Hotline


Передел без предела

 Версия для печати

 

19.07.2011

В настоящий бой на воде перерос ожесточенный коммерческий спор представителей крупных компаний при попытке поделить имущество, изначально принадлежавшее ОАО «Амур-порт». Управленцы и экс-управленцы известных предприятий, не дожидаясь решения арбитражного суда, захватывали в Комсомольске-на-Амуре буксиры и баржи всеми способами, применяя психологическое давление, силовые методы и обман, провоцируя судовые экипажи и военизированную охрану

 

.
Пока паны штурвалы рвут…
«Забытым» на берегу капитанам судов пришлось преследовать угнанные из затона транспортные средства до самой низовки, а затем перегонять отвоеванный грузовой флот обратно, от Николаевска-на-Амуре к родному комсомольскому причалу. Палубный треск от жесткого передела не разбудил своевременно полицейские и надзорные службы. Июньские волны, видимо, его заглушили. Зато резонансный шум донесся до губернатора. На последнем заседании совета по противодействию коррупции Вячеслав Шпорт дал всем ответственным чиновникам и правоохранительным органам поручение взять под особый контроль ситуацию, из-за которой в разгар летней навигации едва не остановилось движение по Амуру.
Кроме того, из-за «портовых панов, рвущих друг у друга чубы и штурвалы», страдает трудовой коллектив речников Комсомольска-на-Амуре. В неведении десятки тысячи пассажиров и заказчиков грузоперевозок, напрямую зависящих от стабильной работы главных причалов Приамурья. Сегодня Дальневосточная транспортная прокуратура (ДВТП) и территориальные надзорные органы направили основные усилия на проверку фактов, угрожающих провалом мероприятий по северному завозу и срывом масштабных контрактов по доставке грузов для Газпрома, «Полиметалла» и других крупнейших предприятий ДФО.
Исполняющий обязанности Дальневосточного транспортного прокурора Иван Уваров не дает пока никаких комментариев по инциденту. «Даже до предварительных выводов еще далеко», — на этих словах завершилось и общение с исполняющей обязанности комсомольского транспортного прокурора Кариной Колосовой. Однако корреспондент предпринял попытку самостоятельно выбраться из массы слухов о «новых пиратах Амура» и восстановить цепь событий из более открытых для СМИ компетентных источников. Начнем с самых свежих и показательных эпизодов.
Согласно решению Арбитражного суда Хабаровского края, 16 июня прекращено дело о банкротстве ОАО «Амур-порт», оглашено решение об утверждении мирового соглашения между основными претендентами на активы предприятия, одновременно прекращены полномочия конкурсного управляющего. В преддверии итогового вердикта состоялось собрание акционеров ОАО «Амур-порт», на котором генеральным директором избран О. В. Сысков. Да-да, тот самый Олег Валентинович, которого знали на многих предприятиях региона в последние месяцы их существования.
Но, возможно, «черное досье» на реаниматора угасающих компаний во многом сфабриковано конкурентами? Причем сценарии деятельности «банкротных дел мастера» таковы, что правоохранительные органы ни разу не могли вменить ему что-либо неопровержимое в рамках УК и довести заключение до обвинительного вердикта уголовного суда.
Сегодня дальневосточные следователи, конкуренты и чиновники снова открывают «сомнительные страницы» новейшей биографии бывшего военного юриста Олега Сыскова. В то время как сам он, уже в качестве генерального директора ОАО «Амур-порт», официально выражает признательность власти за активную помощь в утверждении мирового соглашения и освобождении комсомольского портового хозяйства от банкротства.
Дежа вю
— Я верю, что под пристальным вниманием первых лиц края в комсомольском порту будет наконец-то наведен порядок и гораздо легче пойдет работа по восстановлению предприятия, — оптимистично и без оглядки на прошлое подчеркивает сегодня новый гендиректор «Амур-порта». И все же многие должностные лица, как и работники канувших в лету предприятий, не в силах избавиться от дурных ассоциаций с недавним прошлым Олега Валентиновича.
Всплывает в памяти и эпизод захвата в Хабаровске речного буксира «Капитан Борис Бехли» одной октябрьской ночью. Той осенью, кстати, все очень схоже было с нынешними событиями в затоне у Комсомольска-на-Амуре, только роли хозяев и захватчиков распределялись с точностью до наоборот. Следователи тогда намеревались возбудить уголовное дело по статье 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы»... Однако члены экипажа судна в один голос заявили, что захватчики, забирая свое же судно у задолжавших субарендаторов, предлагали всем желающим сойти на берег. Операцию по освобождению буксира проводили сотрудники ОМОН. Но не попал тот инцидент и под статью «Пиратство», так как судно находилось явно не в нейтральных водах. «Самоуправство» и «Вымогательство» также отскочили от 12 захватчиков, поднявшихся на борт «Бехли» вроде бы… с автоматами в руках.
В тумане прошлых лет и деятельность фирмы «Речтранс-ДВ», делами которой также заправлял герой многих телесюжетов, газетных разоблачений и сайтов Сысков. Будучи арбитражным управляющим, он в обозримом прошлом «оздоровлял» ОАО «Остон» (Хабаровский завод имени Кирова), имевший, кстати, бизнес-план с гарантиями администрации края, Сбербанка и Альфа-Банка. В мае 2004 года в отношении Сыскова пытались возбудить дело по статье 201 УК «Злоупотребление полномочиями», инкриминируя вывод из конкурсной массы «Остона» 340 миллионов рублей. Однако вскоре и это расследование прекратилось.
Выводил Сысков из кризиса «Дальсельмаш» (Биробиджан), Краснореченский совхоз (Хабаровск) и ряд других издыхающих предприятий. Никто как следует не проверял сведения о том, что Сысков, мол, привез с запада страны в наш край целую команду управляющих для работы под его контролем. В частности, и на аккумуляторном заводе Комсомольска-на-Амуре, где управляющий добился соглашения между владельцами и кредиторами, но сам же якобы и способствовал исчезновению активов КнААЗ. В 2002 году, будучи конкурсным управляющим ОАО «Нижне-Амурский рейд», Олег Сысков подозревался в сговоре с руководством порта Николаевска-на-Амуре, будто бы намереваясь продать входившую в конкурсную массу нефтебазу. Но и здесь все завершилось формулировкой «за отсутствием состава…».
Раздражал Сысков своими действиями и управленцев-сельскохозяйственников, разбиравших хитросплетения растянутого на годы банкротства ОПХ «Восточное». В то время губернатор призывал подключить к проверке разоренного агрокомплекса и УВД, и прокуратуру, чтобы изыскать деньги на корм отощавшим коровам, вернуть скотникам и дояркам Восточного хотя бы долги по зарплате...
Засветился «конкурсный разоряющий», как резко и, возможно, абсолютно несправедливо окрестили Олега Валентиновича скандальные репортеры, и на Колыме, где взбадривал экономику ЗАО «Чукотрыба». Его фамилия пропала из списков «Российской саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих» (РСОПАУ) решением краевого арбитражного суда о дисквалификации Сыскова на один год — по заявлению управления ФРС Магаданской области и Чукотс¬кому АО.
Хроника пикирующего «Амур-порта»
Впрочем, это далеко не весь широко известный «творческий альбом» Сыскова, со своей неуемной управленческой энергией явно претендующего на звание «самого проворного и непотопляемого конкурсного управляющего ДФО». Пока же Олег Валентинович предоставил нашей редакции сведения, демонстрирующие существование портового хозяйства Комсомольска-на-Амуре вплоть до его избрания гендиректором ОАО «Амур-порт».
Сейчас мы сделаем бросок на 13 лет вперед из 1992 года, когда путем преобразования госпредприятия «Комсомольский-на-Амуре речной порт» родилось ОАО. Напомним лишь важную деталь: все объекты движимого и недвижимого имущества в свое время были переданы порту Амурским речным пароходством. Правда, права собственности на них вовремя не оформили. Выписки из БТИ до 2005 года отсутствовали, а сами объекты не были даже идентифицированы.
Итак, июль-2005: предприятие признано несостоятельным, конкурсным управляющим назначен Сысков. Октябрь-2006: в связи с отсутствием у Сыскова допуска к государственной тайне он освобожден от исполнения обязанностей, конкурсным управляющим назначен С. Г. Алиев. Июль-2008: за ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражный суд отстранил конкурсного управляющего Алиева, его сменил А. Н. Савельев. Февраль-2009: конкурсным управляющим назначен В. А. Легалов. Апрель-2010: за ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражный суд отстранил Легалова и назначил конкурсным управляющим Е. Х. Пака.
Февраль-2011: действия конкурсного управляющего Пака по заключении договоров ремонта с ООО «Топливные ресурсы» и оплате их в размере 13 миллионов признаны незаконными, нарушающими права и законные интересы кредиторов и должника ОАО «Амур-порт». Апрель-2011: срок конкурсного производства продлен до 12 июля 2011 года, отстранен конкурсный управляющий Пак, его сменил А. А. Гаврилов. Май-2011: состоялось собрание кредиторов, принято решение об утверждении мирового соглашения, генеральным директором предприятия избран Сысков.
16 июня краевой Арбитражный суд вынес решение об утверждении мирового соглашения, прекратив в результате многолетнее дело о банкротстве ОАО «Амур-порт».
А 14 июня, буквально за два дня до итогового вердикта, в затоне, где отстаивались суда предприятия, происходили события, которые вскоре, возможно, будут рассматриваться уже не в арбитражном, а в уголовном порядке. Не станем цитировать заявление, направленное Сысковым в Дальневосточную транспортную прокуратуру и продублированное в редакцию, а обратимся к одному из основных свидетелей очередного беспредела на Амуре.
Погоня по-капитански
— В тот вторник, когда я завозил продукты на судно, мне позвонил на мобильник представитель руководства Николаевского порта Слабоденюк, — рассказывает капитан буксира «Капитан Ипполитов» Василий Цой. — Он предложил мне резко сменить работодателя, написать заявления об увольнении из «Амур-порта» и одновременно о приеме на работу в порт Николаевска-на-Амуре. Я отказался от такого неожиданного предложения.
Перед проходной к затону, где стояли наши толкачи и баржи, нас встретила вооруженная охрана, которая никого из обновленного руководительского персонала к причалу не пропустила. Когда я на правах капитана все же вышел на пристань, теплоход (ОТА «Поток») из Николаевска-на-Амуре уже привязывал к борту вместе с другими отшвартованными судами и мой толкач. Там находились трое членов экипажа. О методах, которыми их обрабатывали похитители, стало известно позже. Я связался с подчиненными по сотовому и дал им указание не покидать судно ни при каких обстоятельствах. А мне оставалось лишь наблюдать, как два буксира и две баржи удаляются в неизвестном направлении.
На следующий день вместе с механиком и поваром на рейсовом «метеоре» мы вышли по следу исчезнувшего флота. Догонять захватчиков также вышел экипаж толкача РТ-690 под руководством капитана Владимира Тихова. О происшествии представители «Амур-порта» немедленно заявили в дежурную часть УВД Комсомольска-на-Амуре и местный ЛОВД. Реакции правоохранительных органов почему-то не последовало.
В районе поселка Савинское мы догнали свое судно и при содействии экипажа «метеора» прямо на ходу перебрались с борта скоростного теплохода на палубу «Капитана Ипполитова». Нам, естественно, никто ничего не объяснял, когда мы продолжали на привязи следовать в порт Николаевска-на-Амуре. Затем нас, морально подавленных круговой порукой, загнали в затон Николаевского судостроительного завода. В связи с отсутствием на буксирах разрешительных документов, запаса топлива и продовольствия экипажи не смогли сразу предпринять активных действий и оказать противодействие. Однако потом что-то наверху, видать, изменилось, нас обеспечили горючим и провизией для отправки обратно в Комсомольск-на-Амуре, куда мы дошли под бортом теплохода только в конце июня.
Что будет с нами дальше, сказать трудно. В таких условиях выполнять свои обязанности нельзя. А сколько сил и средств впустую потрачено на эти нелегальные рейсы до низовки и обратно? Но, слава богу, буксиры и баржи снова на месте. Остается надеяться, что новый гендиректор Сысков обеспечит нас обещанными лицензиями, а трудовой коллектив «Амур-Порта» еще успеет поработать до конца навигации 2011 года и получить зарплату. Тем более правительство Хабаровского края заинтересовано в сохранении порта как опорной точки в схеме северного завоза.
Прокурор разберется
По официальной информации, 22 июня Ространснадзор установил местонахождение и двух барж — в краевой столице, возле причала Хабаровского участка ОАО «Николаевский морской порт». Суда, готовые к погрузке, были осмотрены. Ространснадзор запретил их эксплуатацию в связи со многими нарушениями и отсутствием на них документов. Иные государственные органы проигнорировали защиту прав собственности ОАО «Амур-порт», как информирует его новое руководство прокуратуру и правительство края.
Гендиректор предприятия Олег Сысков подал на минувшей неделе заявление транспортному прокурору, требуя привлечь к уголовной ответственности директора ОАО «Николаевский морской порт» Александра Шильцина. По сведениям заявителя, именно он отдал распоряжение перегнать вниз по Амуру буксир-толкач РТ-690 (12 миллионов рублей), буксир-толкач «Капитан Ипполитов» (12,9 миллиона рублей), баржу бункерную МБ-2513 (17,8 миллиона рублей), баржу площадки МП-2806 (20 миллионов рублей) — всего на сумму более 63 миллионов рублей.
— Руководство Николаевского порта вводило в заблуждение различные органы, предоставляя договора аренды флота с ОАО «Амур-порт», якобы заключенные с отстраненным в апреле 2011 года конкурсным управляющим Паком, — убеждает сегодня транспортную прокуратуру и СМИ Сысков. — О подложности этих контрактов свидетельствуют многие факты. 27 июня 2011 года стало известно, что Шильцин предоставил в Амурское управление Ространснадзора копии поддельных свидетельств о праве плавания под Государственным флагом РФ на два судна. При этом подлинник документа из ведения предприятия не выходил, нотариусу не представлялся, и волеизъявления на передачу права на судна со стороны ОАО «Амур-порт» не было. Используя служебное положение, Шильцин дал команду подчиненным загрузить баржи, принадлежащие ОАО «Амур-Порт», и отправил их немедленно в реку Амгунь в мини-порт поселка Оглонги. Таким образом, открыто похитив суда и придав вид законного их использования путем предоставления фальсифицированных документов, находясь в сговоре с несколькими лицами и имея преступный умысел, Шильцин причинил ущерб истинному собственнику в особо крупном размере.
Для отработки у следователей есть также информация о бывшем коммерческом директоре ОАО «Амур-порт», в личной собственности которого якобы оказался целый грузовой район: склад штучных грузов, подъездные пути, включая железнодорожные и подкрановые, склад песка, а также часть пристани Пивань. Более того, этот экс-управленец заключил договор с вневедомственной охраной, которая по сей день не признает истинных собственников ОАО «Амур-порт», не подпуская их даже к забору. В итоге игнорируется судебный акт (определение Арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-92/2005 от 30.05.2011), запрещающий кому-либо передавать имущество порта, который в очередной раз собирается реанимировать его новый гендиректор Олег Сысков. Продолжение следует.
Автор: Юрий Ковалёв
Количество просмотров: 1880