Hotline


Речной порт захватили корсары

 Версия для печати

 

На следующей неделе, в Комсомольске-на-Амуре пройдет решающее собрание акционеров ОАО «Амур-Порт». За пять лет на предприятии, с тех пор, как оно ходит в банкротах, сменился уже четвертый конкурсный управляющий, но по-прежнему за штурвалом — бывшие руководители, которые уволившись, стали теперь основными кредиторами порта. Как выяснилось, именно в собственности прежних начальников — больших и малых — оказалось имущество большого транспортного узла — опорной точки в схеме северного завоза Хабаровского края. Нашлись даже свидетельства о госрегистрации этой собственности. Подъездные пути, склады, площадки и даже корабли — уже давно и тайно перешли от акционеров в частные руки.
Пока ищут регистратора этой собственности (он в спешном порядке в марте 2010 г. уволился из комсомольского отдела управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, уехал в Краснодар и преспокойно там живет), акционеры будут решать: куда дальше плыть и, главное, с кем.

 

Отдать швартовы!
Итак, в руках у нас документы по ОАО «Амур-Порт» (всего 48 томов), которые раскрывают всю долголетнюю операцию по попытке рейдерского захвата имущества. Теперь вырисовываются целые схемы, по которым причальные стенки, подъездные пути, склады, судовой состав меняли собственников; списывали и продавали дебаркадеры, автотранспорт, теплоходы, баржи; на невыгодных условиях передавали в аренду «Метеоры» и «Ракеты», буксиры и плашкоуты, оставляя себе для работы отстойный флот, требующий ремонта и затрат, а также терпели безденежье, наезды налоговых органов и жалобы сотрудников, лишенных зарплаты.
Кстати, в этой схеме пришлось пожертвовать своей репутацией даже гендиректору порта Юрию Изотову, который мировым судьей Ленинского округа Комсомольска-на-Амуре за невыплату зарплаты в 2004 году был судим по ст. 145-1 УК РФ.
Начало этой история берет в 2002 году, когда создалось фирма «Праксис М». Фактического адреса она не имела, сдавало нулевые балансы и ничего не делала. Хозяином и директором этого круговорота из пустого в порожнее числился некто Овчинников. Он и продал в октябре 2004 г. свою фирму некто Кобзеву.
Как позже выяснилось, Сергей Владимирович был директором ООО «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» в Хабаровске и держателем небольшого пакета (9 292 шт.) акций ОАО «Амур-Порт».
Но вот примечательная деталь. Перед этой странной покупкой, не сулящей на первый взгляд никакой прибыли, прежний владелец - Овчинников - успел выдать займ порту — 30 млн. руб. (договор №07-276/2 от 27 октября 2004 г.). Но деньги дал не свои. Откуда?! Он нашел предприятию кредитора, попросив за эту посредническую услугу 600 тыс. руб. Согласно платежного поручения №179 московская фирма ООО «Эрланг Эрго» (рег. 2003 г., уставный капитал 8,3 тыс. руб.) перевела 30 млн. на расчетный счет «Амур-Порта». Хотя теперь, эксперты ставят под большое сомнение, был ли этот кредит вообще с реальными деньгами, или лишь одни бумажки.
В последствие, опрошенный сотрудниками милиции Овчинников этой операции не припомнил. Не требовала возврата кредита и московская фирма. А вот эти 30-ти миллионные обязательства по возврату долга порта перешли вдруг к ООО «Праксис М» и новому директору г-н Кобзеву. Маленькая фирма «Праксис М» в одночасье превратилась в большого кредитора крупнейшего порта на Амуре. Здесь-то и стала ясна цель покупки фирмы. Сергей Кобзев стал председателем совета директоров порта.
К этому долгу присоединилась еще одна небольшая фирма - ООО «Контакт», которая скупила у тепловых сетей задолженность порта в 330 тыс. руб. И тут же подала ходатайство в Арбитражный суд Хабаровского края о признании ОАО «Амур-Порт» банкротом. 10 января 2005 г. судья Светлана Мыльникова за долг всего в 300 тыс. руб. вводит на предприятии с миллиардным активом процедуру наблюдения! Временным управляющим назначается небезызвестный и нашумевший герой - Олег Валентинович Сысков. Весь в белом.
Есть контакт
Известно, что общая сумма кредиторской задолженности ОАО «Амур-Порт» по данным бухгалтерского баланса на 1 октября 2004 г. — 131 млн. 787 тыс. руб., в том числе: перед федеральным бюджетом — 40,4 млн. руб., бюджетами субъектов РФ — 2,9 млн. руб., местными бюджетами — 571 тыс. руб., государственными внебюджетными фондами — 40,7 млн. руб., другими кредиторами — 1,8 млн. руб. Но ведь заявление о возврате долга подала именно фирма «Контакт» за 300 тыс., а обосновать необходимость конкурного производства в отношении огромного предприятия с мизерным долгом трудновато было даже для Сыскова.
Поэтому на помощь призвали «Праксис М» со своим 30 млн. правом требовать чьи-то московских деньги. У самой-то фирмы, если помните, денег никогда не было, лишь десять тысяч на регистрацию. И вот, гендиректор «Амур-Порт» Юрий Изотов добровольно (!) признает «Праксис М» своим кредитором, а себя должником. Конкурсный управляющий Сысков тоже не против. Судья стучит молотком, и, 13 июля 2005 года в порту вводится процедура конкурсного производства.
Далее, процедура утопления предприятия пошла по отработанной схеме. Стали качать обязательства и чуть ли не добровольно влезать в долги. Судья стучал молотком с частотой дятла и закрепляла их судебными решениями. Вот так слаженно и бойко, за очень короткий срок задолженность порта фирмам набежала в 43 млн. 802 тыс. 54 руб. и 40 коп. И какая точность: посчитали все до копейки!
По списку
Таким образом, достигнув 42% кредиторских прав требований, «Праксис М» уступило место другим кредиторам, аффилированным с руководство ОАО «Амур-Порт». Их стоит перечислить, поскольку собственники руководители этих структур, как показало время, так же входили в схему. Основными кредиторами теперь уже стали бывший гендиректор порта Юрий Изотов и его коммерческий директор Александр Богомолов, учредители и руководители ООО «Речной порт». А также Сергей Кобзев, председатель совета директоров порта и все тот же бывший гендиректор порта Юрий Изотов — учредители и руководители ООО «Амур-Транзит». А еще были ООО «Троицкий речной порт», ООО «У моста-111», ЗАО «Универсальная лизинговая компания», ООО «Бизнес-Трейд» и ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». Все они вошли в число конкурсных кредиторов ОАО «Амур-Порт».
Отдельно, следует отметить странные арендные отношения банкрота с ОАО «Николаевский морской порт» и его директором Александром Павловичем Шильциным. Ведь, как показала проверка, флот ему сдавался в аренду без документального оформления. А нет аренды, нет арендных платежей. Есть только чистая прибыль.
Необходимо сказать слово и о коммерческом директоре ОАО «Амур-Порт» Александре Германовиче Богомолове. Ведь нашлись те Свидетельства о госрегистрации имущества порта, которые ему быстро проштамповал сбежавший на Запад чиновник еще в 2004 году. А по ним, Богомолов теперь чуть ли не главный собственник портового хозяйства, а у акционеров и порта давно уже ничего нет.
Хотя стойте. В октябре прошлого года на Амуре близ Хабаровска было захвачено теплоход «Капитан Борис Бехли». Оперативниками ФСБ было установлено, что захваченное судно принадлежит ОАО «Амур-Порт» и находится в субаренде у ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» с 2005 года. Решение захватить судно принял конкурсный управляющий «Амур-Порта», чтобы вернуть имущество, за которое порт Николаевска-на-Амуре якобы не платил арендную плату. Ну вот одно судно нашлось.
В 2008 г. по заявлению ФСБ, ссылаясь на то, что конкурсный управляющий Сысков не имел допуска к секретным документам, по суду его отстраняют. Однако главный кредитор (ООО «Праксис М») оформил на Сыскова доверенность представлять свои интересы, а тот назначил главным бухгалтером свою гражданскую жену - Марину Калмыкову и все стало опять на своих местах. Новый управляющий Алиев, которому Калмыкова «забывала» начислять даже зарплату, написал заявление в милицию. При выемке документов в офисе у представителя кредитора - Сыскова нашли факсимиле и копии печатей идентичных с конкурсным управляющим. Третьему управляющему г-ну Савельеву просто пригрозили, и он уехал в Москву. Четвертый — г-н Легалов пробыл несколько месяцев.
Новый управляющий Евгений Пак, назначенный 6 апреля нынешнего года, теперь пишет во все инстанции заявления, с просьбой проверить: кто и что растащил за пятилетку перманентного банкротства Комсомольского порта. Хотя эти имена и фамилии следствию известны, да и мы их уже назвали выше. Предполагаем, что после собрания, к теме банкротства порта мы еще вернемся...

Константин Пронякин.

Справка
ОАО «Амур-Порт» образовано в 1993 г. путем преобразования государственного предприятия «Комсомольский-на-Амуре речной порт». Уставный капитал - 16 млн 856 тыс. 400 руб. Эмитентом выпущено 280 940 обыкновенных именных акций. Акционеры: Российский фонд федерального имущества – 25,5 % акций, ООО «Дальмарин» – 18,64 %, ООО «Весь мир» – 18,5% (всего 347 акционеров, у физических лиц 29% акций).

Сысков Олег, 24.06.2011 17:19:46
29 апреля 2011 года отстранили конкурсного управляющего Пака Е.Х. за то что успел "освоить" за пол года работы для собственных нужд более 30 млн. Прилагаю судебный акт где изложены не домыслы, а выяснены обстоятельства "освоения" только на 13млн.за что пакостник и был отстранен: http://kad.arbitr.ru/data/pdf/8adf8595-ac66-47c2-af2a-f197ccef2ed2/A73-92-2005_20110406_Postanovlenie+apelljacii.pdf
Олег Валентинович