Hotline


Деятельность Антикоррупционного Студенческого Клуба ДВГУ: итоги, прогнозы, перспективы развития

 Версия для печати

 

stat_153.zip (0 байт)  

 

Т. Филоненко,

студентка ЮИ ДВГУ

Прежде чем говорить о том, чем занимается Антикоррупционный Студенческий клуб ЮИ ДВГУ, мне бы хотелось буквально в двух словах рассказать нашим гостям и другим участникам круглого стола о его образовании, о тех истоках, откуда берет свое начало наш Клуб.

Идея создания Антикоррупционного Клуба при поддержке ВЦИОП возникла в сентябре 2004 года после проведения Владивостокским Центром по изучению организованной преступности Летней Школы молодых ученых юристов.

Но так как параллельно все мы являемся членами ELSA -VLADIVOSTOK, (Международной Студенческой Ассоциации Юристов), то мы посчитали целесообразным и удобным как раз и создать такой клуб в рамках ELSA.

В октябре мы начали формировать актив и рабочий план Антикоррупционного Студенческого Клуба ЮИ ДВГУ, и нам удалось это сделать довольно быстро, были учтены так же пожелания Центра в лице В.А. Номоконова, а так же представителей Приморской Школы Прав человека.

И через совсем короткий промежуток времени студенты были приглашены для помощи в организации и проведении антикоррупционных мероприятий. Впоследствии актив Антикоррупционного Студенческого Клуба сам выразил желание прочитать лекции школьникам и провести конференцию на тему “Коррупция: что это такое и как с ней бороться” в целях просвещения общественности в отношении причин и вреда коррупции, повышения уровня правовой грамотности населения в отношении его прав и обязанностей во взаимоотношениях с его органами власти, закладывания должного морального стержня у подрастающего поколения.

P.S Тематику и конкретные вопросы, которые мы старались охватить, проводив конференции, см. в Приложении №1.

Итак,

  1. Первые мероприятия – чтение лекций - школьникам 13 школы г. Владивостока прошли 24 ноября и 7 декабря в 54 школе г. Владивостока, в последствии после их успешного проведения появилась идея проведения масштабной конференции активом Антикоррупционного клуба.

2. Первые лекции для школьников на тему “Коррупция: что это такое и как с ней бороться” прошли в параллельных 11-х классах школы №13 г. Владивостока. Студенты попытались наиболее полно и достоверно преподнести информацию и рассказать выпускникам о проблеме коррупции как таковой, путях ее решения, как в мировом сообществе, так и в России, что вызвало с самых первых минут большую и оживленную дискуссию среди школьников, которые, как оказалось, неплохо осведомлены о международной политике в сфере борьбы с коррупцией.

Беседа велась в форме живого диалога, постоянно прерывалась неожиданными вопросами, примерами коррупции из жизни самих старшеклассников, их друзей, родных. Отрадно, что данная проблематика не оставила никого равнодушным, придала энтузиазма как школьникам, так и нам, студентам, так как, признаюсь честно, мы не ожидали столь бурного “ажиотажа”. Приятно удивило то, что актив Антикоррупционного Клуба сразу заметил положительные результаты, очень приятно было услышать, что наше будущее в лице подрастающего поколения должно, может и готово бороться с этой глобальной проблемой современного мира.

Но и 45-ти минут не хватало для того, чтобы поговорить о самом интересном, они пролетали очень незаметно. Самое главное, на мой взгляд, это то, что, прощаясь с ребятами, мы увидели и почувствовали нарастающий интерес в их глазах, что и подтолкнуло нас в дальнейшем к созданию и проведению более масштабной конференции именно для такой аудитории.

3. По прошествии несколько недель, решив все организационные вопросы, связанные с проведением мероприятия, мы отправились в школу №54, где собрали уже всю параллель 10 и 11 классов, проведя для них такую же лекцию.

4. Параллельно с проведением подобных конференций мы проводили и свою исследовательскую деятельность Клуба.

Школьникам, в частности, была предоставлена анкета на заданную тему, и вот что полагают на этот счет старшеклассники.

На вопрос “Что вы думаете о коррупции в России?” 66% ответили, что коррупция это острая проблема, и их это беспокоит, 27,7% сказали, что коррупция это актуальная проблема сегодняшнего дня, но их это не касается.

88% из всех опрошенных считают, что Россия стоит в ряду самых коррумпированных стран мира, а 77% старшеклассников назвали среди основных причин, порождающих коррупцию несовершенство законов и отсутствие общественного контроля, 50% отдали свои голоса за вариант ответа “низкая заработная плата чиновников всех уровней”. На вопрос о перспективах борьбы с коррупцией, мнения разделились поровну: 50% высказались за возможность реальной борьбы с коррупцией в ближайшее время, 50% считают, что будет скорее имитация борьбы.

P. S. Подробнее анкету для школьников см. в приложении №2

5. Не менее значимым событием для Антикоррупционного Студенческого Клуба ЮИ ДВГУ совместно с ELSA-VLADIVOSTOK, стали организация и проведение Первых научных Михайловских Чтений на которых были представлены доклады о международно-правовых аспектах противодействия коррупции.

6. Что касается проектов на данном этапе нашей работы, это проведение исследования под названием “Коррупция в сфере образования”, а также, уже ставшее привычным для членов Клуба участие в различных молодежных Антикоррупционных проектах.

Что касается исследования, то на сегодняшний день уже получены результаты анкетирования, проведенного в Юридическом Институте, на факультетах правоведения, государственно-правовом, судебно-прокурорском на 2,3,4 курсах. Могу сказать, что результаты получились довольно интересными, и даже непредсказуемыми.

Если сравнивать их с данными аналогичного исследования в Саратовском Центре по изучению организованной преступности (для сопоставимости данных была взята за основу анкета саратовцев), то можно провести любопытные параллели.

Например, нашим студентам гораздо реже приходится сталкиваться со взяточничеством в ВУЗах - 15,6% (против 29%). Взятка за поступление в Вуз - 35,4% в ДВГУ (против 39% в Саратове), а так же наиболее распространенными являются взятка при сдаче зачета и экзамена - 47,51%, против 39% из Саратова, на прямой вопрос “давали ли вы взятки?” да - 23,4%, 77% студентов ответили “нет”, и это не может не радовать! 84% и 86% в Саратове считают, что предметом взятки являются деньги, 38,2 % подарки, и 18,4% услуги, примечательно, что 2 человека ответили на данный вопрос ответом “помощь кафедре”, а вопрос кто наиболее коррумпирован, какие структуры института, 43,4% оставили “без комментариев”.

P.S подробнее анкету для студентов вы можете посмотреть в приложении № 3

7. Параллельно проведенному исследованию Актив Антикоррупционного Клуба ЮИ ДВГУ участвует в Молодежном проекте - дебатах школьников совместно с Приморской Школой по Правам Человека, где ребята дискутируют на тему “коррупция, взятки, неизбежны ли они в нашей жизни, и как с ними можно бороться”. Задача нашего Клуба состоит в том, чтобы юридически подковать ребят по данной проблематике, научить их дискутировать на эти темы, отстаивать свои позиции. Буквально на днях прошли первые дебаты, и я не могу не поделиться замечательной новостью со всеми членами Антикоррупционного Клуба: команда, которую мы готовили на протяжении двух с половиной недель, одержала победу в дебатах, уверенно отстояв свои позиции, и прошла в следующий круг!

P.S Подробнее схемы дебатов см. в приложении № 4

8. 15 апреля в Юридическом Институте ДВГУ Владивостокским Центром по изучению организованной преступности совместно с Антикоррупционной коалицией Приморского края и Студенческим Антикоррупционным Клубом ЮИ ДВГУ был проведен круглый стол на тему: “Роль государства и гражданского общества в противодействии коррупции”

Вот, пожалуй, и очень коротко все, что касается деятельности Антикоррупционного Студенческого Клуба.

Единственный, наверное, нюанс сегодня - это вопросы финансирования. Очень много затрачивается сил, моральных и физических, большие затраты времени уходят на проведение и подготовку всех мероприятий. Очень хотелось бы, чтобы наши усилия, энтузиазм были каким-то образом оценены и поддержаны.

 

Приложение №1

Антикоррупционный студенческий клуб

(Management Systems International)

 

План урока для старшеклассников:

1) Коррупция: что это такое и почему на сегодняшний день она является проблемой?

2) Примеры коррупции в России, ее масштабы, индекс восприятия коррупции.

3)Работа с коррупционной картой мира.

4)) Причины и истоки этого явления

5) Международные программы в сфере борьбы с коррупцией (опыт Сеула, Сингапура, Нидерландов и др.)

6) Каковы перспективы борьбы с коррупцией в России, планы на будущее, оживленные дебаты и личные предложения ребят.

7) В конце каждого урока проводился небольшой опрос школьников в виде заполнения анкеты на данную проблематику.

8) Вопросы и ответы, предложения, мнения, советы.

 

Приложение № 2

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Опрос проведен членами

Антикоррупционного

студенческого клуба

ДВГУ

в ноябре-декабре 2004 г.

(всего опрошено – 100 чел.

школьники 10-11 кл. 13 и 53 с.ш.)

  1. Скажите, что Вы думаете о коррупции в России?
  2. А) Коррупция – острая проблема, и меня это очень беспокоит - 66,6%

    Б) Коррупция – острая проблема, но меня лично это не касается. - 27,7 %

    В) Коррупция вообще не является острой проблемой. - 5,5 %

  3. Что Вы знаете о фактах проявления коррупции?
  4. (несколько вариантов ответа)

    А) Я и члены моей семьи лично сталкиваются с такими фактами – 27,7%

    Б) Знаю о таких фактах из рассказов людей, заслуживающих доверия – 50%

    В) Слышал о таких фактах от малознакомых людей, из сообщения прессы, TV, радио- 44%

    Г) Ничего не знаю о таких фактах – 0%

  5. Как Вы думаете, кто более опасен для нашего общества: взяткодатель или взяткополучатель?
  6. А) Тот, кто дает взятку, более опасен – 27,7 %

    Б) Тот, кто получает взятку, более опасен – 5,5%

    В) Одинаково опасны – 72,2%

    Г) Вообще не представляют опасности – 0%

  7. По каким причинам чиновники берут взятки?
  8. ( не более 3-х вариантов ответа)

    А) Взяточничество практически остается безнаказанным –44,4%

    Б) Вынуждены брать т.к у них низкая зарплата – 72,2%

    В) Низкий моральный уровень – 33%

    Г) Снисходительное отношение общества к фактам взяточничества- 27%

    Д) Всех это устраивает – 55,5%

    Ж) Круговая порука взяточников – 16%

  9. Коррупция – создание противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного получения материальных благ.
  10. А как Вы относитесь к коррупции?

    А) Равнодушен – 11%

    Б) Иногда вынужден участвовать сам – 38%

    В) Не вижу ничего плохого- 5,5%

    Г) Осуждаю – 50%

  11. Как на Ваш взгляд большинство граждан относятся к коррупции?
  12. А) Равнодушны- 33%

    Б) Иногда вынуждены участвовать сами- 38%

    В) Не видят ничего плохого – 27,7%

    Г) Осуждают- 5,5%

  13. Как Вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?
  14. А) Среди самых коррумпированных стран- 88%

    Б) В середине списка всех стран- 0%

    В) Одна из наименее коррумпированных стран- 0%

    Г) Не знаю – 12%

  15. Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров?

(не более 2-х вариантов ответа)

А) Введение расстрела (как в Китае) – 16,6%

Б) Конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок – 44%

В) Запрет в дальнейшем работать в государственных органах – 72,2%

Г) Главное – не суровость наказания, а его неизбежность – 27%

9. Какие чувства вызывают у Вас произведения современной Российской литературы, кино

публикаций в СМИ в плане борьбы с коррупцией?

А) Создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее) – 38%

Б) Порождают оптимизм (зло всегда будет наказано, органы правопорядка вызывают

уважение)- 38%

В) Никаких чувств не вызывают – 26%

  1. Какие виды коррупции имеют у нас наибольшее распространение?
  2. А) Индивидуальная – 50%

    Б) Организованная- 22%

    В) Подчиненные делятся доходами с начальниками- 22%

    Г) Начальники делятся доходами с подчиненными – 4,5%

  3. Какую роль играют органы государственной власти в отношении коррупции?
  4. А) Борются с коррупцией – 5,8%

    Б) Мирятся с коррупцией – 23,5%

    В) Организуют коррупцию – 52,2%

    Г) Не знаю – 17%

  5. Каковы на Ваш взгляд причины коррупции в России?
  6. ( не более 5 вариантов ответа)

    А) Коррумпированность высших руководителей государства – 10%

    Б) Низкая заработная плата чиновников всех уровней – 50%

    В) Зависимость судебных органов от органов исполнительной власти- 22%

    Г) Несовершенство законов – 77,7%

    Д) Отсутствие общественного контроля – 77,7%

    Ж) Неразвитость института частной собственности – 5,5%

    З) Неэффективность механизма государственной власти – 16,6%

    И) Моральная деградация – 44%

    К) Круговая порука взяткодателей и взяткополучателей – 33%

    Л) Другие (укажите какие)

  7. Каковы по Вашему мнению ближайшие перспективы в борьбе с коррупцией?

А) Начнется борьба с коррупцией – 50%

Б) Имитация борьбы с коррупцией – 50%

 

Приложение № 3

Апрель 2005 г.

ДВГУ

Анкетирование, проведенное Антикоррупционным

Студенческим Клубом.

Опрошены 141 человек

3,4,2, курс

Коррупция в сфере образования.

Анкета для студентов

  1. Коррупция в ВУЗе для Вас это…..

А) зло, с которым обязательно нужно бороться - 56%

Б) для меня это нейтральное явление - 36,1%

В) это позитивное явление, позволяющее получить высшее образование в “упрощенном порядке” - 9,2%

2. Коррупция у Вас ассоциируется в первую очередь с понятием ….

(возможны несколько вариантов ответа)

А) “способ выживания” - 23,4%

Б) “наглость преподавателей” - 27,6%

В) “неотъемлемая часть процесса образования” - 16,3%

Г) “выпуск неквалифицированных специалистов” - 55,3%

Д) “хорошая возможность повысить зарплату преподавателям” - 10,6%

Ж) “эталон нашего времени” - 18,4%

3. Допускаете ли Вы возможность получить положительную оценку при отсутствии знаний путем дачи взятки ?

А) да, вполне допускаю - 41,1%

Б) нет, для меня это не приемлемо - 18,4%

В) не знаю, такой вопрос никогда передо мной не стоял - 42,5%

4. Приходилось ли Вам сталкиваться со случаями взяточничества в институте?

А) да, часто - 15,6%

Б) встречался, но редко - 16,31%

В) не сталкивался с подобным явлением -11,34%

Г) лично не сталкивался, но много слышал - 57,4%

 

5. В какой ситуации Вам приходилось встречаться со взяточничеством?

(возможны несколько вариантов ответа)

А) взятка за поступление в ВУЗ - 35,4%

Б) при угрозе отчисления из него - 15,6%

В) при сдаче зачета (экзамена) - 47,51%

Г) при переводе с одного факультета на другой факультет (институт, форму обучения и т.д.) - 5,67%

Д) в целях отсрочки сдачи сессии, досрочной ее сдачи, разрешения пересдачи предмета - 4,96%

Ж) при разрешении административного, не связанного напрямую с учебой вопроса (получении стипендии, места в общежитии и т.п.) -24,11%

6. Известны ли Вам случаи, когда для студента подкуп преподавателя становится основным способом сдачи большинства экзаменов и зачетов?

А) да, я знаю много таких случаев -25,5%

Б) мне известно несколько таких студентов - 49,6%

В) такие факты мне незнакомы - 22,6%

7.Вы не даете взяток потому что:

(возможны несколько вариантов ответа)

А) боюсь ответственности - 29,07%

Б) не умею это делать - 36,1%

В) для меня это слишком дорого - 26,9 %

Г) для меня это неприемлемое зло - 15,6%

Д) процесс дачи взяток для меня неприятен, а посредник отсутствует- 17%

Ж) т.к пока не возникло соответствующей необходимости - 39%

Другое: “не хочу из принципа” -1чел.

8. Давали ли Вы взятки ?

А) да - 23,4%

Б) нет - 77%

9. При даче взятки была ли Вам указана конкретная сумма?

А) да - 17,7%

Б) нет - 42,5%

10. Как Вы считаете, что чаще всего является предметом взятки?

(возможны несколько вариантов ответа)

А) деньги - 86,5%

Б) подарки - 38,2%

В) услуги - 18,4 %

Г) другое : “помощь кафедре”-1 чел

11. От чего по Вашему мнению зависит размер суммы взятки?

(возможны несколько вариантов ответа)

А) от сложности сдаваемого предмета - 48,9%

Б) времени сдачи предмета (во время сессии или досдачи) - 10%

В) уровня знаний студента - 12%

Г) жадности преподавателя - 40,4%

Д) желания самого студента - 14,8%

Ж) степени “знакомства” с преподавателем - 29,7%

З) финансового положения студента - 8,51%

И) “накрутки” посредника во взяточничестве - 19,8%

К) только от всего вышеперечисленного - 14,1%

  1. Основными причинами, побуждающими студента дать взятку являются:
  2. (возможны несколько вариантов ответа)

    А) откровенное нежелание студента учить предмет - 51%

    Б) излишняя сложность той или иной учебной дисциплины - 26,9%

    В) чрезмерная строгость преподавателя, его предвзятость - 37,5%

    Г) наличие “лишних” денег - 13,4%

    Д) вымогательство взяток - 14,8%

    Ж) низкий уровень преподавания предмета, его “неинтересность” - 14,8%

    З) ненадобность знаний по предмету - 17%

  3. Причины, активизирующие преподавателя брать взятки:

(несколько вариантов ответа)

А) откровенные угрозы со стороны взяткодателя - 0,7%

Б) безответственность, безнаказанность коррупционеров - 34,%

В) желание “наказать” нерадивого студента хотя бы материально - 10,6%

Г) уже сложившийся порядок - 35,4%

Ж) моральное воздействие со стороны студента-взяткодателя - 4,96%

З) чрезмерная алчность, стремление к обогащению - 13,4%

И) слишком низкий уровень зарплаты - 32,6%

К) давление со стороны посредника во взятке - 1,41%

14. В нашем ВУЗе самыми коррумпированными являются:

(Несколько вариантов ответа)

А) дирекция института, ректорат - 33,3%

Б) доценты, профессура - 45%

В) молодые преподаватели - 13,4%

Г) деканы - 14,1%

Д) сотрудники деканата - 11,34%

Р.S. 43,4% - “без комментариев”

15. Считаете ли Вы что введение ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) снизит уровень коррупции в ВУЗах?

А) да существенно - 6,38%

Б) лишь незначительно - 33,3%

В) нет, изменится лишь получатель взяток - 44,6%

Г) подобное нововведение лишь усугубит положение - 19,8%

 

Приложение № 4

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ

 

Тема:   Утверждение: "Взятки в повседневной жизни неизбежны".

             Отрицание: "В повседневной жизни можно обойтись без взяток".

 

Роли и лимиты времени каждого спикера должны быть следующими:

 

Спикер

Время

Роль

У1

5 мин.

Делает   презентацию   и   дает          определение   темы, объясняет  ключевые   слова,  дает  анализ  предметам, представляет все аргументы команды в организационной форме

O3 к У1

2 мин.

О3  задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов У1; У1 отвечает

O1        

4мин.

В общем принимает определение, не должен давать другое определение, если определение У1 не является полностью правильным. Остерегайтесь дебатов по определениям. Отвергает утверждения У1 и выдвигает всевозможные отрицательные аргументы.

У3 к О1    

2 мин.

УЗ задает перекрестные вопросы О1; О1 отвечает

У 2

4 мин.

Отвергает все аргументы О1 , усиливает утверждающую линию и представляет доказательства.

О1 к У2

2 мин.

О1 задает перекрестные вопросы У2; У2 отвечает

O2

4 мин.

Опровергает аргументы У1 и У2, усиливая отрицающую линию и представляет доказательства в ее поддержку.

У1 к О2

2 мин.

У1 задает перекрестные вопросы О2; О2 отвечает

У3

4 мин.

Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства утверждающей линии.

O3

4 мин.

Опровергает аргументы и доказательства отрицающей лини, представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства отрицающей лини.

 

Команды имеют право на 5-минутный перерыв для консультации друг с другом, который они могут использовать полностью перед каким либо из выступлений или частями. 

Примечания:

Команда, которую готовили мы (г.Владивосток), поддерживает утверждение: "Взятки в повседневной жизни неизбежны" (тезисы определялись жребием)

Команда Находки, отрицание: "В повседневной жизни можно обойтись без взяток".

Наша команда состоит из 3-х человек, которые в данной таблице обозначены, как:

У 1 - утверждающий 1,

У 2 - утверждающий 2,

У 3 - утверждающий 3.

Соответственно команда Находки обозначается здесь, как команда оппонентов, поэтому её участники обозначаются, как:

О 1 -оппонент 1,

О 2 -оппонент 2,

О 3 -оппонент 3.