "обязанность соблюдать права человека тре-
бует от предприятий: а) избегать оказания или содействия оказанию неблаго-
приятного воздействия на права человека в рамках своей деятельности и устра-
нять последствия такого воздействия в случае, когда оно имело место;
b) стремиться предотвращать или смягчать неблагоприятное воздействие на
права человека, которое непосредственно связано с их деятельностью, продук-
цией или услугами вследствие их деловых отношений, даже если они непо-
средственно не способствовали оказанию такого воздействия" (руководящий
принцип 13).
67. Даже те предприятия, которые инвестируют значительные суммы в про-
верку их каналов поставок, страдают от отсутствия международно признанного
стандарта для процедуры проверки того, соблюдаются ли минимальные трудо-
вые нормы и нормы прав человека на рабочих местах. Другие предприятия и
индивидуальные потребители должны понимать, чем обусловлена низкая стои-
мость какого-либо продукта − эффективным ведением предпринимательской
деятельности или злоупотреблениями в процессе производства. Государства
обязаны (в дополнение к обязанности работодателей, собственников предпри-
ятий и инвесторов) обеспечивать, чтобы сведение к минимуму производствен-
ных издержек и расходов на оплату труда не достигалось противозаконными
либо противоправными средствами.
4. Права детей
68. Главная обязанность государств в таких случаях заключается в защите
затрагиваемых детей. Если получены данные о том, что большинство детей-
попрошаек были предметом торговли или находятся либо в ситуации принуди-
тельного труда, либо в ситуации, схожей с рабством, то соответствующий госу-
дарственный орган, обладающий надлежащей компетенцией в области защиты
детей, должен рассмотреть вопрос о принятии адекватных мер реагирования, в
частности решить, должны ли такие меры противодействовать тому, чтобы дети
определенного возраста занимались попрошайничеством, введя для этого уго-
ловную ответственность за извлечение выгоды из попрошайничества детей или
призывая население не давать деньги детям-попрошайкам при определенных
или любых условиях. Если поступила информация, что ставшие предметом тор-
говли дети приехали в то или иное государство из соседнего, то наилучшим ин-
тересам затронутых детей будет отвечать координация различными заинтересо-
ванными государствами их мер реагирования, чтобы торговцы людьми не могли
просто-напросто перемещаться вместе с детьми, которых они эксплуатируют, в
A/HRC/23/48
GE.13-12284 21
соседнее государство, пользуясь тем, что в нем действуют другие законы и
нормативные акты.
69. Так, и Комитет по правам ребенка23, и Специальный докладчик по вопро-
су о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии24 отмечали,
что государства обязаны выслушивать и принимать во внимание мнения детей,
которые могут быть затронуты планируемыми политическими мерами, в част-
ности уделять внимание обеспечению того, чтобы такие находящиеся в ущем-
ленном и неблагоприятном положении дети, как эксплуатируемые дети, безнад-
зорные и дети-беженцы, не выпадали из процесса консультаций.
70. Сообщалось о том, что меры по бойкотированию или запрещению това-
ров, сделанных руками детей, имели негативное воздействие на определенные
группы детей, которым, как планировалось, они должны были принести пользу,
поскольку наиболее распространенной реакцией работодателей было массовое
увольнение несовершеннолетних работников без каких-либо предупреждений и
компенсаций25.
71. Особого упоминания заслуживает кампания, в рамках которой утвержда-
лось, что принудительный детский труд используется при выращивании какао в
одной или более стран Западной Африки: в нескольких публикациях сообща-
лось, что дети стали предметом торговли в целях использования их принуди-
тельного труда на фермах по производству какао. После того как в конце
2000 года и еще раз в апреле 2001 года в средствах массовой информации появ-
лялось сообщение о том, что дети из этого региона продаются в рабство или
для использования их принудительного труда на фермах, выращивающих какао,
Ассоциация производителей шоколада созвала совещание тех, кого она считает
основными заинтересованными сторонами. В сентябре 2001 года эти стороны
подписали Протокол о выращивании и обработке какао-бобов и продукции их
переработки таким образом, чтобы это соответствовало положениям принятой
МОТ Конвенции № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению
наихудших форм детского труда. Однако в 2012 году в рамках своей длившейся
год кампании − проекта "Свобода", посвященного искоренению торговли
людьми и современного рабства, − информационное агентство "Си-эн-эн" под-
робно продокументировало и рассказало о случаях, когда ставшие предметом
торговли дети продолжали работать в хозяйствах, выращивающих какао, в ре-
гионе Западной Африки.
5. Нежелаемые негативные последствия мер по противодействию спросу
72. В принципе 3 Рекомендуемых принципов и руководящих положений по
вопросу о правах человека и торговле людьми подчеркивается возможность не-
гативного взаимодействия между закрепленными правами и новыми мерами по
борьбе с торговлей людьми. В связи с ответными мерами государств против
торговли людьми в комментарии к Рекомендуемым принципам и руководящим
положениям подчеркивается, что "законодательство по правам человека также
подтверждает, что государства не могут нарушать недискриминационные прин-
ципы или нормы, защищающие экономические, социальные и культурные пра-
ва, при разработке или принятии своих ответных мер против торговли людь-
23 См. принятое Комитетом замечание общего порядка № 12 (2009) о праве ребенка быть
заслушанным, пункт 118.
24 A/67/291, пункт 11.
25 См., например, The worldwide movement against child labour – Progress and future
directions (Geneva, ILO, 2007), p. 53.
A/HRC/23/48
22 GE.13-12284
ми"26. Кроме того, в принципе 3 особо упоминаются права тех, кто может стать
уязвимым вследствие иммиграции: "Меры по борьбе с торговлей людьми не
должны негативно сказываться на правах человека и достоинстве лиц, в част-
ности на правах тех, кто стал предметом такой торговли, и мигрантов, переме-
щенных внутри страны лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище". Тем самым
прямо устанавливается обязанность распространить действие принципа сораз-
мерности на всех лиц независимо от их гражданства или иммиграционного ста-
туса.
73. В своем замечании общего порядка № 27 (1999) о свободе передвижения
Комитет по правам человека выделил важное значение принципа соразмерно-
сти в контексте принципов, которые применимы при определении того, какие
ограничения, вводимые государствами в отношении свободы передвижения, яв-
ляются легитимными. Там говорится: "Ограничительные меры должны соот-
ветствовать принципу соразмерности; они должны являться уместными для
выполнения своей защитной функции; они должны представлять собой наиме-
нее ограничительное средство из числа тех, с помощью которых может быть
достигнут желаемый результат; и они должны являться соразмерными защи-
щаемому интересу".
74. Не желая поощрять распространение протекционизма в мировой торгов-
ле, Специальный докладчик сознает, однако, что, разрешая импорт товаров, ко-
торые, как известно, были полностью или частично произведены лицами, став-
шими предметом торговли, государства не используют эту возможность для
противодействия спросу. Необходимо проводить важное различие между экс-
плуатацией лиц (связанной с торговлей людьми) и эксплуатацией детского тру-
да: по данным МОТ, эксплуатация детского труда затрагивает намного более
200 млн. детей27. В отсутствие убедительных доказательств организации, пре-
следующие протекционистские цели, могут сравнительно легко выступать с за-
явлениями о том, что производство тех или иных товаров связано с эксплуата-
цией. Поэтому Специальный докладчик подтверждает, что как государствам,
так и отдельным предприятиям важно содействовать сбору и публикации дока-
зательств независимыми контролирующими структурами.
75. Ориентированные на спрос меры, которые принимают власти в государ-
ствах-импортерах, в сочетании с мерами или отдельно от мер розничных тор-
говцев или предприятий, импортирующих товар, который, как предполагается,
был произведен лицами, подвергнутыми эксплуатации, могут привести к дос-
тижению желаемых результатов лишь в том случае, если они будут сопровож-
даться принятием надлежащих мер в странах, где имеет место эксплуатация
(и, возможно, торговля людьми). Это также свидетельствует о том, как важно
учитывать реальные условия на местах, в частности характер товара и процесс
производства.
6. Консультации как неотъемлемая часть ориентированного на права
человека подхода
76. Исключительно важное значение для основанного на правах человека
подхода к торговле людьми имеет обязательство проводить консультации с те-
ми, на кого повлияют или уже повлияли возможные меры. Государствам следу-
26 Рекомендуемые принципы и руководящие положения: Комментарий, стр. 34.
27 МОТ, Ускорение усилий по упразднению детского труда: глобальный доклад,
представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об
основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 2010 год), стр. 5.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 23
ет стремиться придавать консультациям высокий статус вопреки, возможно,
расхожим представлениям о том, что ставших предметом торговли лиц следует
рассматривать лишь как жертв, которые по сути не могут действовать самостоя-
тельно, и, соответственно, исключаемых из числа участников переговоров. Это
может стать также новым прецедентом для привлечения таких групп в качестве
активных участников обсуждения любых предложений, которые будут затраги-
вать их будущее.
77. В одном из докладов Глобального альянса против торговли женщинами
говорится, что "правозащитный подход к торговле людьми неэффективен и не
имеет смысла, если он не признает ключевое значение мнений и представи-
тельства ставших предметом торговли женщин и женщин-мигрантов"28. Хотя
меры по противодействию спросу должны, конечно же, также предусматривать
проведение консультаций с мужчинами и детьми, основанный на правах чело-
века подход к торговле людьми призван ставить во главу угла права и благосос-
тояние тех, кто стал предметом торговли, уделяя им и их мнению центральное
внимание в дискуссиях о мерах, направленных на противодействие спросу.
Практический учет мнений и заявлений тех, кто стал предметом торговли, со-
действует разработке соразмерных мер реагирования и принятию во внимание
прав и пожеланий жертв, а также внутренней сложности данной проблемы. Ос-
нованный на консультациях подход способствует осуществлению стратегий,
уделяющих приоритетное внимание потенциальным последствиям для таких
лиц, в соответствии с международными принципами прав человека в контексте
торговли людьми. Верховным комиссаром по правам человека отмечалось, что
основанный на правах человека подход "требует от нас оценки на каждом шагу
возможных последствий, которыми чреваты законодательство, политика или
практические меры для лиц, ставших предметом торговли людьми или могущих
оказаться жертвами такой торговли"29.
78. Уделение повышенного внимания консультациям с основными группами,
которых затрагивают меры по снижению спроса, может снизить риск возникно-
вения непредвиденных негативных последствий таких стратегий или осуществ-
ления мер, не желаемых теми, на кого они будут прежде всего воздействовать.
В контексте торговли людьми нарушаются целый ряд прав человека в широкой
сфере, относящейся к социальным вопросам и связанной с различными видами
деятельности. Поэтому меры реагирования требуют междисциплинарного под-
хода. Консультации с лицами, которых затрагивают меры по снижению спроса,
могут высветить всю сложность возникающих проблем, а также предложить
новые виды действий и исследования.
7. Свобода передвижения
79. Основанный на правах человека подход к торговле людьми должен обес-
печивать, чтобы законодательство и политика не посягали на другие права че-
ловека. Один из ключевых вопросов в этой связи касается свободы передвиже-
ния и рисков, связанных с принятием мер по снижению спроса. Такие меры мо-
гут предоставлять государствам возможность рационально активизировать уси-
лия, направленные на предотвращение иммиграции. Кроме того, в одном из не-
давних докладов ЮНЕСКО отмечается, что меры по борьбе с торговлей людьми
зачастую непропорционально ориентированы на борьбу с нелегальной мигра-
цией, а не на условия, с которыми сталкивается жертва, и не на отсутствие ус-
28 Collateral Damage: The Impact of Anti-Trafficking Measures on Human Rights around
the World (Bangkok, 2007), p. viii.
29 Рекомендуемые принципы и руководящие положения: комментарий, стр. 3.
A/HRC/23/48
24 GE.13-12284
луг по обеспечению помощи и защиты жертвы30. Во многих странах оказание
помощи, предоставление защиты и даже временная легализация иммиграцион-
ного статуса зависят от желания правоохранительных органов.
80. Действительно, вопросы, касающиеся миграции и свободы передвиже-
ния, являются, вероятно, наиболее серьезными из тех проблем прав человека,
которые сопряжены с мерами по борьбе с торговлей людьми. Те меры, которые
ограничивают каналы легальной миграции, могут привести к расширению мас-
штабов как торговли людьми и контрабандных перевозок людей, так и связан-
ных с ними нарушений прав человека. Торговля людьми является одним из ре-
зультатов глобальной политической и экономической реальности, в частности
глобальных различий в уровне благосостояния и жизни. Это необходимо учи-
тывать при разработке любых мер реагирования на спрос на торговлю людьми.
81. Соразмерно реагирование на проблему спроса должно учитывать воз-
можность того, что меры, направленные на борьбу с торговлей людьми, будут
ограничивать свободу передвижения и повышать риск контрабандных перево-
зок людей. Лица, занимающиеся контрабандными перевозками людей, будут
запрашивать более высокие цены, а те, кто не сможет платить, станут более уяз-
вимыми с точки зрения эксплуатации.
82. Кроме того, несоразмерный акцент на более жестком контроле за мигра-
цией может также усугубить ситуацию в рамках всего цикла торговли людьми.
Исследования показали, что зачастую торговцы людьми пользуются тем, что
жертвы боятся возможной депортации, их нелегальным положением или рабо-
чим статусом, для того чтобы помешать жертвам бежать. Такие соображения
являются дополнительным аргументом в пользу отказа от мер, в рамках кото-
рых слишком много внимания уделяется торговле людьми как одной из проблем
миграции.
IV. Выводы и рекомендации
83. В соответствии с положениями статьи 9 Протокола о предупрежде-
нии и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и на-
казании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных
Наций против транснациональной организованной преступности, государ-
ства-участники "принимают или совершенствуют законодательные или
другие меры, направленные на противодействие спросу, порождающему
эксплуатацию людей, особенно женщин и детей, во всех ее формах, по-
скольку это ведет к торговле людьми".
84. В контексте торговли людьми и эксплуатации людей "спрос" означа-
ет желание или предпочтение какого-либо определенного товара, рабочей
силы или услуги в нарушение международного права прав человека, в том
числе основополагающих трудовых прав. Это желание выражается, как
правило, в форме денег, которые приносят доход как торговцам людьми,
так и их пособникам. Противодействие такому спросу требует принятия
мер с учетом характера и масштабов эксплуатации жертв торговли людьми
(в основном в местах, где они подвергаются эксплуатации), а также мер с
учетом социальных, культурных, политических, экономических, юридиче-
30 Kristina Touzenis, Trafficking in Human Beings: Human Rights and trans-national criminal
law, developments in law and practices, UNESCO Migration Studies 3 (Paris, UNESCO,
2010). p. 149.
A/HRC/23/48
GE.13-12284 25
ских факторов и факторов развития, которые определяют спрос и влияют
на процесс торговли людьми или делают его возможным. Этого можно дос-
тичь посредством оказания влияния на принятие решений о покупке от-
дельными лицами и предприятиями, которые преднамеренно или непред-
намеренно способствуют получению доходов торговцами людьми и их по-
собниками. На государствах лежит обязанность принимать с должным
усердием меры для предупреждения торговли людьми, в том числе прини-
мать меры по противодействию спросу.
85. Принимая во внимание обязательства государств по международному
праву прав человека, Специальный докладчик хотела бы предложить ряд
рекомендаций, которые могут служить основой для ориентированных на
права человека мер по противодействию спросу, который порождает тор-
говлю людьми или приводит к ней:
а) государствам следует выявлять и проанализировать факторы,
которые порождают спрос на сексуальные услуги и труд в целях эксплуа-
тации, а также принимать жесткие законодательные, политические и иные
меры по решению этих проблем. Меры по противодействию спросу долж-
ны быть основаны на накопленном опыте и точной информации об осо-
бенностях торговли людьми на территории под их юрисдикцией (примени-
тельно к лицам, ставшим предметом торговли в эти страны, транзитом че-
рез них или с их территории);
b) государства несут ответственность за обеспечение защиты от
нарушений прав человека (включая торговлю людьми и эксплуатацию лю-
дей) третьими сторонами, в том числе предприятиями и преступными со-
обществами, посредством проведения надлежащей политики, регулирова-
ния и судебного преследования. Государствам следует четко заявить, что
они ожидают от всех предприятий, домицилированных на их территории
и/или находящихся под их юрисдикцией, соблюдения прав человека в рам-
ках их деятельности как в стране, так и за границей, и принять надлежа-
щие меры для прекращения торговли людьми или эксплуатации людей не-
зависимо от размера, сектора, сферы деятельности, режима собственности
и структуры предприятия;
c) противодействие спросу, как правило, требует принятия мер по
прекращению дискриминации, в частности дискриминационной практики,
которая способствует эксплуатации людей. Речь также идет о дискримина-
ции по признаку пола, этнической принадлежности, национального проис-
хождения и другим признакам, таким как дискриминация в отношении
трудящихся-мигрантов в сфере занятости. Государствам следует ликвиди-
ровать дискриминационные процедуры и практику, основанные на этих
признаках, а также изменить законы и политику, которые институциона-
лизируют дискриминацию и, таким образом, также формируют спрос, осо-
бенно практику в области занятости и миграции, ибо им надлежит изме-
нить дискриминационное отношение, практику и представления в общест-
ве, которые также формируют спрос;
d) в любом случае необходимо создать регулирующие и контроли-
рующие механизмы, которые поощряли бы или упрощали бы любые виды
трудовой миграции, поскольку отсутствие таких механизмов способствует
торговле людьми. Законодательство должно обеспечивать защиту каждого,
кто в отсутствие надлежащей защиты может сравнительно легко стать
жертвой эксплуатации (в частности, трудящихся-мигрантов в целом, рабо-
тающих детей, особенно не достигших минимального возраста для приема
A/HRC/23/48
26 GE.13-12284
на работу), и каждого, кто трудится на неофициальных или нерегулируе-
мых рабочих местах (в частности, мигрантов, работающих домашней при-
слугой, и других мигрантов, особенно женщин, которые трудятся на нере-
гулируемых или неофициальных рабочих местах). Кроме того, законода-
тельство, вероятно, должно обеспечивать, чтобы все места, где ставшие
предметом торговли лица могут быть приняты на работу или зарабатывать
деньги, включая неофициальные места работы или условия, регулирова-
лись положениями закона и могли быть при необходимости проинспекти-
рованы сотрудниками правоохранительных органов;
e) меры по противодействию спросу должны соответствовать об-
щим принципам верховенства права, в частности нельзя квалифицировать
в качестве преступления совершение какого-либо деяния (в том числе по-
купку определенной услуги или товара) в обстоятельствах, когда нет осно-
ваний ожидать от покупателя, что он сознает, что совершает преступление,
если, например, какой-либо определенный товар или услуги произведены
или оказаны кем-либо, кто был предметом торговли, за исключением слу-
чаев, когда доказана недобросовестность покупателя. Это означает, что го-
сударствам следует широко информировать о любых изменениях в законо-
дательстве, которые квалифицируют в качестве преступления покупку оп-
ределенного вида услуг или товаров, произведенных или оказанных лица-
ми, которые были предметом торговли, и распространить среди потенци-
альных покупателей подробную информацию о таких услугах и товарах;
f) меры по противодействию спросу, которые связаны с ограни-
чением пользования правами человека, в том числе лицами, которые при-
знаются особенно уязвимыми с точки зрения торговли людьми, должны со-
ответствовать принципу соразмерности (в частности, они должны быть
уместными для выполнения своей защитной функции, представлять собой
наименее ограничительное средство из числа тех, с помощью которых мо-
жет быть достигнут желаемый результат, и являться соразмерными защи-
щаемому интересу);
g) необходимо обеспечить, чтобы меры по борьбе с торговлей
людьми не оказывали негативного воздействия на права и достоинство че-
ловека, в частности на права тех, кто стал предметом торговли, мигрантов,
внутренне перемещенных лиц, беженцев и просителей убежища. Государ-
ствам следует активно контролировать воздействие и возможные побочные
последствия принятия мер по противодействию спросу и осуществлять
надлежащие действия для смягчения всех нежелаемых побочных послед-
ствий, которые ограничивают пользование правами человека;
h) государствам следует запрашивать мнения представителей лю-
бой конкретной группы лиц, которые могут быть существенным образом
затронуты мерами по предупреждению торговли людьми, и принимать эти
мнения во внимание при разработке мер по противодействию спросу. За-
прашивание мнений таких лиц означает сбор соответствующей информа-
ции среди лиц, которые с учетом их опыта могут быть хорошо осведомле-
ны о недостатках, пробелах или нежелаемых последствиях существующей
политики и практики. Как отметил Комитет по правам ребенка, государст-
ва несут ответственность за выслушивание и принятие во внимание мне-
ний детей, на которых могут оказать воздействие те или иные меры по
противодействию спросу.