Hotline


"ЭЖ-ЮРИСТ": СВОБОДНЫЙ ПОРТ В ПЛЕНУ КОРРУПЦИИ

 Версия для печати

 

Экономическое развитие Дальнего Востока признано одним из приоритетных направлений государственной политики. Одним из ключевых дальневосточных проектов наряду с созданием территорий опережающего развития (ТОРов) является проект «Свободный порт Владивостока».

 

Восточные ворота
В настоящее время Владивосток является пятым (по состоянию на конец 2014 года) по грузообороту морским портом Дальневосточного бассейна (за 10 месяцев 2014 года перевалено 12,9 млн тонн грузов), связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Это превращает его в важный порт, а также в один из крупнейших в России международных транспортно-логистических узлов. Владивосток - важный перевалочный пункт для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и Юго-Восточной Азии.
Во исполнение поручения, содержавшегося в декабрьском послании Президента РФ Федеральному собранию, Минвостокразвития России разработало проект федерального закона «О свободном порте Владивостока». Согласно документу, под свободным портом Владивостока понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры господдержки предпринимательской и иной деятельности. Территория свободного порта будет включать 12 муниципальных образований: Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, Большой Камень, Партизанск, Пограничный, Партизанский, Шкотовский, Надеждинский, Хасанский и Октябрьский районы, а также море и акваторию. Свободный порт будет создан на 70 лет, однако срок его существования может быть продлен. Существование порта может быть досрочно прекращено при необходимости «охраны жизни или здоровья граждан, объектов культурного наследия, окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства».
Законопроектом предполагается создание в свободном порту четырех спецтерриторий: портовой; промышленной, которая должна обеспечить переход от экспортно-сырьевого типа развития экономики к инновационному типу; научно-внедренческой, направленной на разработку технологий и коммерциализацию их результатов; туристско-рекреационной, создаваемой для развития туристической инфраструктуры. Финансировать инфраструктуру этих территорий предлагается за счет внебюджетных источников, регионального и муниципальных бюджетов, а также различных форм частно-государственного партнерства.
Для создания благоприятных условий, развития транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, создания и развития инновационных производств, туризма и повышения качества жизни резидентов установят меры господдержки. Среди них льготные арендные ставки на недвижимость, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, освобождение от налогов на имущество и земельного налога, льготы по федеральным налогам, предоставление специального налогового режима, пониженные тарифы страховых взносов и применение процедуры свободной таможенной зоны. Преференции свободного порта будут распространяться на резидентов, которыми могут стать предприниматели или юрлица. Резидентами свободного порта не могут быть организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта.
Коррупции не избежать
Несмотря на столь оптимистичный прогноз развития Владивостокской агломерации, существует ряд серьезных рисков, могущих повлиять на реализацию рассматриваемого проекта. Помимо существующих транспортно- инфраструктурных и кадровых проблем нельзя не учитывать и коррупционные риски. Об этом наглядно свидетельствуют результаты Всероссийского соцопроса Фонда «Общественное мнение» об уровне безопасности личности. В ходе исследования в 9 субъектах ДФО опросили более 4,6 тыс. человек. Как оказалось, почти треть приморцев сильно обеспокоены проблемой коррупции. Сильнее их волнуют лишь бедность, безработица, уровень медобслуживания и образования, а также жилье.
В свою очередь, по данным прокуратуры Приморского края, в прошлом году было выявлено 7,8 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства (+ 18,3% к 2013 году), в том числе в сфере экономики - 1,8 тыс. таких правонарушений (+ 34,4%). Из них 60 - в сфере бюджетного законодательства, 114 - использования государственного (муниципального) имущества, 68 - землепользования, 91 - осуществления госконтроля, почти 1,5 тыс. - в сфере госзакупок.
Вопреки общероссийской тенденции в Приморье произошел почти 5%-ный прирост числа выявленных коррупционных преступлений с 366 до 384, из них фактов взяточничества - с 62 до 143, а коммерческого подкупа - с 24 до 51, злоупотребления должностными полномочиями - с 20 до 36. В отношении должностных лиц с особым правовым статусом было возбуждено 25 уголовных дел, из них 3 - против глав муниципальных образований, а 7 - депутатов.
По итогам прошлого года в общероссийском рейтинге по количеству зарегистрированных фактов злоупотребления должностными полномочиями и получения взятки Приморский край занял 24-е и 31-е места соответственно. Для сравнения: Хабаровский край - 43-е и 36-е, Амурская область - 33-е и 70-е, Сахалинская область - 67-е и 74-е, Камчатский край - 25-е и 74-е, Магаданская область - 82-е и 81-е места.
Не изменилась ситуация в текущем году. Уже в I квартале 2015 года прокуратурой выявлено 1,9 тыс. коррупционных правонарушений (+ 28%). По итогам надзорных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 246 должностных лиц, а к административной - 36. Сравнительный анализ свидетельствует об увеличении количества правонарушений в наиболее подверженных коррупционным рискам сферах: закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (с 392 до 875), землепользования (с 14 до 54), использования государственного (муниципального) имущества (с 28 до 55), бюджетного законодательства (с 45 до 50).
Наряду с этим на территории края было зарегистрировано свыше 100 коррупционных преступлений. В общей структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество, коммерческий подкуп и служебный подлог. При этом произошел прирост выявленных фактов взяточничества (с 33 до 54) и коммерческого подкупа (с 2 до 24), удельного веса фактов получения взяток (с 39,4 до 57,4%), среднего размера взяток (с 13 тыс. до 62 тыс. руб.) и коммерческого подкупа (с 18 тыс. до 914 тыс. руб.)).
Таможня берет добро
Серьезную озабоченность вызывает и коррупция в таможенной сфере. Так, в прошлом году антикоррупционными службами Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) по подследственности было направлено 50 (в 2013 году - 61) материалов о преступлениях, в том числе 17 (19) - коррупционного характера. По результатам их рассмотрения было возбуждено 38 (34) уголовных дел, в том числе 22 (18) дела по фактам коррупции: 10 (8) - в отношении таможенников, 8 (9) - взяткодателей, 4 (1) - бизнесменов.
Как показывает практика, большая часть выявленных преступлений связана со стремлением предпринимателей сэкономить на таможенных платежах для приобретения ценового преимущества перед другими участниками внешнеэкономической деятельности, попытками избежать ответственности за выявленные нарушения. Так, еще в 2013 году из 26 (в 2012 году - 9) случаев информирования о попытках склонения к совершению коррупционных правонарушений, в том числе о попытках дачи взяток, 10 случаев касались Владивостокской таможни.
Несмотря на это, по-прежнему встречаются случаи вымогательства взяток. Так, в октябре 2014 года Приморский крайсуд оставил в силе приговор Первореченского райсуда, признавшего бывшего начальника таможенного поста «Морской порт Владивосток» В. Костырина виновным в вымогательстве взятки в размере 60 тыс. долл. у одного из участников внешнеэкономической деятельности за возможность беспрепятственно перемещать товары через границу. Бывший таможенник был приговорён к 10 годам колонии строгого режима со штрафом в 700 тыс. руб.
Таким образом, решая вопрос о создании в Приморье свободного порта Владивостока, органы власти и управления всех уровней должны консолидироваться в целях миними¬зации коррупционных рисков, которые могут снизить макроэкономический эффект от реализации данного проекта.
(Александр СУХАРЕНКО,юрист, г. Владивосток. Журнал"эж-ЮРИСТ", №22)