Hotline


МЕДИАРЕСУРСЫ В ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 Версия для печати

 

mediaterror.docx (0 байт)  

Сундиев Игорь Юрьевич – главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор философских наук, профессор;
Смирнов Александр Александрович – ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук, доцент.
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы использования средств массовой информации в экстремистской и террористической деятельности. Обосновывается вывод о том, что СМИ выступают ключевым средством передачи устрашающих посланий от террористических организаций к обществу. Описывается социально-психологический механизм воздействия на общество информационного освещения в СМИ террористических актов и экстремистских действий. Изучается вопрос о создании террористическими организациями собственных СМИ для информирования о своей деятельности и ведения пропаганды.
Ключевые слова: террористическая и экстремистская деятельность, идеология терроризма, пропаганда, средства массовой информации.

 

Насилие или угроза насилием становится террористическим действием тогда, когда информация о нем формирует поведение достаточно больших групп людей. То есть, обязательными компонентами терроризма являются: акт насилия, генератор информационной картинки (послания), канал передачи информации, целевая аудитория. Именно поэтому первой террористической организацией принято считать секту сикариев, совершавших убийства римских легионеров в людных местах, что гарантировало быстрый и широкий информационный охват населения с помощью самого совершенного тогдашнего информационного канала – слухов.
С развитием средств массовой информации формируется близкая к современной концепция террора. Так, крупнейшая российская террористическая организация Х1Х века «Народная воля» имела не только свои информационные ресурсы в виде газет и брошюр, но и поддерживала контакты с ведущими изданиями1. «Динамитная война» американских сторонников независимости Ирландии против Британской империи в 1880 -1890 годы также характеризовалась активным привлечением медийных ресурсов США и Европы2.
Одной из целей современных террористических и экстремистских организаций в информационном пространстве является обеспечение глобального медийного освещения своей идеологии и совершаемых террористических актов. СМИ как наиболее мощный источник трансляции информации в массы рассматривается ими как ключевой канал донесения своих устрашающих «посланий» до общества и оказания давления на органы власти. Как отмечает Б. Накос, «прибегая ко все более зрелищным и жестоким действиям и, таким образом, повышая порог насилия, террористы уверены в самом широком освещении своих действий в прессе и общественном внимании»3.
Профессор Университета Джорджа Вашингтона Дж. Пост называет терроризм «медиафеноменом» и предлагает рассматривать его как особую форму психологической войны, ведущуюся через масс-медиа4. Именно через СМИ террористы получают неограниченные возможности для воздействия на власть и общественное мнение, для проведения массированных информационных атак, что в свою очередь является предпосылкой успеха в информационной агрессии, ставшей основным компонентом практически любого террористического акта на всех этапах его осуществления. «Медиатерроризм» порождает и стимулирует хаос, разрушения социальной устойчивости, усиления атмосферы «парализующего пессимизма», усиления общественной напряженности и конфликтности, нарушения нормального функционирования властных структур, подрыва доверия населения к действиям и намерениям власти5.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., распространение идей терроризма и экстремизма через средства массовой информации относит к числу основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации.
Повышение роли СМИ в деятельности террористических и экстремистской деятельности связано с тенденцией повышения социальной значимости и социального влияния формируемой средствами массовой информации (прежде всего, телевидением) виртуальной реальности, которая составляет основу процесса виртуализации общества6. Данный процесс носит весьма многоплановый характер. В контексте темы нашего исследования наиболее значимым является завоевание СМИ роли основного источника информирования общества и формирования образа окружающего мира. Подтверждением этого являются результаты социологических исследований. Так, проведенный в 2013 году опрос ФОМ7 показал, что именно из СМИ россияне чаще всего получают новости. Основным из них по прежнему выступает телевидение (85%), ему значительно уступают радио (20%), печатная пресса (21%), новостные сайты в Интернете (25%). Тем не менее, любое из указанных СМИ превосходит такой источник информации, как разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми (19%). При этом телевидение остается лидеров в плане доверия граждан передаваемой им информации (59%), более низкие показатели у интернет-СМИ и информации от родственников, друзей, знакомых (7%), печатной прессы (4%), радио (2%).

(Полная версия статьи в прикрепленном файле)