Hotline


Коррупционный Клондайк

 Версия для печати

 

Автор: Александр Сухаренко.

Недавний арест некогда успешного главы администрации Владивостока Игоря Пушкарева, чьи махинации со стройматериалами, как предполагают, превысили 160 млн руб., вновь обнажил весьма болезненную проблему отечественной экономики – коррупцию в сфере госзакупок.

 

О нечистоплотности и расточительстве чиновников в данной сфере наглядно свидетельствуют результаты работы активистов Общероссийского народного фронта: за последние два с половиной года они вскрыли нарушения на 190 млрд руб., а также сэкономили государству 20 млрд руб., предназначавшихся на закупку предметов роскоши.

Федеральный закон № 44 «О контрактной системе», сменивший в январе 2014 года прежнюю систему госзаказа (ФЗ № 94), пока не сделал ее более эффективной. Закон позволяет субъективно оценивать заявки участников конкурсов и предметы закупок, а также предусматривает в качестве основной формы подачу заявки на бумаге, в конверте, что не обеспечивает прозрачности закупочной процедуры.

По итогам прошлого года аудиторы Счетной палаты РФ выявили в сфере госзакупок около 500 нарушений более чем на 125 млрд руб. (в 2014 году – 276 нарушений и 39,6 млрд руб.). На региональном и муниципальном уровнях таких нарушений было 18 тыс. на 17,5 млрд руб. (в 2014-м – 2 тыс. и 7,4 млрд руб.). Закупки госкомпаний прошли с нарушением на 620 млн руб., а в регионах – еще на 3,8 млрд руб. Увеличение количества нарушений отмечает и ФАС России – почти на 30% по сравнению с 2014 годом. Другая негативная тенденция – рост объема закупок у единственного поставщика, что не приводит к экономии бюджетных средств. Так, если на региональном уровне такие закупки составляют 6,4%, а на муниципальном 14,3%, то на федеральном – уже 35,2%, а в госкомпаниях – 40,4%. Как правило, такой поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям (55,3%). Причем некоторые из них находятся в стадии банкротства или близки к этому.

Не внушает оптимизма и отчетность Генпрокуратуры РФ, согласно которой в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было выявлено 54 тыс. коррупционных правонарушений, что на 14% превосходит показатель 2014 года, а также 6,5 тыс. незаконных правовых актов.

Наряду с несоблюдением процедуры размещения госзаказов во многих регионах распространены такие факты, как завышение начальной максимальной цены контракта, расходование бюджетных средств без проведения закупочных процедур, неправомерная оплата невыполненных или недоброкачественных работ, непринятие мер по привлечению недобросовестных поставщиков к гражданско-правовой ответственности за нарушение условий контрактов. При этом проверенные прокурорами закупки имели особую экономическую либо социальную значимость, обусловленную строительством и реконструкцией объектов транспорта и здравоохранения.

Серьезную озабоченность вызывает состояние законности при выполнении гособоронзаказа. В частности, обнаружено нарушение срока и необоснованное завышение стоимости выполненных работ; нецелевое использование авансовых средств; приобретение контрафактной продукции; предоставление контрагентами оборонных предприятий поддельных банковских гарантий с целью заключения договоров; включение в систему кооперации фирм-однодневок и т.д. Кстати, в результате проверки контрагентов оборонных предприятий было выявлено свыше тысячи фирм, зарегистрированных на подставное лицо.

Несмотря на галопирующий рост правонарушений в сфере госзакупок стоящие за ними коррупционеры сохраняют не только свои посты, но и свободу. Опять-таки по данным Генпрокуратуры, за прошлый год в дисциплинарном и административном порядке наказали всего 35,8 тыс. лиц, а по материалам проверок возбудили лишь 730 уголовных дел (!). Что же касается оборонно-промышленного комплекса, то там было наказано около 3,3 тыс. виновных лиц и возбуждено всего 244 уголовных дела.

Не обнадеживает и «успеваемость» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, территориальными подразделениями которого было выявлено всего 362 преступления данной категории, а к уголовной ответственности привлечено 133 лица. Причем далеко не все из них впоследствии получат реальный срок лишения свободы, не говоря уже о конфискации. Так, в ноябре 2015 года Пресненский суд Москвы вынес приговор бывшему замглавы Главного медицинского управления администрации президента Альберту Арутюнову и экс-начальнику отдела фармацевтической и медико-технической деятельности этого управления Елене Осколковой, признав их виновными в злоупотреблении и превышении полномочий при поставке томографов. Учитывая состояние их здоровья, положительные характеристики и отсутствие судимости, судья приговорил Арутюнова к пяти с половиной годам лишения свободы условно, а Осколкову – к четырем с половиной годам условно. Гражданский иск к ним на 240 млн руб. со стороны управления делами президента суд оставил без удовлетворения.

Желая продемонстрировать решимость в наведении порядка в данной сфере, правительственная комиссия в мае одобрила законопроект, направленный на предупреждение и пресечение откатов. В нем предусматривается ряд обязательных требований к участникам закупок: у них должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики или предусмотренные статьями 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки) и 291. 1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ (за исключением тех, у кого такая судимость погашена или снята). 7 июня данный законопроект был внесен в Госдуму.

Кроме того, поставщиком не может стать физическое лицо, к которому применялось наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы и оказанием услуг, или административное наказание в виде дисквалификации. В свою очередь, компания не должна привлекаться к ответственности по ст. 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) КоАП РФ.

Пока в России коррупцию воспринимают как погоду (нечто, осложняющее жизнь и вызывающее постоянное недовольство, но не поддающееся изменению и составляющее часть самой жизни), ожидать каких-либо существенных сдвигов в сфере госзакупок не стоит.

http://www.ng.ru/ideas/2016-06-10/6_corruption.html?print=Y