Hotline


Коррупция: вечная борьба.

 Версия для печати

 

В первых числах апреля 2018 г. в Госдуму Президентом РФ было внесено 2 законопроекта направленных на совершенствование мер по противодействию коррупции.

 

1. Законопроект № 430594-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции

Законопроект предусматривает 2 меры:

1) Освобождение юридического лица от административной ответственности за передачу, предложение или обещание взятки, если оно способствовало выявлению правонарушения, проведению административного расследования или выявлению, раскрытию и расследованию преступления, либо если в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

В Пояснительной записке к законопроекту отмечается, что России предстоит вступление в ОЭСР, и принимая во внимание тот факт, что Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г., которая не предусматривает аналогичных оснований для освобождения от ответственности за совершение таких правонарушений, целесообразно не распространять основания освобождения от административной ответственности на юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, связанное с подкупом иностранного должностного лица или должностного лица публичной международной организации при осуществлении международной коммерческой сделки. Поэтому, в примечании 6 к ст. 19.28 КоАП РФ исключается возможность освобождения юридических лиц от административной ответственности.

Действительно, ОЭСР крайне негативно оценивала, что в России институт деятельного раскаяния может быть применен в отношении подкупа иностранных должностных лиц. Поэтому, введение освобождения юридического лица от ответственности также могло бы оцениваться негативно.

Предложенная мера не будет способствовать улучшению позиций России в отношении исполнения обязательств по Конвенции ОЭСР.

2) ФЗ от 04.05.2011 N 97-ФЗ в ст. 19.28 КоАП РФ в качестве меры ответственности для юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица предусматривает наложение штрафа с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В целях исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, законопроектом предлагается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - арест имущества юридического лица.

ОЭСР положительно оценивает возможность изъятия и конфискации имущества в случае совершения подкупа иностранного должностного лица.

Более того, в качестве одной из ключевых претензий к России в отношении неисполнения ею обязательств по Конвенции был тот факт, что Россией не были внесены поправки в законодательство в отношении ареста и конфискации, чтобы сделать эти инструменты доступными для дел о подкупе иностранных должностных лиц.

В ходе мониторинга в рамках Фазы 2-bis по России, Рабочая группа рекомендовала России принять следующие меры: 1) реализовать активный подход к изъятию и конфискации инструмента и доходов от взяточничества, в т.ч. в контексте разбирательств, связанных с юридическими лицами; 2) обратить внимание органов следствия и прокуратуры на важность изъятия и конфискации в качестве санкции за подкуп иностранного должностного лица, обеспечить им необходимую подготовку и предоставить руководство, в т.ч. о методах количественной оценки поступлений от преступления, связанного с взяточничеством.

2. Законопроект № 430595-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Законопроектом предусматривается внесение в ФЗ «О банках и банковской деятельности» изменений, касающихся наделения руководителей государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов правом получать справки по счетам физических лиц, а в отдельных случаях и юридических лиц при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции. Таким образом, существенно ограничивается сфера действия банковской тайны. Одновременно устанавливается, что полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с названным законодательством.
Александра Коваль
http://oecd-russia.org/analytics/korruptsiya-vechnaya-borba.html