Hotline


В ДФО прошло совещание по вопросу реализации положений Федерального закона №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

 Версия для печати

 

20 ноября 2013 года в резиденции полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе под председательством и.о. начальника Департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО Сыча И.В. состоялось совещание руководителей правоохранительных и надзорных органов округа, посвященное организации совместной работы по реализации положений Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и новых стандартов ФАТФ.

 

В мероприятии приняли участие статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Ливадный П.В., заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Бобрышева Г.В., представители центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, Банка России, а также органов государственной власти федерального округа.
И.о. начальника Департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО Сыч И.В. напомнил о том, какие изменения были внесены российское законодательство в целях предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания денег и рассмотрения возможности принятия дополнительных превентивных мер в данной области.
«Необходимость противодействия незаконным финансовым операциям обусловлена тем, что они как, правило, совершаются в наиболее важных и значимых отраслях экономики Дальневосточного региона, таких как сфера добычи и оборота водных биологических ресурсов, лесопромышленный комплекс, сфера оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, топливно-энергетический комплекс, оборонно-промышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, финансово-кредитная система.
В первом полугодии 2013 года правоохранительными органами ДФО выявлено 2437 преступлений экономической направленности (-9,9%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), Россия: -16,3%). Количество преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, в сравнении с АППГ увеличилось на 12,5% (до 638, Россия: -14,9%). Увеличилось на 30,8% количество выявленных преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 174 УК РФ (Россия, -23,9). Всего в 2013 году в ДФО выявлено 17 преступлений указанной категории. В семь раз больше выявлено преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 174.1 УК РФ (Россия +0,5%). Всего выявлено 14 преступлений данной категории».
Особенности принятого 28 июня 2013 года Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» подробнее в своем выступлении раскрыл статс-секретарь — заместитель директора Росфинмониторинга П.В. Ливадный.
Статс-секретарь — заместитель директора П.В. Ливадный:
«Выстраивание системы реализации 134-ФЗ, предоставившего серьезные полномочия всем без исключения государственным органам, как надзорным, так и правоохранительному блоку, задействованным в этой работе, является огромной важной задачей. И эту задачу мы с вами должны как можно более оперативно решить. Кроме того, надо отметить, что сейчас исключительно благоприятный международный климат для нанесения максимально ощутимого удара по экономической преступности. Российская Федерация в следующем году принимает председательство в «Большой Восьмерке». Надо отметить, что в повестке дня «Восьмерки» текущего года самым важным, самым обсуждаемым вопросом стала проблематика повышения прозрачности мировой экономики».
П.В. Ливадный напомнил, что появление этого закона стало возможным благодаря координаций усилий всех государственных органов, осуществленных под эгидой Администрации Президента РФ. И реализация его возможна лишь в результате четких скоординированных действий всех ведомств, призванных его исполнять. Скоординированных также с усилиями частного сектора, направленными на повышение конкурентоспособности российской экономики.
Заместитель директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышева, обратилась к надзорному блоку, напомнив об основных рисках финансового сектора:
«Этот закон выводит российскую систему борьбы с отмыванием грязных денег на новый уровень. Прежде всего, соответствия международным стандартам. И с другой стороны, он определяет конкретные механизмы снижения рисков незаконных операций в целом и рисков отмывания денег и финансирования терроризма в частности. От эффективности работы государства в этом направлении будет зависеть и общая оценки российской антиотмывочной системы и риски включения страны в так называемые «черные» и «серые» списки».
Новый закон значительно расширил полномочия государственных органов в сфере борьбы с незаконными финансовыми операциями. В этой связи как никогда важна роль межведомственного взаимодействия между правоохранительными, налоговыми, надзорными органами и Росфинмониторингом. При этом основным условием совместной работы по противодействию экономической преступности должна являться конфискация активов, циркулирующих в «теневой» части экономики, являющихся доходами преступников, на этом и нужно сконцентрировать внимание. И примером организации подобной работы может являться рабочая группа, созданная распоряжением Президента в июне прошлого года под руководством помощника Президента РФ Е.М. Школова, результатом усилий которой является, в том числе, и принятие 134-ФЗ. Положительный опыт этой структуры было бы целесообразно использовать на уровне федеральных округов, отметили представители Росфинмониторинга.
На совещании еще раз была подчеркнута важность межведомственного взаимодействия, предложив создать на региональном уровне структуру, аналогичную Группе под руководством Е.М. Школова.
По итогам совещания было решено осуществить ряд совместных мер в целях организации оценки региональных рисков и угроз национальной безопасности, возникающих в связи с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и осуществлением незаконных финансовых операций на территории ДФО.
В частности, обеспечить соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований федерального законодательства в части установления бенефециарных владельцев, а также получения информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов – юридических лиц. Также будет проводиться постоянная работа по разъяснению федерального законодательства организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям.
Совещание продолжилось в формате «круглых столов» для практических работников правоохранительного и надзорного блоков.

http://www.fedsfm.ru/releases/848