Hotline


Первого апреля 2016 года был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 год.

 Версия для печати

 

Теперь федеральным, региональным и муниципальным органам власти предстоит разработать соответствующие планы по предотвращению коррупции и представить отчеты по этапам проведенной работы.

Новый Национальный план внес серьезные изменения в установленный в 2014 году баланс проблем и задач в области противодействия коррупции, поставленных перед органами власти.

Некоторые темы полностью пропали из повестки дня, какие-то впервые оказались озвученными. Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» предлагает обратить внимание на некоторые инновации в главном антикоррупционном документе страны.

 

Комментирует Антон Поминов, генеральный директор «Трансперенси Интернешнл – Россия»:

«Целями Национального плана на 2014-2015 год были – обеспечение организационных основ противодействия коррупции и просвещение граждан, а также обязанность сообщения о коррупции и незаконном вознаграждении от юридического лица.

Акценты нового нацплана — меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, совершенствование механизмов декларирования расходов публичных должностных лиц и борьба с незаконным обогащением, в частности введение гражданской конфискации за незаконное обогащение, в том числе на муниципальном уровне; шаги по повышению эффективности госзакупок, усиление международного сотрудничества и действий по выявлению, аресту и возвращению активов, полученных коррупционным путем, меры по усилению этических и нравственных норм среди чиновников, а также антикоррупционное просвещение и антикоррупционная пропаганда.

В Нацплане на 2014-2015 год шла речь об обеспечении защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжаловались.

В новом Нацплане защита заявителей о коррупции не упоминается вообще. Пропали также упоминания об Управлении Администрации Президента по вопросам противодействия коррупции. При этом, согласно нацплану, расширяются меры по контролю за конфликтом интересов на всех уровнях.

С 1 апреля этого года все федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации должны использовать «Справки БК» и «Справки ГС» – программы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и анализ данных о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Правительству РФ предписано выпустить методические рекомендации по проведению анализа сведений в декларациях, Верховному суду и судебному департаменту — разработать и доработать методические рекомендации по публикации деклараций, квалификационной коллегии судей – представить рекомендации по наложению дисциплинарных взысканий, а Совету судей – рекомендовать, как проводить проверки по судьям и также представить предложения.

С начала 2017 года использование «Справок БК» обязательно при заполнении судьями и лицами, претендующими на должность судьи, справок о своих доходах, расходах и имуществе.

Министерству юстиции поручили разработать такие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые позволили бы прокурорам подавать гражданские иски не только в защиту государства, но и в защиту муниципалитетов и муниципальных унитарных предприятий».

Комментирует Андрей Жвирблис, заместитель директора «Трансперенси Интернешнл – Россия», руководитель проекта «Декларат".
«В день первичной публикации документа размещается его версия, не позволяющая осуществлять поиск по тексту. Это неудобное и ничем не обоснованное решение, которое значительно затрудняет анализ документа, возможность поиска по тексту не только является критерием оценки открытости власти, но и закреплено в некоторых официальных нормативных актах.

В Нацплане плане фактически признаётся, что институт гражданского изъятия незаконно нажитой собственности не работает должным образом: предполагается провести исследования российского законодательства на его предмет и активизировать работу по данному направлению.

Изъятия имущества, происхождение которого официальное лицо не может объяснить, громко анонсировалось официальными лицами в разных контекстах, в том числе в качестве альтернативы введению уголовной ответственности (фактически – альтернативы ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции); на самом деле случаи применения этих норм единичны и недостаточны, и сейчас это признаётся на уровне президента.

Государство планирует продолжить внедрение единой цифровой системы информации о государственной службе. К сожалению, из документа мы видим, что до полноценного внедрения системы ещё достаточно далеко и требуется её гармонизация с другими информационными комплексами, используемыми, например, в Администрации президента.

Помимо иной информации, она предполагает сбор сведений о доходах и имуществе подлежащих декларированию лиц в единообразном формате и в электронном виде. Увы, теперь мы точно знаем, что и в два ближайших года задача эта не будет решена. Наш проект «Декларатор» продолжает свою работу в том виде, в каком он существует сегодня.

Много внимания уделено распространению антикоррупционных мер на сотрудников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти. Речь идёт о различных унитарных предприятиях (ГУП/ФГУП/МУП). Их включение в систему публичного декларирования доходов и имущества сталкивается с существенными трудностями.

Нацплан предлагает журналистам и их профсоюзам добровольно публиковать сведения о доходах и имуществе. Это популярная идея, муссируемая в основном прокремлевскими общественными деятелями (также иногда мы слышим призывы общественных организаций раскрывать доходы их руководителей).

Можно долго обсуждать, стоит ли это делать. Но перед этим логичнее было бы государству обеспечить раскрытие доходов там, где это обязательно по закону (например, доходов судейского сообщества) и призвать к добровольному раскрытию тех, кто напрямую зависит от власти и работает с государственным имуществом и деньгами (например, унитарные предприятия, акционерные общества в госсобственности, подрядчики госкомпаний и пр.)».

http://www.transparency.org.ru/nashi-publikatcii/natcplan-protivodeistviia-korruptcii-na-2016-2017-god-kliuchevye-novovvedeniia