Hotline


Обращение к Президенту РФ.

 Версия для печати

 

Обращение принято единогласно участниками Всероссийской научно-практической конференции «Криминологическая ситуация в России, состояние реагирования и направления антикриминальной политики», состоявшейся в Москве 28-29 января 2014 года. Участники конференции – более 250 научных и практических работников правоохранительных органов из 32 субъектов Российской Федерации.
Обращение поддержано единогласно членами Экспертного общественного совета по повышению безопасности жизни в Приморском крае при губернаторе При-морского края 6 февраля 2014 г.

 

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИНУ Владимиру Владимировичу

Глубокоуважаемый господин Президент!

Мы обращаемся к Вам в связи с тем, что преступность в России все более очевидно представляет угрозу национальной безопасности, в то же время подход к борьбе с ней характеризуется системными просчетами, непоследовательностью и низким уровнем профессионализма.
Официальные отчеты весьма неточно отражают криминальные реалии.
Правоохранительная система находится в состоянии, когда она неспособна эффективно перерабатывать всю информацию о преступлениях, обеспечивать неотвратимость установленной законом ответственности виновных. Фиксируется стагнация числа выявляемых преступников и осужденных – их число в 2013 г. практически аналогично имевшему место в начале 80-х годов, когда число регистрировавшихся преступлений было ниже в два и более раза.
Отсутствует должное реагирование на специфическую самоорганизацию той части населения, которая решает свои проблемы с нарушением уголовного закона или за счет непосредственных нарушителей данного закона – функционирует криминальная подструктура общества («криминальное общество») со своими экономической, социальной, духовной базами и политическими амбициями, системами социального контроля и обеспечения неотвратимости ответственности нарушите-лей ее норм. Криминальное общество выполняет, в том числе, специфическую роль социального лифта для обездоленных и части других слоев населения.
Расширение транснациональной деятельности организованной преступности, в том числе в сфере оборота наркотиков, диктует необходимость нового подхода к оперативной работе за рубежом и уточнения компетенции государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность.
Законодательство о борьбе с преступностью носит непоследовательный и не-системный характер. До сих пор у немалой части законодателей не преодолены иллюзии, что субъекты криминальной экономической деятельности, «теневики» – это вовсе не преступники, а «золотые головы», способные сделать богатой всю нацию. Во-первых, такие «золотые головы» никогда не отличались альтруизмом – не случайно не иссякает поток вывозимого за рубеж капитала; во-вторых, высокая результативность решения ими своих проблем всегда бывает связана с правовым цинизмом, попранием существующих в обществе норм: моральных, правовых, религиозных и др.
Эффективность борьбы с преступностью обеспечивается ее последовательностью, нацеленностью на результат и, в том числе, высоким профессионализмом, опирающимся на научно обоснованный стратегический анализ криминальной и криминогенной ситуаций, учет результативности ранее принимавшихся мер.
Между тем, происходит интенсивное сворачивание криминологических исследований. Криминология исключена из числа обязательных для изучения юристами дисциплин. Но именно она как общетеоретическая наука в системе наук антикриминального цикла, дает представление о самой преступности и ее причинах, разрабатывает систему мер реагирования с учетом международно-правовых доку-ментов. Парадоксально уделять внимание только уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и иным мерам, но не показывать будущим и действующим юристам, каковы реальные характеристики преступности и преступников, причины и условия массового нарушения уголовного запрета.
Значительно более эффективное использование криминологических знаний и кадров может быть осуществлено путем:
• учреждения в аппаратах Администрации Президента Российской Федерации и Полномочных представителей Президента Российской Федерации структур единой Криминологической Службы, которая бы на вневедомственной основе: анализировала криминальную ситуацию в России, ее причины; разрабатывала стратегии и целевые программы борьбы с преступностью, проекты нормативных правовых актов; организовывала проведение криминологической экспертизы нормативных правовых актов, вносимых субъектами законодательной инициативы;
• создания Всероссийского научно-исследовательского института проблем преступности с филиалами на местах. Ранее эффективно функционировал Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, но он ликвидирован;
• введения криминологии в число обязательных для изучения юристами дисциплин;
• совершенствования системы подготовки и переподготовки криминологов высшей квалификации;
• введения должности криминологов в правоохранительных органах в целях более точного решения кадровых вопросов, предупреждения криминализации деятельности данных органов, для оказания помощи оперативным сотрудникам, дознавателям и следователям в изучении механизмов преступного поведения, личности обвиняемых, причин и условий совершения преступлений.