Hotline


ООО «Бриз» объединяет усилия речников, бизнес-партнеров и спасателей в борьбе за плавучесть флота, приписанного к речному порту Комсомольска

 Версия для печати

 

Плавучую мастерскую, затопленную неустановленными лицами апрельской ночью 2013 года, удалось оторвать от дна и отбуксировать от грузового причала города юности лишь под занавес навигации-2014. Только после того, как лед на реке у Комсомольска сможет выдержать большегрузную технику, специалисты компании во главе с предпринимателем Петром Мигалчаном начнут серию мероприятий по возможной реанимации «ПМ-402».

 

ОПАСНЫЙ КРЕН
Подъём плавучей мастерской местные СМИ преподали поначалу в режиме он-лайн как некие «7-дневные учения». На самом деле подъём «ПМ-402» (доковый вес 600 тонн) стоил компании «Бриз» не один миллион рублей. Операция, осложненная в течение 3 суток штормовым ветром, по полной программе задействовала 5 речных буксиров, спецтехнику, современные силовые агрегаты, мощные насосы, способные перекачивать за час сотни кубометров воды из затопленных цехов, в которых при СССР прямо на амурских волнах кипели токарные, кузнечные, механические работы, гудели деревоперерабатывающие станки и энергетические установки.
Но главное, заказчику нынешних работ потребовались консолидированные усилия опытных сотрудников краевого поисково-спасательного отряда под началом Валерия Антонюка, четкое выполнение специфических обязательств «Владивостокской морской строительной компанией», проводившей компетентное водолазное обследование плавмастерской с целью выдачи заключения о повреждении корпуса и причинах затопления судна, в баках которого, кроме прочего, находилась почти тонна топлива.
- Мастерская при попытках подъема неоднократно давала опасный крен, заваливаясь вместе с участниками операции, - констатировал репортерам в круговерти событий представитель МЧС Валерий Антонюк. - Корпус «ПМ-402» словно «намертво» что-то удерживало с левого борта. Внутри судна большое количество тяжелого оборудования. Возможно, оно сорвались с креплений, создав после откачки трех четвертей воды опасный дифферент.
Судно через несколько дней всё же удалось выровнять, стабилизировать в горизонтальном положении и подготовить к буксировке с соблюдением всех норм природоохранного законодательства. Участники операции трудились в тесном взаимодействии с командой судоремонтников под руководством хорошо известного среди Амурских корабелов многопрофильного инженера - начальника грузового терминала ООО «Бриз» Владимира Цуканова.
Руководить в самые ответственные моменты подъема «ПМ-402» пытались многие, но именно Владимир Николаевич, безусловный лидер трудового коллектива речников, как отмечают участники операции, взял на себя основную долю ответственности за спецов, немало рисковавших в ходе так называемых «учений». Кстати, подъем плавучей мастерской должен был состояться еще в октябре 2013 года, однако аномальный уровень Амура, а также невозможность проведения водолазных работ в период ЧС не позволили поднять судно в намеченные сроки.
КТО ОТКРЫЛ КИНГСТОНЫ?
В итоге плавучая мастерская к началу ноября 2014 года отбуксирована в затон, у причалов которого в последние годы не раз при загадочных обстоятельствах уходили под воду суда, находящиеся в собственности ОАО «Амур-Порт» (АП). Какие бы меры не принимались по обеспечению безопасности их стоянки, некие темные силы планомерно превращали акваторию по адресу Хорпинское шоссе, 4 в «кладбище советских кораблей».

Между тем, этой осенью реализуется решение местного судьи С. В. Кузьмина, обязавшего по заявлению транспортного прокурора города удалить «ПМ-402» из акватории, экология которой по вине неизвестных губителей флота оказалась под негативным техногенным воздействием.
Как установил еще в июле Ленинский суд Комсомольска-на-Амуре, «в водную среду попадают невыработанные остатки судового топлива, машинного масла, нефтепродуктов, содержащихся в силовой установке и магистралях судна, что способствует загрязнению акватории, дна, берегов». В это время акватория «в рамках учений» была обнесена абсорбирующими бонами, поглощающими обширное масляное пятно.
Как известно, компания «Бриз» арендовала плавучую мастерскую у ОАО «Амур-Порт», но так и не получила возможность восстановить и в дальнейшем эксплуатировать ее из-за спровоцированной судебной тяжбы. Кроме того, именно руководство ООО «Бриз» обратилось в правоохранительные органы с целью установить истинную причину затопления «ПМ-402». Но лично автору материала, внимательно следящему за соответствующими экспертизами на Амуре и у морских берегов Хабаровского края, слабо верится в быстрое появление заключения, сполна обличающего конкретного «вредителя» и проливающего свет на очередной экологический инцидент с участием нынешнего управленческого аппарата «Амур-Порта».
Кстати, «ПМ-402» до передачи в аренду не проходила у судовладельца нормативного докования многие годы. В то же время руководством ООО «Бриз» предпринимались конкретные действия для спасения судна. Одновременно в транспортную полицию поступали заявления о необходимости проведения проверки по факту затопления плавучей мастерской. Но Комсомольским ЛО МВД дважды выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Бывалые речники, хоть и не претендуют на роль экспертов в последней инстанции, зато не скрывают от прессы небезосновательной версии: только теневые коммерческие интересы могли побудить злоумышленников открыть кингстоны «ПМ-402» и в одну весеннюю ночь накануне навигации уложить ее на грунт.
- К концу 2014 года, когда появится возможность подвести по крепкому льду спецтехнику к плавмастерской, планируем провести полную герметизацию палубы, срезать надстройку и вварить внутрь трубы, - прогнозирует дальнейшую работу на «ПМ-402» главный инженер арендовавшего её предприятия Владимир Цуканов. – Будущей весной эти работы позволят завести в металлические коммуникации шланги насосной станции и откачать оставшуюся воду. Затем будем пытаться его восстановить. Если не выйдет, уникальное судно будет утилизировано.
СЛУЧАЙНЫЕ «УТОПЛЕННИКИ»?
Вернуть к жизни остро востребованную речниками плавучую мастерскую, как утверждают опытные корабелы из команды Владимира Цуканова, теоретически можно, хоть и обойдется этот проект реаниматорам местного флота во многие миллионы рублей. Однако затормозить созидательные планы судостроителей ООО «Бриз» может собственник судна в лице главного управленца ОАО «Амур-Порт». Он пока, судя по всему, не готов приложить максимум усилий для восстановления вверенного флота.
Подтверждением тому - хронология исчезновения пассажирских судов и впавшие в летаргический сон при гендиректоре АП Олеге Сыскове остатки Комсомольского речного флота. Судя по сегодняшнему техногенному пейзажу у затона АП, на вечную стоянку обречены и три последних, пока еще не порезанных на металлолом Метеора, безнадежно ржавеет на бетонном причале носом к Амуру стремительный «Восход», обреченно застыл вполне готовый к восстановлению ОМ -4. Иди и смотри…
В дальнем углу затона ОАО «Амур-Порт» торчат из воды конструкции другого омика, который на старте прошлой навигации также «вдруг» утонул. Свежо в памяти комсомольчан экологическое происшествие, связанное с проникновением в акваторию реки большого количества горюче-смазочных материалов из утонувшего «ОМ-9». Кроме малька, как уже сообщало наше печатное издание, среди прибрежного мусора валялись дохлые и полуживые рыбы: крупная ауха, караси, сазаны и даже редкий вид лосося – сима.
Территорию у затопленного судна вместе с автором материала осматривали старший помощник природоохранного прокурора Евгений Веселов и госинспектор Оксана Копочинская. Составленный «Акт обследования участка…» зафиксировал «наличие мертвой рыбы» даже по истечению более 20 суток с момента погружения судна на дно: «…в том числе единичные экземпляры касатки-скрипуна, карася, сазана, налима, щуки, лосося…».
Нельзя забывать и о других «случайных утопленниках» в новейшей истории затона ОАО «Амур-Порт». Немногим судам удалось избежать этой участи по «приговору» неустановленных лиц. К примеру, позапрошлым летом местные речники А. В.Дейниченко и И. Г. Кочнев, проверяя безопасность арендованных судов, вовремя заметили опасный крен на речном толкаче.
В присутствии полиции обнаружилось поступление воды в машинное отделение судна. Только экстренная откачка воды, проведенная работниками ООО «Бриз», выявила причину его «притопления». Опять-таки, были зафиксированы открытые неустановленными лицами кингстоны - вследствие незаконного проникновения злоумышленников через иллюминаторы с предварительно выставленными стеклами. После многочисленных жалоб в правоохранительные органы возбуждалось уголовное дело в рамках 267 УК РФ «Приведение в негодность транспортных средств», но вновь наказания никто не понес.
В то же время ООО «Бриз» не раз демонстрировало свою заинтересованность в проведении ремонта, а также эксплуатации собственных и арендованных судов. Стратегия компании, активно инвестирующей частный капитал в возрождение Амурского флота, абсолютно понятна и прозрачна: многомиллионные капиталовложения в судоремонт можно возмещать только дальнейшей эксплуатацией флота.
Команда главного инженера предприятия Владимира Цуканова, под началом которого трудятся более 60 сварщиков и сборщиков, имеет немалый опыт работы даже в самые лютые холода. Журналисты Приамурья не раз убеждались: морозы и ветра не мешают трудовому коллективу, обеспеченному широкоформатным фронтом работ, выполнять поставленные задачи в зиму. Современное оборудование, дорогостоящие материалы, безукоризненная корабельная техника плюс достойная оплата труда и полный соцпакет у работников не заставляют ждать закономерный результат.
Каждую весну судоремонтный участок ООО «Бриз», вкладывая десятки миллионов рублей только в закупку регистровой стали для замены корабельных корпусов, выводит в Амур очередные суда, готовые выполнять стратегические задачи в масштабах 27 региона и за его пределами.
МЕЖДУ ТЕМ
Этой осенью Ленинским районным судом Комсомольска-на-Амуре решено удалить из акватории Амура пассажирский теплоход ОМ-9, о вредном влиянии которого уже не раз информировали население Хабаровского края газета «Приамурские Ведомости» и информагентство АМУРПРЕСС. Акватория у побережья индустриального центра, судя по свежим судебным прецедентам, должна вскоре освободиться и от других «утонувших» кораблей.
14 октября 2014 года суд также удовлетворил очередное исковое заявление местного транспортного прокурора. Орган правосудия обязал собственника ОАО «Амур-Порт» освободить водоохранную зону от частично затопленного сухогрузного теплохода «Флора», корпус которого оказывает негативное воздействие на биологическую среду.

Юрий Ковалев