Hotline


Killer app: как работает рынок заказных убийств в теневом интернете.

 Версия для печати

 

Петр Биргер

Heroes попытался сделать заказ на киллерском сайте в анонимной сети TOR. Не вышло. Но это не означает, что рынка не существует.

 


Ты включаешь макбук и мечтательно откидываешься на спинку кресла. Наконец-то сосед, который вот уже второй год портит тебе по утрам жизнь, горланя песни со своими пьяными друзьями, потеряет голос. Навсегда. Ты копил целый год, и тебе хватит денег на то, чтобы закрыть этот вопрос. Ты заходишь на сайт киллерских услуг в сети TOR через специальный браузер (обеспечивает анонимное сетевое соединение, с его помощью пользователи могут сохранять анонимность при посещении сайтов, публикации материалов, отправке сообщений и при работе с приложениями), кладешь в виртуальную корзину заказ на одно убийство, переводишь залоговую сумму в биткойнах, эквивалентную $1 тысяче, и ждешь, когда в окошечке чата появится сообщение: «Опишите точные данные объекта, его имя, фамилию, статус, место проживания, распорядок дня. Загрузите его фотографию. После этого вам поступит зашифрованное письмо, где будет обозначено, в какие сроки и куда перевести оставшуюся сумму ($9 тысяч). У вас есть время передумать и отменить заказ. По правилам нашего сервиса, мы даем на это два дня. Срочные заказы выполняются в рамках отдельных договоренностей».

Возможно, такой мир и хотел построить Росс Ульбрихт, он же Ужасный Пират Робертс, основатель крупнейшего сайта в теневом интернете по продаже наркотиков Silk Road. Заказывал ли сам Ульбрихт киллеров через TOR, доподлинно неизвестно. По одной из версий, незадолго до ареста он нашел среди своих многочисленных контрагентов исполнителя для убийства одного из пользователей Silk Road, который шантажировал Пирата. Ульбрихт якобы был готов заплатить до $150 тысяч, но в ФБР располагают лишь перепиской заказчика и возможного исполнителя: никаких доказательств, что работа была выполнена, у спецслужб нет.

Можно предположить, – а так уже и предположили многие, – что никаких реальных киллеров в TOR и на Silk Road никогда и не было: сайты, призывно рекламирующие услуги наемных убийств, нужны TOR для специфических маркетинговых целей, для «демонической упаковки» нелегального бизнеса. Чем противозаконнее и страшнее, тем активнее приток любопытствующей аудитории – потенциальных покупателей других услуг.

В той же мере в демонизации TOR и Silk Road были заинтересованы и борцы с теневым интернетом: микс из наркотиков и убийств – взрывной информационный коктейль, который стоило бы придумать, даже если в действительности его и нет.

Авторы статьи «Murder for Hire: Assassination and Contract Killings», вышедшей в сборнике «Organized Crime: From Tracking to Terrorism», впрочем, не склонны преуменьшать размер «этого сегмента криминальных услуг» в интернете. Исследователи на основе многочисленных интервью с источниками в правоохранительных и криминальных кругах приходят к выводу, что «современные инструменты дистрибуции, канализации и анонимности в интернете оптимальны для выхода криминальных услуг на массовый рынок». Опросы показали, что каждому четвертому американцу, живущему за пределами городов-миллионников, было бы интересно изучить цены на заказные убийства.

«Это не означает, что каждый четвертый американец – потенциальный клиент киллеров. Это означает, что рынок выходит за пределы негласного, закрытого и элитарного режима функционирования… Не менее 30% всех контактов и контрактов по заказным убийствам в 2015 году будут проводиться через интернет».

Сервисы по заказу киллеров в TOR американские журналисты попробовали протестировать еще весной этого года. Лучше всего вышло у Business Insider: журналисту удалось инициировать контакт с C'thulu, Hitman и Mason – сразу с тремя основными киллерскими сайтами, которые выдавались при поиске в TOR. Зашло, правда, недалеко – по разным причинам процесс остановился на начальной стадии переговоров. Тем не менее удалось узнать, что в C'thulu заказ готов выполнять бывший солдат французского Иностранного легиона, что контракт на убийство в целом стоит около $15–20 тысяч, что киллеры или те, кто под них косят, предпочитают шифровать сообщения с помощью PGP, что выполнения некоторых заказов придется ждать около двух месяцев (в случае международных поездок), а убивать удаленные киллеры из Mason (лозунг: Safe, fast & trustworthy) готовы, не только используя огнестрельное оружие, но и с помощью целой коллекции ядов.

С тех пор C'thulu и Mason бесследно из Tor исчезли – если следовать рыночной логике, вчистую проиграв сервису Hitman Network. Недавно в TOR появился поисковик TorSearch (сейчас поисковый индекс системы содержит чуть больше 130 тысяч страниц), ориентироваться в услугах анонимной сети стало совсем легко. По запросу «killers» ссылка на Hitman с анонсом «Hire real killers with bitcoin, the only true hitman site on the deep web» выдается сразу же, и система не предлагает никаких достойных альтернатив.

Дальше простая процедура регистрации (вводить электронную почту – на начальном этапе – не требуется) и вы на сайте сервиса, который предусмотрительно предупреждает вас лишь об одном правиле: заказать можно кого угодно, кроме детей младшей 16 лет и десяти главных политиков планеты (списка, впрочем, нет).

Заказы выполняются на территории США, Канады и Европейского союза. Нанять киллера в ЕС при этом выйдет подороже: $12 тысяч против $10 тысяч в Америке. Товар, он же объект, как и в обычном интернет-магазине попадает в корзину, после чего ты нажимаешь на кнопку для дальнейшего оформления заказа, параллельно придумывая образ идеального врага, которого вот-вот попросят «заказать», словно он книжка в Amazon.

Но логика событий на этом этапе ломается: тебе не предложат срочно перевести на счет 64 770 биткойнов и не попросят прислать данные объекта ненависти. Hitman Network лишь предупредит тебя, что на выполнение заказа может понадобиться около двух месяцев, и предложит дождаться письма с подтверждением. Письмо это никогда к тебе не придет, сколько бы адресов ты ни попробовал ввести в форму для отправки имейла.

Фейк? Муляж? На несколько секунд испытываешь настоящее разочарование.

Специалисты из Люксембургского университета Алексей Бирюков, Иван Пустогаров и Ральф-Филипп Вайнманн, подробно изучившие сервисы TOR, все же считают, что ставить крест на интернет-рынке киллеров рано. В их августовском докладе показана сегментация услуг анонимной сети. 44% Tor-сайтов имеют непосредственное отношение к наркотикам, порнографии и контрафакту (краденым кредиткам, взломанным аккаунтам и т. п.).

На наем убийц или воров приходится мизерная доля оборота относительно всех проходящих через TOR транзакций. Ученые, правда, признают, что исследование не сбалансировано и у него есть слабые места – какие-то сегменты были проанализированы очень качественно, другие – слабо. Например, анализировался далеко не каждый сервис TOR, а лишь те, к которым можно было обратиться через HTTP/HTTPS (для этого была использована уязвимость в протоколе передачи данных). Кроме того, исследованы были лишь англоязычные ресурсы.

В любом случае, уверены исследователи, рынок киллеров в сети есть, его просто не может не быть: «Любые криминальные сети очень четко структурированы, а ее сегменты взаимосвязаны. Это своеобразная экосистема, где без одного элемента не работает другой».

«Если доказано, что в Silk Road реально продавались наркотики, значит, там точно продавалось оружие и точно имели место продажи услуг киллеров».

Тот факт, что Hitman Network сейчас похож на фейковую страницу, не означает ровным счетом ничего. Заказ криминальной услуги в любом случае сложнее, чем кажется: например, считают исследователи, сайт может использоваться для инициирования повторного контакта исполнителя и заказчика уже после их первичных переговоров или исключительно для того, чтобы обеспечить платежи биткойнами.

Рынок TOR в целом специалисты оценивают примерно в $450–500 млн (только Ужасный Пират Робертс, по оценке Forbes, за два года заработал на комиссиях в Silk Road не менее $80 млн). На покупку киллерских услуг в таком случае за время работы TOR могло быть потрачено около $1 млн, считают авторы доклада.

Означает ли это что, что за два года киллеры, получившие заказы из TOR, убили по меньшей мере 100 человек (учитывая среднюю указанную на сайтах цену – $10 тысяч)? Все не так страшно. Мы не знаем, какая часть транзакций пришлась на продажу фиктивных услуг. В анонимной сети, по оценкам экспертов, от 15% до 35% продаж товаров и сервисов после оплаты не доходят до покупателей и не выполняются. Это издержки любой дистанционной криминальной услуги.

http://slon.ru/appheroes/killer-app-kak-rabotaet-rynok-zakaznykh-ubiystv-v-tor-1007219.xhtml